Сегодня состояние подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Комплексные медицинские осмотры, показывают, что хроническая патология школьников находится на крайне высоком уровне. Поэтому важно определить концепцию индивидуального здоровья и основополагающие принципы валеологии. В устав здоровья определяется как “состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов”. По мнению ученых, наше здоровье зависит на 20% от наследственности, на 20% от окружающей среды, на 8-10% от медицины и 50-55% от образа жизни. В свете сказанного, нельзя недооценить период школьного обучения, когда формируется модель поведения, которая далее будет определять уровень, продолжительность жизни и состояния здоровья человека.
Цели: формирование у учащихся установки на жизнь как высшую ценность, научить бережному отношению к себе, окружающим людям и природе, расширить и углубить знания учащихся о сохранения здоровья.
Программа IX классов. 17 часов.
№ п/п | Темы | Всего | Теория | Практика | Семинары |
1. | Введение | 3 | 3 | 1 | |
2. | Питание и здоровье | 10 | 3 | 1 | 6 |
3. | ЗОЖ | 3 | 2 | 1 | |
4. | Итоговое занятие | 1 | |||
Всего: | 17 | 8 | 1 | 8 |
Введение – 3 часа.
На первых занятиях учащиеся знакомятся с курсом “Валеология”. Валеология – наука о том, как быть здоровым. О том что нужно сохранять здоровье с молоду.
- Человек и его здоровье. Азбука здоровья.
- Путешествие в страну здоровья.
- Береги здоровье с молоду.
Питание и здоровье – 10 часов.
На занятиях по теме: “Питание и здоровье” учащиеся знакомятся (гастрит, ожирение, диабет, гипертония, злокачественные опухоли и т.д.), которые во многом обусловлены неправильным питанием. Значение употребления в пищу продуктов с низким содержанием жиров, сахара, соли; о голодании, важности врачебного контроля в этот период и возможные негативные последствия. Школьники учатся составлять ежедневный рацион питания. Обсуждают такие темы: “Значение включения овощей и фруктов в рацион питания”, “Соль и ее влияние на организм”, “Сколько потреблять сахар?”, “Нужно ли снижать потребление жира”. Конференции на темы: “Рациональное питание и здоровье человека”, “Искусственная пища: за и против”. Изучение темы заканчивается проведением теста.
- Основы рационального питания. Рациональное питание и здоровье.
- Наше питание. Гигиена пищи.
- Химическая азбука пищи.
- Соль ее влияние на организм.
- Сколько потреблять сахара.
- Нужно ли снижать потребления жира.
- Значение включение овощей и фруктов в рационе питания.
- Витамины.
- Искусственная пища: за и против.
- Экологическая безопасность продуктов питания.
ЗОЖ – 3 часа.
- Конференция о ЗОЖ.
- Семья и ЗОЖ.
- Экология и здоровье человека.
Таким образом, яркие убедительные примеры из научной литературы и жизни позволяют убедить школьников в огромной роли самого человека для сохранения собственного здоровья; выработать навыки негативного отношения к вредным привычкам.
Литература.
- Андреева Н.Д. “Основы рационального питания. Нормы питания”. - Биология в школе №7, 2004г.
- Жданов Ю.В., Назаренко В.М. Формирование здорового образа жизни. Практические работы. – Биология в школе №2 2004г.
- Касаткина В.И. Педагогика здоровья. - М.: Линка – Пресс, 1999г.
- Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурух С.М. Обучение жизненно важным навыкам. – Санкт – Петербург: Образование – культура, 2002г.
- Макарова Н.Е. Раздельное питание. – Минск: ООО “Харвест”, 1998г.
- Микитин А. Азбука питания. Харьков: Фолио; Ростов –на- Дону “Феникс”, 1998г.
- Михайлова И.И. Этика. Казань: Магариф, 2003г.