Биология

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Экологический праздник в школе "День птиц" 2007

    Автор: Кондакова Светлана Михайловна

    Традиционная Неделя птиц. В статье содержатся викторины, конкурсы, игры, позволяющие расширить знания учащихся о роли птиц в природе и жизни человека.

  • Конкурсно-познавательная игра на тему: "Эти забавные птицы" 2007

    Автор: Надехина Ольга Геннадиевна

    Конкурсно-познавательная игра «Эти забавные птицы» проводится в декаду биологии для учащихся 6–7-х классов. Игра проходит в два этапа. Первый этап проводится внутри класса, где определяется команда-победительница для участия в финальной игре между классами. Игра имеет два сценария. Цель игры – развитие познавательной и творческой активности учащихся. В программе – разнообразные конкурсные задания на знание видового многообразия и особенностей жизни птиц, узнавание птиц по голосам и фотопортретам, сказки, пословицы, словообразование, кроссворд, ребусы, загадки и художественное творчество.

  • Урок-соревнование в 6-х классах по теме: "Водоросли" 2007

    Автор: Диденко Любовь Васильевна

    Обобщающий урок-соревнование по биологии в 6-х классах по теме "Водоросли". Данный урок закрепляет итоги усвоения учащимися знаний о роли и значении водорослей в природе и жизни человека, формирует бережное отношение к родной природе.

  • Устный журнал "Важнейшие лекарственные растения нашего района" 2007

    Автор: Носаченко Ольга Борисовна

    Данный устный журнал можно провести как тематический классный час, внеклассное мероприятие по биологии или экологии. Устный журнал знакомит с важнейшими лекарственными растениями данной местности, рассматривает их места обитания, лечебные, полезные и другие свойства. На рисунках приводятся конкретные карты мест обитаний растений, количественные запасы фармацевтического сырья в районе. Краеведческие и экологические аспекты мероприятия прививают познавательный интерес учеников к предмету, способствуют развитию патриотических чувств.

  • Свободный полет: литературно-философская импровизация на уроке биологии 2007

    Автор: Акперова Ирина Анатольевна

    Представлен нестандартный урок биологии "Метаморфозы", который может быть проведен в конце 10-го класса после изучения темы "Размножение и развитие организмов". Главная цель урока - формирование рефлексивных качеств, создание условий для осмысления школьниками собственных возможностей и стимулирование стремления меняться и развиваться. Некоторые идеи этого урока могут быть положены в основу классного часа для учащихся 9–11-х классов.

  • Тема урока: "О вреде курения для молодого организма" 2007

    Автор: Шарапова Любовь Александровна

    Урок убедительно, на фактах, сообщает учащимся о вреде курения, особенно в подростковом возрасте.

  • Внеклассное занятие по фитотерапии в 7-м классе на тему: "Лекарства на обеденном столе" (заседание клуба ученых) 2007

    Автор: Телегина Наталья Владимировна

    Представлены программа и методическая пособие "Фитотерапия" - элективный курс для учащихся 7-8-х классов (68 часов). Данное мероприятие проводится в теме "Пища должна быть лекарством". На него мы приглашаем ребят младших классов. К сценарию внеклассного мероприятия "Лекарства на обеденном столе" прилагаются статьи из газет, фотографии.


  • Разработка урока по биологии с применением технологии развития критического мышления по теме: "Агротехника посева семян" 2007

    Автор: Аюпова Светлана Дмитриевна

    В предложенной разработке урока демонстрируется возможность использования технологии развития критического мышления на уроках биологии. Показан способ организации работы с натуральными объектами в контексте трёхфазной структуры построения урока по данной технологии. Приведены примеры некоторых приёмов технологии, обеспечивающих организацию продуктивной деятельности детей по формированию навыков работы с информационным текстом.

  • Интегрированный урок по биологии и химии на тему: "Необыкновенное вещество вода" 2007

    Автор: Медведкина Ольга Петровна

    Какой только вода не бывает на свете! Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, мертвая и живая, питьевая и индустриальная, колодезная и водопроводная, дождевая и болотная. Есть даже вода тяжелая, а есть вода веселая, солнечная и пресная, привозная и местная, целебная, лечебная, волшебная, талая, большая и малая, срочная проточная, чистая и грязная – ну, в общем, разная!

  • Викторина для учащихся "Живой? Еще живее!". 7-й класс 2007

    Автор: Гуркина Юлия Леонидовна

    Эта викторина, как и другие внеклассные мероприятия, помогает заинтересовать учащихся, повысить их мотивацию к изучению наук естественнонаучного цикла, актуализировать и закрепить полученные знания. Вопросы перемежаются по сложности. Есть совсем простые, что добавляет ученикам уверенности в собственных знаниях, повышает самооценку. Другие вопросы требуют смекалки или наблюдательности, умения логически мыслить, актерского мастерства. Вопросы ориентированы на конец первого полугодия, когда завершается изучение зоологии беспозвоночных.

