Игра проводится в актовом зале.
Игроки делятся на команды, для чего накануне игры в рекреации вывешивается пустые бланки с именами капитанов команд (их может назначить учитель из числа старшеклассников). Важно, чтобы в состав команд входило равное количество учащихся одного класса, поэтому в бланках указан класс и оставлено число строк, равное этому количеству.
Оборудование: таблица «Зрительный анализатор» (демонстрационная); рис. «Как видит пчела» (демонстрационный); таблицы цветового зрения животных; схемы монокулярного и бинокулярного зрения; скелет птицы; диафильм или кинофрагмент «Отряд чешуекрылые»; круги для опыта «наложение зрительных образов»; рисунок фасеточного глаза насекомого; рисунки с изображением зрительных иллюзий.
На столах для команд, стоящих перед сценой полукругом, таблички с названиями команд – «Насекомые», «Рыбы, рептилии», «Птицы», «Млекопитающие»; изображения животных, о которых идет речь в спектакле; у каждого игрока в руках табличка с его порядковым номером.
У жюри – итоговая таблица: по вертикали – номера игроков, по горизонтали – номера вопросов; листы с ответами.
Жюри скорее выполняет функции счетной комиссии, а чтобы не происходило накладок, одновременно работают три пары, в которых один человек следит за правильностью ответа по готовому листу ответов, а второй заносит под его диктовку в ведомость номер игрока и результат: правильный ответ – « + », неправильный – « - ». В конце игры результаты суммируются и оглашаются. После игры ее итоги записываются в сводную ведомость на стене рекреации.
Звучит легкая музыка, перед зрителями – объявление, висевшее до этого в рекреации:
«Внимание! Внимание!
На берегу лесного озера открывается видеосалон.
Приглашаем всех».
Действие происходит на сцене.
Ведущий (учитель): Мы рады вас приветствовать, усаживайтесь поудобнее, места всем хватит, экран большой, какая разница, кто где сядет.
Пчела: Ну, нет! Места надо выбирать в зависимости от того, кто как видит. Например, мы, насекомые, должны сидеть совсем рядом с экраном, потому что видим неважно!
Ведущий (учитель): Ребята, скажите, пожалуйста, на каком расстоянии насекомые видят наиболее четко? Выберите правильный вариант (выделен жирно):
- один метр,
- пять метров,
- десять метров.
Участники игры поднимают карточки, ведущий опрашивает всех. Если кто-то решает изменить свой ответ, это разрешено, но лишь трижды за игру и за определенную «плату», о чем жюри делает пометку в ведомости напротив номера играющего. Жюри фиксирует ответы.
Ведущий (учитель): А во сколько раз лучше видит человек, чем пчела? Варианты ответов:
- в два раза,
- в десять раз,
- в сто раз.
Ведущий (учитель): А вот плодовая мушка дрозофила видит хуже человека в тысячу раз.
Стрекоза: Вы, наверное, не знаете, что насекомые не могут закрывать глаза, даже спят с открытыми глазами. И, вообще, глаз насекомого сложно устроен. Он состоит из маленьких глазков, шестигранных деталей.
На экране появляется изображение фасеточного глаза насекомого.
Ведущий (учитель): А как называются детали такого глаза? Варианты ответа:
- розетки,
- фасетки,
- палетки.
Ведущий (учитель): Муравьи живут под землей. Сколько фасеток в их глазу? Варианты ответа:
- 6 штук,
- 4 тысячи,
- 28 тысяч.
Ведущий (учитель): А у мухи – обитателя наземно-воздушной среды? Варианты ответа:
- 2 тысячи,
- 4 тысячи,
- 8 тысяч.
Ведущий (учитель): А у стрекозы? Учтите, что стрекоза – хищник. Варианты ответа:
- 15 тысяч,
- 28 тысяч,
- 32 тысячи.
Ведущий обращает внимание ребят на изображения глаз насекомых, лежащие у них на столах.
Стрекоза: острота зрения у насекомых слабая, и, чтобы заметить постороннее движение, и нужны сложные глаза – ведь двигаться может враг, от которого надо удирать, либо добыча, которую надо поймать.
Стрекоза закрывает пчеле глаза руками.
Пчела: Ой, ничего не вижу! У меня, пчелы, как у большинства насекомых кроме сложных фасеточных глаз, есть еще и простые глазки, но если закрыть чем-нибудь сложные глаза пчелы, оставив только простые, пчела ведет себя как слепая. А если прикрыть простые глаза, пчела вполне нормально видит фасеточными глазами, только медленнее реагирует на изменения вокруг.
Стрекоза (ехидно): Труднее соображает…
Пчела: Я тебе дам – хуже соображает!
Ведущий (учитель): А почему у насекомых такой сложный аппарат зрения? (Ответ на этот вопрос требует обобщения услышанного, поэтому оценивается в 5 баллов.)
Сом: А про меня забыли? Мне тоже нужно поближе к экрану. В подводном мире нет яркого света, и видимость даже в самой чистой воде невелика. Поэтому рыбам нет надобности «настраивать глаза на резкость» для дальних расстояний – все равно приходится рассматривать все предметы вблизи.
