Форма урока: комбинированный.
Технология урока: урок по здоровьесберегающим технологиям с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Цель урока:
- доказать важность соблюдения режима дня для развития организма подростка;
- прививать элементарные навыки исследовательской деятельности.
- внедрять элементы информатизации на уроках биологии.
- пропагандировать ЗОЖ.
Оборудование:
- компьютеры;
- таблица Режим дня восьмиклассников;
- анкеты тестирования восьмиклассников;
- лист здоровья учащихся 8 класса;
Предварительная работа:
За 10 дней до урока учитель дает задание по группам, используя консультацию учителя биологии, медицинского работника школы составить:
- Анкету для учащихся среднего звена “Мое отношение режиму дня”;
- Провести анкетирование в своем классе (на часе общения);
- Обработать результаты анкеты своего класса;
- Отсканировать “Лист здоровья” 8 класса.
Ход урока (урок проводится в компьютерном классе)
1 этап. Проверка знаний по теме “Биологические ритмы человека”
Работа над проблемным вопросом:
- Какова роль биологических ритмов в жизни подростка?
Каждый из учащихся высказывается о роли биологических ритмов и о влиянии нарушения биологических ритмов на здоровье подростка
Человеческий организм – система, насквозь пронизанная ритмами. Ритмично все: работа внутренних органов, тканей, клеток, пульсация сердца, частота дыхания, электрическая активность мозга. В ритме все удается легче. Регулярность, распорядок, ритмичность в жизни всегда и все находили полезным, положительно влияющим на самочувствие, настроение. Для здоровья и правильного развития детей продуманный распорядок занятий, отдыха, питания имеет большое значение.
Физиологической основой режима дня является выработка у ребенка динамического стереотипа ответных реакций. Повторяясь изо дня в день, определенный распорядок дня настраивает на учебу, отдых, физическую активность, тем самым облегчает выполнение всех дел, успешнее идет учеба. При соблюдении режима дня у ребенка формируются условные рефлексы. Привычка ложится спать и вставать в одно и тоже время способствует быстрому засыпанию и своевременному пробуждению. Выспавшийся ребенок лучше воспринимает учебную информацию, объяснения учителей на уроке, быстрее справляется с приготовлением уроков, его работоспособность выше. Наш организм нуждается в поступлении пищевых веществ в определенном ритме.
2 этап. Изучение нового материала
Учитель объявляет тему и цель урока.
Цели:
- Провести мониторинг режима дня восьмиклассников
- Выработать рекомендации для учащихся среднего звена, по результатам мониторинга.
Задание для учащихся (работают с компьютером):
Используя результаты анкетирования восьмиклассников на тему “Мое отношение режиму дня”, обработать результат по конкретному вопросу в виде таблицы и построить диаграмму.
Например:
1. Выполняете ли вы утром физическую зарядку?
Всегда | 4 |
Иногда | 10 |
Никогда | 6 |
2. Завтракаете ли вы перед школой?
Всегда | 10 |
Иногда | 10 |
Никогда | 0 |
3. В какое время вы обычно учите уроки?
Сразу после школы | 4 |
Отдыхаю и сажусь за уроки | 6 |
Кушаю и сажусь за уроки | 10 |
4. Делаете ли вы перерывы при выполнении домашнего задания?
Всегда | 5 |
Иногда | 10 |
Никогда | 5 |
5. Вы ложитесь спать
в 22. 00 | 9 |
в 23. 00 | 10 |
когда как | 1 |
6. Как часто вы просыпаетесь не выспавшись?
Всегда | 2 |
Иногда | 7 |
Никогда | 11 |
7. Как часто вы гуляете по вечерам после 22. 00
Один раз в месяц | 2 |
Один раз в неделю | 0 |
Каждый день | 0 |
8. Сколько часов в день вы смотрите телевизор?
Один раз в месяц | 2 |
Один раз в неделю | 0 |
Каждый день | 0 |
10. Как обычно вы проводите воскресный день?
Сплю или смотрю телевизор | 6 |
Склоняюсь по дому | 2 |
Гуляю или занимаюсь спортом | 12 |
11. Как часто вы стараетесь распланировать свой день?
Всегда | 7 |
Иногда | 10 |
Никогда | 3 |
Проанализировать результаты анкетирования и сопоставить их с результатами здоровья, ответить на вопросы:
Есть ли нарушения по режиму дня? Какие?
Есть ли нарушения здоровья у учащихся 8 класса? Какие?
Существует ли связь между выполнением режима дня и здоровьем восьмиклассников?