  • Реализация интеграционных проектов в практической деятельности учителя 2007

    Автор: Семке Андрей Иванович

    Предлагается методика использования интеграции физики с предметами естественнонаучного цикла в рамах традиционных технологий, то есть в урочное и внеурочное время, с помощью специально подобранных практических и экспериментальных задач, качественных и количественных примеров, методических и учебных пособий. Великий Леонардо да Винчи говорил: "Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться".

  • Интегрированный урок по химии и экологии на тему: "Город как экосистема" 2007

    Авторы: Хайруллина Наиля Калимулловна, Ларина Светлана Вячеславовна

    Открытый интегрированный урок по химии и экологии, посвященный 40-летию города Нижнекамска. Цели урока: познакомить учащихся с экологической обстановкой города; научить обобщать предложенный материал о проблемах окружающей среды, работать с табличными данными; развивать логическое мышление, раскрывать межпредметные связи.

  • Интегрированный урок: психология + возрастная анатомия и физиология по теме: "Темперамент и личность" 2007

    Авторы: Воронова Наталья Алексеевна, Михайлова Нина Владимировна

    Интегрированный урок по данной теме помогает студентам установить взаимосвязь в проявлениях темперамента и личности; способствует формированию навыков самоуправления и самовоспитания в процессе общения с окружающими.

  • Интегрированное занятие по биологии и информационным технологиям на тему: "Изучение статистических закономерностей живой природы средствами Ms Excel" 2007

    Авторы: Звонцева Ирина Николаевна, Кудряшова Вера Григорьевна, Прищепо Людмила Николаевна

    Решение многих задач требует применения информационных технологий, использования прикладных программ для обеспечения эффективности понимания материала. Вид урока: лабораторная работа с применением проблемно-исследовательской технологии. Методическая цель: показать на основе осуществления межпредметных связей использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности студентов по биологии.


  • Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии 2007

    Автор: Артамкина Наталья Михайловна

    Урок проводится в форме ролевой игры. Роли распределяются заранее, еще на первом уроке по данной теме. Урок проходит в театрализованном виде, где каждый ученик играет свою роль. Подробно объясняется, как табак воздействует на организм, какие органы человека наиболее страдают от воздействия табака. Приводится историческая справка, как табак появился в Европе и в России. В результате каждый учащийся должен выработать собственный здоровый стиль жизни с учетом знаний о человеке как биологическом и социальном существе, о факторах, благоприятных и неблагоприятных для окружающей среды, с учетом знаний своего организма и своей личности. Конечная цель обучения здоровому образу жизни - добиться необходимых благоприятных для здоровья отношений в сложившейся схеме поведения человека.

  • Обобщающий урок биологии в 8-м классе по теме: "Курение или здоровье – выбирайте сами" 2007

    Автор: Аветисова Лариса Александровна

    Проблемы борьбы с курением, алкоголизмом, наркоманией, к сожалению, очень актуальны и сегодня. Рост числа учащейся молодежи, пристрастившейся к курению и страдающей другими вредными привычками, обязывает учителей биологии уделять пристальное внимание формированию у школьников потребности ведения здорового образа жизни. Задача эта непростая. Сложность заключается в том, что молодежь в силу возрастных особенностей психологически не готова к восприятию мысли о необходимости беречь своё здоровье. Поэтому учителю необходимо преодолеть этот психологический барьер.

  • Культурные и дикорастущие растения, используемые в народной и современной косметике 2007

    Автор: Александрова Татьяна Александровна

    Данный урок является заключительным в программе элективного курса предпрофильной подготовки "Природная косметика". Курс рассчитан на 27 часов. Программа предусматривает формирование интереса к науке косметологии, знакомит с профессиями косметолога, продавца-консультанта, дерматолога, массажиста. Программа построена на индивидуальной и групповой проектной деятельности. В ходе проектов идет сбор рецептов народной косметики с использованием трав, изучение линий современной косметики с целью выявления использования растительных компонентов.

  • Урок биологии по теме: "Строение и работа сердца". 8-й класс 2007

    Автор: Березкина Зоя Кирилловна

    На данном уроке учащиеся узнают анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца.

  • Опыт проведения интегрированного урока: естествознание + химия + биология – французский язык по теме: "Французский химик с русской фамилией" 2007

    Автор: Слепченко Наталья Анатольевна

    Представлена разработка интегрированного урока. В ходе данного урока решаются следующие задачи: формируется представление об истории становления биохимической науки и практическом применении знаний о витаминах в период блокады Ленинграда; развивается чувство патриотизма; развиваются коммуникативные умения на французском языке; формируются целостные знания учащихся об объекте изучения на основе интеграции естественнонаучных и гуманитарных методов познания окружающего мира.

  • Тема урока: "Витамины" 2007

    Автор: Башурова Тамара Ивановна

    На уроке дается общее понятие о витаминах, их роли в жизнедеятельности человека. В первой части рассказывается об истории открытия витаминов, дается краткая характеристика некоторых групп - A, B, C, D, K, и их роли. Даются сведения о продуктах питания, особо богатых основными витаминами. Рекомендуются способы и сроки их хранения. Во второй части урока проводится лабораторная работа "Определение содержания витамина С в некоторых продуктах". Работа основана на свойствах аскорбиновой кислоты обесцвечивать йод. Определяется содержание витамина в соках лимона, яблока, кипяченом соке. Разъясняется значение искусственных препаратов витаминов. В заключение урока решаются познавательные задачи для закрепления материала.

