Слайд 1
Цели урока: обобщить знания о существительных 2-го склонения;
Задачи: научить бережно относиться к хлебу; воспитывать любовь к труду, ближнему, любимому человеку.
Оборудование:
- Изречения о хлебе, картина И.И. Шишкина “Рожь”, музыка Яна Френкеля “Русское поле”.
- На столе, накрытом скатертью, различные х/б изделия, на рушнике каравай с солью и кусочек черного хлеба.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Под музыку Яна Френкеля “Русское поле” гостей встречают девушки в чувашских костюмах с хлебом солью.
2. Проверка домашнего задания
– Ответить на вопросы: 1) Какие существительные относятся ко 2-му склонению, привести примеры
3. Знакомство с новым материалом
– Сегодня мы будем говорить об имени
существительном 2-го склонения хлеб. Все мы знаем,
что такое хлеб. Хлеб – это продукт питания. Как
много усилий надо приложить, чтобы у нас на столе
был вкусный хлеб. О хлебе есть много пословиц и
поговорок. Вот одна из пословиц: «Хлеб – всему
голова», чему и посвящается наш урок. И на этом
уроке мы должны научиться бережно относиться к
хлебу, воспитывать в себе любовь к труду,
ближнему, любимому человеку.
– А вы, ребята, какие пословицы знаете о хлебе?
(Учащиеся находят пословицы о хлебе)
Слайд 2
- “Будет хлеб – будет и песня”
- “Хлеба ни куска – и в доме тоска”
- “Ржаной хлебушко – калачу дедушка”
- “Хлеб в пути не тягость”
– Находим синонимы.
Синонимы: хлеб – каравай – калач
Провести словарную работу:
- Каравай – большой круглый хлеб
- Калач – белый круглый хлеб
– С хлебом связано много обрядов. У восточных и
западных славян было принято класть хлеб перед
иконами, как бы свидетельствуя этим о своей
верности Богу. Хлеб брали с собой, отправляясь
свататься; встречали с хлебом и солью молодых по
возвращении из церкви после венчания; везли хлеб
вместе с приданым невесты. Хлеб часто
использовали в качестве оберега: клали его в
колыбель к новорожденному; брали с собой в
дорогу, чтобы он охранял в пути. Буханка хлеба и
каждый его кусок, особенно первый, или крошка
воплощали собой долю человека; считалось, что от
обращения с ними зависят его сила, здоровье и
удача.
– На Руси существует обычай встречать гостей
хлебом с солью. При этом говорят: хлеб да соль. –
Что означает это выражение? А какие обычаи,
связанные с хлебом, вы знаете?
Ответы учащихся. Заранее подготовленный ученик рассказывает о свадебном каравае, другой – традиции народа провожать в солдаты.
Слайд 3
Свадебный каравай — атрибут древней традиции,
обязательной в Древней Руси, берущей начало в
верованиях славян-язычников. Земледельческие
племена считали хлеб щедрым даром
земли-кормилицы, награждающей тружеников за
трудную терпеливую работу. Каравай становился
фактически символом плодородия, воплощением
богатства.
Каравай присутствовал в ритуалах многих
славянских праздников, в том числе и на свадьбах,
причем независимо от достатка семьи. Правда, в
бедных семьях он был размером поменьше.
Свадебный каравай был круглым, чем
символизировал солнечный круг. Известно, что
язычники поклонялись богу-Солнцу, поэтому на
свадьбе они просили его благословить
новобрачных и взять их под свой покров. Каравай
на свадьбе обещал молодым жить долго и зажиточно.
Пекли свадебный каравай специально выбранные
каравайницы – исключительно замужние дамы, при
живых мужьях и с детьми. Обычно их было 5-7. Старшая
среди них занималась руководством процесса. Роль
старшей отдавалась той женщине, которая жила с
мужем в мире и согласии, дети которой были хорошо
воспитаны и трудолюбивы, ведь, по поверью, она
передавала будущей семье свою положительную
энергию. Часто старшей каравайницей становилась
крестная жениха или невесты.
Слайд 4
Проводы в армию: родственники и друзья призывника собирались за одним столом – каждому предлагали отломить по кусочку чёрного и белого хлеба. То, что останется, клали к иконе. Считается, что так вспоминают об умерших родных, которые будут оберегать солдата.
Учащиеся читают стихи о хлебе.
Слайд 5
Зёрна наших дней, светитесь
Позолотою резной!
Говорим мы: «Берегите.
Берегите Хлеб родной...
Не мечтали мы о чуде.
К нам с полей живая речь:
«Берегите хлеб, вы –люди!
Научитесь хлеб беречь».
Автор: Н Тихонов
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
Автор: С. Погореловский
Тонкой струйкой сытной
Змеится теплый запах по углам.
Вдыхаю мир отрадный, самобытный
С любовью и слезами пополам.
Как просто пониманье Мирозданья,
Когда, проснувшись по утру в тепле,
Под солнечное лучика лобзанье,
Домашний хлеб увидишь на столе.
В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина – бессмертный,
Хлебный колосок.
Автор: В. Орлов
Слайд 6
– А какой бывает хлеб? Давайте послушаем и думаем, что такое хлеб.
Учащимся раздается текст: «Какой бывает хлеб?» Учитель читает текст, учащиеся слушают. После чтения учителем учащиеся еще раз самостоятельно прочитают. Вместе с учителем учащиеся составляют кластер со словом хлеб.
Слайд 7
Текст: «Какой бывает хлеб»
Хлеб – гениальное изобретение человечества.
Сколько ни думай, лучше хлеба не придумаешь. У
хлеба нет, и не может быть конкурентов, никакая
другая еда не выдерживает сравнение с хлебом.
Но хлеб не только продукт питания, это –
освещенный веками символ труда, доброты, дружбы.
Его именем люди клялись, краюху материнского
хлеба брали с собой в дорогу как благословение.
Хлебом и солью русские люди до сих пор встречают
и провожают дорогого, любимого человека,
которому желают оказать почтение.
(А.Барыкин)
4. Обобщение материала
Ответить на вопросы:
1) Что мы узнали о хлебе?
2) Какие хорошие чувства рождает хлеб в нашей
душе?
5. Домашнее задание. Написать рассказ от имени корочки хлеба.