Предполагаемые ответы:
1 вопрос:
Третья часть учащихся не делает утреннюю зарядку, половина школьников делают зарядку время от времени. Не выполнение утренней зарядки подтверждают частые простудные заболевания у третьей части учащихся класса.
2 вопрос:
50% детей завтракают перед школой не регулярно, что приводит к различного рода отклонениям в состоянии здоровья: жалобы на боли в животе, головные боли, слабость. Четверо учащихся класса имеют хронические заболевания ЖК тракта.
3 вопрос:
Более половины учащихся класса садятся за уроки, не пообедав, что также свидетельствует о нарушении режима дня и развитии заболеваний ЖКТ.
4 вопрос:
Всегда делают перерывы при выполнении домашнего задания 5 учащихся из класса, иногда - 10 детей. Семь учащихся выполняют уроки без перерыва. Необходимо на часе общения, родительском собрании заострить внимание на проблеме щадящего режима при выполнении домашнего задания.
5 вопрос:
Один школьник ложиться спать, когда как, что должно сильно сказываться на его работоспособности на уроках. Девять учащихся из класса ложатся спать во время учебного года в рекомендуемое для подростков время, их организм успевает отдохнуть и восстановиться. Двенадцать школьников систематически нарушают режим дня, ложась спать во время учебного года в 23. 00.
6 вопрос:
Не высыпаясь, просыпаются два учащихся, что связано с несоблюдением режима дня и отдыха. Пять человек не всегда высыпаются, что также позволяет сделать вывод, что их отход ко сну приходится на более позднее время, чем рекомендовано режимом дня подростков, а значит, организм не успевает восстановить свои силы. Половина класса просыпаются легко и высыпаются - эти подростки относительно постоянно соблюдают режим отхода ко сну.
7 вопрос:
8 из 20 школьников ответили на этот вопрос отрицательно. Это свидетельствует о том, что и у детей и у их родителей достаточно серьезное отношение к режиму дня школьника. Два подростка из менее благополучных семей, им меньше уделяют внимание родители, нередко они предоставлены сами себе и могут позволить себе иногда не соблюдать режим дня.
8 вопрос:
Большая часть детей класса регулярно занимается в кружках и секциях интеллектуального и спортивного направления, поэтому на просмотр телевизора остается очень мало времени. 7 подростков предпочитают смотреть телевизор не менее четырех часов в день, что свидетельствует о недостаточной ответственности детей за свое здоровье.
9 вопрос:
Шесть учащихся в воскресный день спит или смотрит телевизор, двое слоняются без дела по дому. Этим детям предстоит серьезная работа по формированию своего характера. Приятно, что и в выходные дни подростки гуляют и занимаются спортом и таких ребят в классе более половины.
10 вопрос:
Семь ребят из класса научились планировать свой день, им легко выполнить всю намеченную работу на уроках, отдохнуть и подготовиться к новому рабочему дню. Двенадцать школьников планируют свой рабочий день периодически, а значит, им есть над чем работать. Трое учащихся класса не планируют свой рабочий день никогда. Этим детям необходимо еще раз объяснить значение биологических ритмов и режима дня школьника и его влияние на организм подростка. Постараться сформировать у данных подростков чувство ответственности при организации своего рабочего дня.
Изучив сводную таблицу по заболеваниям в 8А классе можно придти к выводу, что наиболее часто встречаются заболевания: желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистые заболевания, заболевания органов зрения и заболевания ОДС. Профилактика всех перечисленных заболеваний предусматривает строгое соблюдение режима дня и отдыха
Рекомендации учащимся
Если ты хочешь чего-то добиться в жизни, то тебе необходимо:
- ежедневное полноценное питание;
- соблюдение режима дня;
- чередование кружков интеллектуального и спортивного направления;
- ежедневные прогулки на свежем воздухе;
- развитие самодисциплины;
- участие в реализации совместной программы “Класс содействия здоровью”
Итог урока:
Обобщение вывода.
Подростковый возраст это период в жизни человека, когда происходит его формирование как личности. От того, какой образ жизни выберешь ты сегодня, во многом зависит твое здоровье, твой будущий образ жизни, а возможно и карьера.
Сегодня, тебе необходимо больше внимания уделять соблюдению режима дня это поможет сэкономить время, повысить жизненный тонус, успеваемость. Задумайтесь над организацией своего рабочего дня. Самое главное перестроиться и начать экономно расходовать резервы своего организма.
Выставление оценок за работу на уроке и подготовку к нему.