Ведущий (учитель): Глаз – сложная оптическая система. Главная ее часть – линза. Как она называется? Варианты ответа:
- зрачок,
- хрусталик,
- сетчатка.
Ведущий (учитель): Какой формы хрусталик у рыб? Варианты ответа:
- двояковогнутый,
- круглый,
- двояковыпуклый.
Ведущий (учитель): Какие обитатели водной среды, кроме рыб, тоже близоруки, а их глаз напоминает рыбий? Вариантов ответов здесь нет, поэтому вопрос оценивается в 5 баллов.
Ребята называют бобра, ондатру, выдру и т.д.
Стрекоза (насмешливо): Разве такими глазами можно видеть? У вас же глаза на разных полюсах!
Сом: Ну и что! Люди видят своими глазами одно изображение, т.е. у них в мозгу отражается единая картина (показывает таблицу), а у рыб глаза расположены обычно по бокам головы, поэтому у нас – две разные картинки (демонстрирует схему).
Ведущий (учитель): А как называется такое зрение рыб? Варианты ответа:
- монокулярное,
- бинокулярное.
Ведущий (учитель): А как называется зрение человека? Варианты ответа:
- монокулярное,
- бинокулярное.
Ведущий (учитель): От какого слова происходят эти названия? Вспомним названия оптических приборов и их частей, где встречается тот же корень. -5 баллов.
Примерный ответ: Окуляр, бинокль. Эти слова содержат корень латинского происхождения – «окулюс», что означает «глаз».
Акула: То, что видит левый глаз, отражается в зрительном центре правого полушария, и наоборот. Но кроме этих двух изображений, у многих рыб есть еще и третье, которое они видят впереди себя сразу обоими глазами. Это – неширокое пространство бинокулярного зрения, в отличие от бокового – монокулярного (показывает схемы).
Обезьяна: А у меня, как у человека, зрение бинокулярное.
Ведущий (учитель): А вот таких глаз, как у хамелеона, нет ни у кого. Чем же они знамениты? Варианты ответа:
- самые зоркие,
- независимы друг от друга в движениях,
- самые красивые.
Ведущий (учитель): Хамелеон может смотреть одним глазом, например, вперед и вверх, а другим – назад и вниз. Перед броском языка он сводит оба глаза на добыче.
И у лягушки глаза удивительные! Они помогают ей проглатывать пищу. Схватив добычу, она начинает моргать, глазные яблоки проталкивают пищу в пищевод.
Стрекоза: Фи, а я-то думала, что она от удовольствия жмурится!
Ведущий (учитель): И это еще не все! Видит лягушка только то, что движется. А глаза у нее – как перископ: сама под водой – глаза на поверхности. У каких водных обитателей глаза такие же? -5 баллов.
Примерный ответ: крокодил, бегемот.
Ведущий (учитель): А что такое перископ? В названии каких оптических приборов тот же корень?
Примерный ответ: Микроскоп, телескоп, кодоскоп, фильмоскоп – корень греческого происхождения «скопео» означает «смотрю».
Обезьяна: А у ужа взгляд немигающее-пристальный, кажется, будто он хочет тебя загипнотизировать. Лягушка как почувствует его, так у ужа в желудке и окажется.
Ведущий (учитель): А так ли это? Варианты ответа:
- да, у змей магический взгляд, от него цепенеют,
- нет, лягушка видит не ужа, а лишь его подвижный язык и принимает его за червя.
Ведущий (учитель): А почему же уж не мигает? Варианты ответа:
- нет век,
- так он гипнотизирует добычу,
- веки срослись в прозрачную пленку, которая защищает глаза от мусора.
Обезьяна: Хи-хи-хи! Вот умора! Посмотрите, посмотрите, слепой крот уселся спиной к экрану!
Крот (обиженно): И нечего хихикать, вот! У зверей, ведущих подземный образ жизни, глаза недоразвиты. А у меня, слепого крота, вообще заросли кожей! Не нужны они мне. Поэтому мне все равно как сидеть. Я просто звук буду слушать!
Ведущий (учитель): А у кого еще глаз вовсе нет потому, что живут они в темноте? -5 баллов.
Примерный ответ: Слепыш, протей - «водяной дракон Ольм».
Ведущий (учитель): А вот вы, орел, садитесь поближе, а то издалека ничего не увидите.
Орел (медленно, гордо): Самые зоркие существа на Земле – птицы!
Ведущий (учитель): У каких птиц лучше развито зрение? Варианты ответа:
- ласточка, воробей, синица,
- орел, ястреб, сокол,
- ворона, галка, грач.
Орел: И видим мы лучше человека!
Ведущий (учитель): А во сколько раз? Варианты ответа:
- в два раза,
- в восемь раз,
- в десять раз.