  • Тема урока: "Класс насекомые. Отряд чешуекрылые". 7-й класс 2007

    Автор: Сошенко Оксана Федоровна

    Урок построен на основе краеведческого материала с использованием элементов личностно ориентированных технологий. На уроке использовались разнообразные формы и методы: фронтальная, парная, групповая работа, метод эвристической беседы, проблемной ситуации. Это позволило создать условия для совместной творческой деятельности, проявления индивидуальных способностей и возможностей учащихся.


  • Тема урока: "Цветочная кулинария" 2007

    Автор: Воронина Ольга Владимировна

    Интеграция обучения, использование знаний, полученных на других уроках. Знакомство с миром цветов, в котором все не только прекрасно, но и вкусно, а порой очень полезно. На уроке ученицы, применяя ранее полученные знания, создают новые экзотические блюда, развивают свои творческие способности в их оформлении.

  • Урок биологии в 8-м классе по теме: "Глаза и зрение" 2007

    Автор: Репенецкая Людмила Николаевна

    Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. И это счастье дают человеку глаза. С помощью глаз человек видит предметы, их перемещение и цвет. Глаза помогают ему ориентироваться в обстановке и передвигаться в нужном направлении. Все это делает глаза ценнейшим органом в системе органов чувств. Наша жизнь сложна и многообразна, и не всегда мы испытываем только радость – бывают и огорчения. А связаны они с травмами, полученными по халатности и при неправильном обращении с предметами, которые могут причинить боль и страдания. И мы должны знать, как правильно и своевременно оказать помощь пострадавшему. При повреждении глаза резко снижается зрение.

  • Урок – ученый совет "Генетика и здоровье человека" 2007

    Автор: Субботина Любовь Николаевна

    Урок знакомит учащихся с методами изучения наследственности человека, показывает практическое значение генетики для медицины, знакомит учащихся с некоторыми наследственными заболеваниями.

  • Урок биологии в 8-м классе по теме: "Дыхание" 2007

    Автор: Мотовилова Наталья Викторовна

    При планировании урока "Дыхание" по курсу биологии в 8-м классе учитывались возрастные особенности учащихся, стремление к деятельности, желание проявить себя. Развивающее обучение предполагает некоторый отказ от преимущественно репродуктивных методов и применение методов творческой мыслительной деятельности и самообразования учащихся. Создание проблемных ситуаций способствует активной деятельности учащихся, заинтересованности в высказывании собственного мнения и развития монологической речи. Домашнее задание исследовательского характера способствует формированию интереса к предмету и созданию условий для сохранения здоровья человека.

  • Урок-обобщение по теме: "Птицы". 7–8-е классы 2007

    Автор: Рябова Ирина Аркадьевна

    Заключительный урок проверки и оценки знаний в виде игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к биологии. Оценку получают все учащиеся. Любой ученик может проявить себя так, чтобы получить положительную оценку. Материал урока можно использовать на Неделе естествознания.

  • Урок-игра по теме: "Мы говорим ей: "До свидания…" 2007

    Автор: Рябова Ирина Аркадьевна

    Предлагается разработка урока-игры. Проводится на последнем уроке по теме "Царство растений". Игра командная, познавательно-обобщающая. Способствует развитию познавательной активности, коллективизма. На уроке используются мультимедийные технологии.

  • Комплект авторских заданий по разделу "Основы цитологии" 2006

    Автор: Максимова Людмила Евгеньевна

    Учитель с десятилетним стажем преподавания биологии в школе предлагает авторский комплект задач по общей биологии, которые не только можно использовать на обычных уроках по предмету, но и рекомендуется предложить учащимся для решения в рамках кружкового, факультативного занятия или для самостоятельного разбора дома. Все задачи снабжены решением и ответами, что делает разработку вдвойне более ценной, особенно для начинающих учителей.


  • Ролевая игра "Опорно-двигательная система" 2006

    Автор: Щелконогова Надежда Ивановна

    Групповая ролевая игра по биологии для учащихся 8-го класса, занимающихся по программе Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, по теме "Опорно-двигательная система". Цель урока: повторить понятия, отделы скелета и кости, образующие эти отделы, типы их соединений; умение оказывать первую доврачебную помощь и меры предупреждения нарушения осанки и развития плоскостопия. Игра оживляет и разнообразит учебный процесс, активизирует познавательную деятельность школьников, способствует лучшему закреплению материала и воспитывает чувство ответственности перед товарищами.

  • Программа элективного курса "Знакомые незнакомцы" 2006

    Автор: Сильвеструк Татьяна Филимоновна

    Предлагаемый интегрированный курс биологии, географии, экологии является частью предпрофильной подготовки. Курс рассчитан на 8 часов и ориентирован на детей 7–8-х классов. Курс имеет большое практическое значение: углубляет знания о тех растениях, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни, учит правильно их использовать. Материал позволяет осуществлять профессиональную ориентацию, знакомя ребят с различными сельскохозяйственными профессиями.