Пояснительная записка.
Данный элективный курс входит в образовательную область естествознания (предмет биология).
В соответствии со Стратегией модернизации образования, компетентностный подход является одним из способов достижения нового качества образования. Необходимость развития компетентностей уже в рамках школьного образования определяется изменениями в жизни общества, в особенности – сферы труда.
Формирование компетентностей обусловлено овладением интеллектуальными умениями, связью их со знаниями и применением на практике. Развитие интеллектуальных умений предполагает не только отработку навыков их применения (наиболее характерными, из которых являются умения анализировать, синтезировать, алгоритмизировать) в соответствующей ситуации, но и развитие у учащихся способности понимать и отслеживать свои когнитивные процессы.
Элективный курс “Почему я не полная копия папы или мамы?” углубляет (расширяет) содержание курса “Общая биология”. В программе данного элективного курса предусмотрено расширение представлений учащихся о своем организме, его организации и функционировании на генетической основе, предусмотрено развитие знаний о биологических закономерностях, о причинной обусловленности явлений и процессов природы.
Требования компетентностного подхода определяют содержательную и методическую структуру элективного курса, построенного на основе методики интерактивного обучения, которое строится не только на необходимости дать учащимся знания и навыки, но и в том, чтобы создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.
Построение элективного курса эффективно содействует самостоятельному поиску и овладению знаниями о влиянии условий среды на онтогенетические особенности; о генотипе как системе, взаимодействующей со средой; рассмотрению проблемы преемственной связи между поколениями и способствует лучшему усвоению последующих тем курса “Общая биология”.
Изучение важной мировоззренческой проблемы в рамках данного элективного курса будет содействовать развитию у школьников представлений о науке как реальной движущей силе развития общества.
Курс имеет профориентационную направленность в области фундаментальной биологии, биотехнологии, генетики, медицины и охраны природы.
Цели курса
- Формирование понятий о генетической наследственности и изменчивости живых организмов (т.е. связь между поколениями).
- Установление связи между понятиями “наследственность”, “наследственная изменчивость”, “эволюция” и пониманием их генетической основы.
- Развитие исследовательской компетентности
учащихся по средством:
- организации сбора научной информации о наследственности, изменчивости, их видах для проведения исследования;
- развития умения формулировать и доказывать гипотезы;
- создания условий для самостоятельных сбора и анализа данных о своей наследственности;
- формирования умений представлять результаты исследовательской и творческой деятельности, оценивать качество проведенного исследования;
- 4Содействовать профессиональной ориентации девятиклассников в выборе естественнонаучного профиля обучения в старших классах.
- Обеспечить условия для развития коммуникативной активности учащихся.
Место курса в системе предпрофильного обучения биологии.
Элективный курс “Почему я не полная копия папы или мамы?” способствует предпрофильной подготовке учащихся 9 классов для более лучшей ориентации в выборе естественнонаучного профиля обучения в старшей школе. Данный элективный курс может стать основой для исследовательской компетентности при дальнейшем овладении естественнонаучными знаниями на последующих ступенях обучения.
Элективный курс “Почему я не полная копия папы или мамы?” может быть включен в предпрофильное обучение учащихся 9 класса как на уровне изучения темы “Генетика”, так и практически с начала учебного года (поскольку большая часть учебного материала в курсе “Общая биология” строится на генетической основе).
Требования к освоению содержания курса
Учащиеся должны знать:
- особенности строения животной (человеческой) клетки и нуклеиновых кислот как носителей наследственной информации;
- связь между “генотипом”, “фенотипом”, “генофондом”;
- законы Грегора Менделя;
- особенности передачи некоторых наследственных заболеваний из поколения в поколение;
- значение генетических знаний для медицины, биотехнологии.
Учащиеся должны уметь:
- доказывать влияние окружающей среды на проявление признаков (фенотип);
- понимать сущность исследуемой проблемы, самостоятельно выявляя характер наследования признаков;
- самостоятельно решать генетические задачи с расширенным заданием;
- самостоятельно составлять генеалогическое древо;
- самостоятельно работать с научной, научно-популярной, справочной и учебной литературой;
- составлять конспекты, рефераты, готовить и делать сообщения, доклады;
- согласованно работать в группе.
Рекомендации к проведению занятий.
Занятия проводятся в двух режимах. Первый режим привычное урочное построение, поскольку учащиеся 9 класса еще не обладают достаточными возможностями к самостоятельному освоению высоко специфичной научной информации, и поэтому необходима информация, исходящая от учителя. Большая же часть работы курса построена на самостоятельном расширении и углублении информации, сборе практических сведений необходимых для реализации плана построения собственного генеалогического древа, которое является частью отчета о работе учащегося. Отчет представляет собой своеобразную копилку информации, полученной на занятиях и собранной самостоятельно, а так же из устного отчета перед “коллегами”. Прямого оценивания по пяти бальной системе данный курс не предполагает, поскольку у него основная задача заинтересовать учащихся вопросами биологии для дальнейшего выбора направления обучения.