Орел: Не только видим дальше, но и замечаем больше мелких деталей! Глазное яблоко у птиц огромное относительно размеров головы (показывает скелет птицы). Оно спряталось в защитные кожаные кольца, закрывается тремя веками. Два века обычных, как у людей, а третье – прозрачное, мигательная перепонка, которая работает как стеклоочиститель у машины. У птиц самые совершенные глаза из всех животных. Ведь им важно не только внимательно наблюдать за окружающей летной обстановкой, но и мгновенно «настраивать глаз» с дальних предметов на близкие. Как ласточкам и стрижам, например, хватающим мошек перед самым своим носом. То есть, я хотел сказать - клювом. Поэтому хрусталик у нас какой?
Ответ: Двояковыпуклый.
Ведущий (учитель): Внимание! Начинаю.
Демонстрирует диафильм в сопровождении музыки или кинофрагмент.
Пчела: Как красиво! Крылышки какие! Синие, фиолетовые, желтые, желто-зеленые! А солнце на закате черное-пречерное!
Акула (угрожающе): Чего-чего? На экране все серого цвета. И не вздумайте спорить со мной.
Ведущий (учитель) (удивленно): Что это с ними? Варианты ответа:
- голова заболела
- акула не имеет цветового зрения, а пчела видит красное черным.
- как крот, смотрят в другую сторону.
Обезьяна: Перестаньте спорить! Только мы – высшие обезьяны, видим цвета примерно так же, как человек.
Пчела: И я вижу не так, а вот так (демонстрирует иллюстрацию).
Сом: у акулы вообще нет цветного зрения, а другие рыбы некоторые цвета воспринимают. Скажем, щука по-разному клюет на блесны разного цвета. А если в аквариуме случайно появится радуга, то рыбки поплывут к зеленой и желтой ее полосам.
Ведущий (учитель): А вот стрекоза хорошо различает цвета, но только нижней половиной глаз. Верхняя половина смотрит в небо, на фоне которого добыча и так хорошо заметна.
Кошка различает шесть цветов, лошадь – четыре. А вот видит ли бык красный цвет? Варианты ответа:
- да, и очень злится,
- видит, но злится не всегда,
- он вообще цветов не различает.
Ведущий (учитель): А бывает ли у людей цветовая слепота? Как называется это наследственное заболевание? Варианты ответа:
- архаизм,
- фанатизм,
- дальтонизм.
Ведущий (учитель): Лягушки различают голубой и красный цвета, черепахи – только зеленый. Нечувствительны к цвету мыши, крысы, хомяки, белки, куры, собаки.
Вывешивает схемы цветового видения животных под номерами[2].
Определите хозяев этих полей зрения. – 5 баллов за полный правильный ответ.
Ведущий (учитель): А многие животные, которые плохо видят, восполняют этот недостаток кто чем: у одних развивается тончайший слух, или обоняние, или осязание. И даже чувства, совсем недоступные нам, людям. А не назовете ли вы их? – 5 баллов.
Примерный ответ: эхолокация, чувствительность боковой линии, способность видеть в ультрафиолете и т.п.
Ведущий (учитель): Да и с глазами человека все не так просто.
Демонстрирует опыты со зрительными иллюзиями.
Причины зрительных иллюзий известны не полностью.
А нередко человек может увидеть и вовсе несуществующие объекты! Не так ли возникают легенды о приведениях?
Демонстрирует опыт по наложению зрительных образов, учащиеся за столами повторяют его (см. приложение 1).
Ведущий (учитель): Интересно? Но сколько мы еще не знаем! Как видят улитки? А гусеницы? На многие вопросы вы получите ответы, если будете читать книги. А чтобы читать книги, будем пользоваться глазами, и беречь их. Пока жюри подводит итоги, давайте дадим глазам отдохнуть и сделаем гимнастику для них.
Все вместе выполняют упражнения.
Ведущий (учитель): Ну, вот, теперь ваши глаза снова готовы к работе. Команды, кто из вас самый зоркий? Расскажите, кто изображен на этом рисунке?
Демонстрируется рисунок с наложенными друг на друга контурами животных – обитателей моря(см. приложение 2).
Ведущий (учитель): Теперь предоставим жюри возможность подвести итоги.
Сегодня мы расширили свой кругозор, но это далеко не все интересные сведения о зрении и его секретах. Многое вам предстоит разузнать самостоятельно. Пусть напутствием в этом вам будут слова Фирдоуси:
«Если путь твой к познанию мира ведет, -
Как бы ни был он долог и труден – вперед!»
Если процедура подсчета баллов затягивается, предлагаем командам творческое задание – изобразить самый понравившийся глаз или предложить свой вариант органа зрения.
Литература.
- Бузунов В. Подумай, отгадай, нарисуй, раскрась. Изд. Группа НЭКО.1998.
- Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии. М. Просвещение. 1983, стр.201.
- Маш Р.Д. Человек и его здоровье. Сборник опытов и заданий. Мнемозина.1997.
- Молюков М. Кто как видит.//Трамвай №8 1990.стр.22-24.
- Яхонтов А.А. Зоология для учителя. Т.1. М.Просвещение 1968.