Учебно-тематический план курса
(содержание 17 часов)
№ п/п | Тема | Методы и способы организации деятельности | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |
Теоретических | практических | |||||
1. | Введение | Беседа, рассказ; самостоятельная работа с литературой; фронтальная работа с учащимися | 45 мин | 25 мин | 20 мин | опрос |
2. | Что такое наследственность | Лекция, беседа; гипотетические ответы на проблемный вопрос | 45 мин | 45 мин | тест | |
3. | Что такое изменчивость | Беседа; самостоятельная работа с литературой; гипотетические ответы на проблемный вопрос | 45 мин | 20 мин | 25 мин | тест |
4. | Особенности строения и функционирования ДНК как носителя наследственной информации | Работа учащихся с текстом; анализ и обсуждение изученного текста в малых группах | 45 мин | 20 мин | 25 мин | Выступление представителей малых групп с комментарием учителя |
5. | Первый и второй законы Менделя. Основные символы при решении задач. | Лекция, беседа, работа с текстом; групповая работа в малых группах | 45 мин | 25 мин | 20 мин | Педагогическое наблюдение |
6. | Решение задач на моногибридное скрещивание | Групповая и индивидуальная работа по решению задач | 45 мин | 45 мин | собеседование | |
7. | Третий закон Менделя | Лекция, беседа, работа с текстом; групповая работа в малых группах | 45 мин | 20 мин | 25 мин | тест |
8. | Решение задач на дигибридное скрещивание | Групповая и индивидуальная работа по решению задач | 45 мин | 45 мин | собеседование | |
9. | Особенности полигибридного скрещивания | Лекция, беседа, работа с текстом; групповая работа в малых группах | 45 мин | 20 мин | 25 мин | собеседование |
10. | Признаки фенотипически проявляющиеся у человека | Групповая и индивидуальная работа по решению задач | 45 мин | 5 мин | 40 мин | собеседование |
11. | Генеалогическое древо | Лекция, беседа, работа с текстом; групповая работа в малых группах | 45 мин | 20 мин | 25 мин | собеседование |
12. | Решение задач по родословным | Групповая и индивидуальная работа по решению задач | 45 мин | 5 мин | 40 мин | собеседование |
13. 14. |
Составление родословных | Групповая и индивидуальная работа по решению задач | 90 мин | 30 мин | 60 мин | Собеседование и проверка родословной |
15. | Разбор возникших сомнений и вопросов | Беседа, дискуссия | 45 мин | 45 мин | собеседование | |
16. 17. |
Итоговое (отчетное) занятие | Доклады учащихся, рассказы с элементами беседы (презентация) | 90 мин | 90 мин | опрос |
Содержание изучаемого курса.
1. Введение. (1ч.)
Что такое генетика, что она изучает. Зачем нужны генетические знания. Где возможно применение генетических знаний.
2. Свойства живых организмов. (3ч.)
История развития исследования наследственности и изменчивости. Раскрытие модификационной изменчивости в том числе и через норму реакции. Наследственная изменчивость: генотипическая (мутационная, комбинативная), цитоплазматическая. Причины и последствия проявления наследственной изменчивости. Историческое становление понятий: ДНК, ген, генотип, аллельные гены. Строение ДНК. Значимость принципа комплементарности для составления родословных.
3.Законы наследственности установленные Г.Менделем. (3ч.)
Методика определения доминантных и рецессивных признаков. Различные проявления гомозигот и гетерозигот. Основные закономерности выявленные Г.Менделем: единообразие первого поколения, неполное доминирование, моногибридное и дигибридное скрещивание. Значение независимого наследования и анализирующего скрещивания в раскрытии проявления признаков в фенотипе. Объяснение Т.Морганом проявлений болезни у одного пола и носительство заболевания другим полом. Явление перекреста хромосом. Карты хромосом. Генетика пола и генетические болезни.
4. Объяснительная функция законов генетики. (8 ч.)
Полигибридное скрещивание. Фенотип. Генеалогическое древо. Родословная. Правило составления генеалогического древа. Пробанд. Ветви генеалогического древа. Поколения. Браки, внебрачные дети, аборт, носитель рецессивного гена (гетерозигота), однояйцевые и разнояйцевые близнецы.
5. Заключение. (2 ч.)
Значение генетики для медицины и любого человека. Родословная моей семьи. Применение генетических знаний в работе медико-генетической консультации, врачами гинекологами, врачами терапевтами, работающими в женских консультациях; в работе селекционеров при выведении новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов. Использование генетических знаний при борьбе с вредителями сельского хозяйства (насекомыми, бактериями).
Учебно-методическое обеспечение курса (ресурсы)
Литература:
(список источников предназначается как для учителей, так и для учащихся)
- Герасимова Н.С. медико-генетическое консультирование (задачи по генетике человека).//Биология. Первое сентября/№15 2003.
- Дикарев С.Д. Задачи по генетике.//Биология. Первое сентября/ №10, 12,13,14,15,16,17,19,20,21 2001.
- Кнорре Е.С. Живое в прожекторах науки. – М.: Дет. Лит., 1986. – 159 с. (Тайнопись природы).
- Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б. Сборник задач по генетике с решениями. /методическое пособие. Саратов.: Изд-во Лицей – 1998. -112с.
- Медведева А.А. Задача по генетике.//Биология. Первое сентября/ №23 2003.
- Медведева А.А. Символика, принятая при построении родословного древа человека.//Биология. Первое сентября/ №32 2001.
- Общая биология: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Д.К.Беляев, П.М. Бородин, Н.Н.Воронцов и др.; под ред. Д.К.Беляева, Г.Д.Дымшица. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 303 с.
- Общая биология: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений / Д.К.Беляев, Н.Н Воронцов, Г.М.Дымшиц и др.; под ред. Д.К.Беляева и др. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 1999. – 287 с.
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии: учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/ под общей ред. Проф. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Графф, 2003. – 240 с.
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. общая биология: учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений / под ред проф. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Графф. 2002. – 224 с.
- Тихомирова М.М. Генетический анализ/ учебное пособие. – Л.: изд-во Ленинградского университета, - 1990. – 280с.
- Филичкина Н.М., Захаров В.Б. Учимся решать задачи по генетике.//Биология для школьников №1, 2003