Тема урока: «Буквы "а" и "о" в корне "-гар- – -гор-"»

Разделы: Русский язык


Цели урока.

Образовательный аспект:

  • познакомить учащихся с правилами написания чередующихся гласных в корнях ГАР-ГОР;
  • научить видеть данную орфограмму в слове;
  • научить отличать слова с чередующимися гласными А-О в корне ГАР-ГОР от слов с омонимичными корнями, гласная которых проверяется ударением,
  • научить образовывать слова с корнем ГАР-ГОР по заданно словообразовательной цепочке, делать частичный морфемный разбор слов;
  • научить правильно писать слова с чередующейся гласной А-О в корнях ГОРА-ГОР.

Развивающий аспект:

  • развивать навыки анализа, сравнения исходного материала;
  • развивать навыки работы в группах;
  • содействовать развитию умений осуществлять самооценку учебной деятельности.

Воспитательный аспект:

  • создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
  • воспитывать коммуникативность, самостоятельность.
  • воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к русскому языку.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации, компьютерная презентация (Приложение 1), тесты для индивидуальной работы (Приложение 2).

Ход урока

1. Организационный момент (1 мин.)

Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Наш урок сегодня пройдёт под девизом: “Ученику - удача, учителю - радость”.

Ребята, откройте тетради и запишите число, классная работа.

Слайд №1 (Приложение 1)

2. Актуализация знаний (5 мин.)

- Я предлагаю вам игру“Найди третье лишнее”. Кто напомнит условия игры?

  • Коснуться, косить, касаться.
  • Растение, вырос, роса.
  • Примирить, замереть, замирать.

1. В 1-ом ряду лишним является слово косить, т.к. это слово с проверяемой безударной гласной в корне. Проверочное слово – косит. Слова коснуться, касаться – слова с чередующейся гласной в корне.

- Каким правилом пользуемся при написании слов коснуться, касаться? (Если после корня есть суффикс а, то в корне пишем гласную а, если суффикса а нет, пишем гласную о).

2. В 2-ом ряду лишним является слово роса, т.к. это слово с проверяемой безударной гласной в корне. Проверочное слово – росы. Слова растение, вырос – слова с чередующейся гласной в корне.

- Каким правилом пользуемся при написании слов растение, вырос? (Если после корня стоит ст, щ, то в корне пишем гласную а, в остальных случаях пишем гласную о).

3. В 3-ем ряду лишним является слово примирить, т.к. это слово с проверяемой безударной гласной в корне. Проверочное слово -мир. Слова замереть, замирать – слова с чередующейся гласной в корне.

- Каким правилом пользуемся при написании слов замереть, замирать? (Если после корня есть суффикс а, то в корне пишем гласную и, если суффикса а нет, пишем гласную е).

3. Постановка учебной задачи (8 мин.)

Работа с текстом.

Выкопали картошку, просушили её, увезли с поля. Самые отборные клубни аккуратно разложили горкой на чистой песчаной площадке.

Лежит картошка, загорает на слабом осеннем солнышке. Загар у неё особенный – делается картошка золотисто-зелёной.

Её осторожно поворачивают, чтобы загорело ровненько со всех сторон.

Ведь загар полезен для здоровья!

- Объясните значение слова “отборные”. (Отобранный, лучший по качеству)

1. Прочитайте выразительно текст.

2. Найдите в этом тексте однокоренные слова. Выпишите их, выделите корни (загорает, загар, загорело). Проверьте. Слайд №4 (Приложение 1)

3. Докажите, что эти слова однокоренные.

4. Почему слово горкой вы не выписали как однокоренное?

5. Что происходит с гласными в корне? (Чередование)

7. Знаем мы, при каком условии в корне гор – гар пишется а, а при каком - о? (Нет)

8. Можем ли мы уже сейчас сформулировать тему нашего урока? (Буквы а и о в корне -гар-/-гор-)

- Записать тему на доске и в тетрадях.

Слайд №5 (Приложение 1)

- Чему мы должны научиться на уроке, что должны узнать? (Узнать условия выбора данной орфограммы, научиться находить орфограмму в словах)

4. Открытие нового знания (8 мин.)

На слайде №6 (Приложение 1) даны слова по группам.

- Задача: работа в парах. Проанализируйте данные слова и выявите закономерность в написании букв а-о в корне -гар-/-гор-.

загореть загар

пригорает гарь

угореть угарный

- К какому выводу вы пришли? (Под ударением – а, без ударения – о).

- Следовательно, какие умения и навыки мы должны использовать для того, чтобы правильно писать гласную в этом корне? (1. Выделять корень. 2. Устанавливать лексическое значение корня. 3. Ставить ударение)

- Сформулируйте правило написания букв а-о в корне -гар-/-гор.

- Правильно ли мы вывели правило? Как это проверить? (Посмотреть правило в учебнике)

- Откройте учебник на стр.106. Прочитайте правило. Подтвердилось ли наше предположение?

- Почему в учебнике не говорится об условии написания гласной а? (Потому что в этом нет необходимости, т.к. а всегда в этом корне стоит под ударением, в сильной позиции и слышится отчётливо).

- Составим алгоритм. Как мы будем пошагово определять написание букв а-о в а в корне -гар-/-гор.

Слайд №7 (Приложение 1)

5. Первичное закрепление нового материала (6 мин.)

- Проверяем, работает ли данный алгоритм. (Учащиеся у доски объясняют орфограмму, используя алгоритм)

Заг…рать на пляже, г…релый пень, красивый загар.

- Работает наш алгоритм? (Да)

- Обратимся к нашим словам из текста. Объясните написание гласной в корне слова. (Объясняют, применяя алгоритм.)

Слайд №8 (Приложение 1)

- Далее выполняем Упр. 187. Прочтите про себя задание к упражнению.

- Что вы должны сделать? (Записать с корнями гар-гор и с приставками глаголы, обозначить условия выбора буквы в корнях слов, составить словосочетания)

- Чему будете учиться, выполняя это упражнение? (образовывать новые слова, применять правило. С приставками с, вы – у доски, остальные в тетрадях).

- Обменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка.

- Кто не справился с заданием?

- Какие были трудности?

Физминутка (1 мин.)

- Ребята, я произношу слова, вы же показываете букву, которую надо написать в корне. Если это А, то руки домиком вверх, если это О, то руки на пояс.

Загар, горелый, нагар, выгореть, гарь, обгоревший.

6. Закрепление (13 мин.)

Анализ поэтических отрывков из стихотворений.

Слайд №9 (Приложение 1)

- Задание: прочитайте выразительно строки из стихотворений.

- Определите, в каком значении употреблены слова с корнем -гар-/-гор.

- Как называется это средство выразительности?

- С какой целью автор использует метафоры?

- Как вы думаете, с какой целью мы выполняли эту работу? При выполнении каких творческих заданий нам это пригодится?

- Ребята, а сейчас мы немного отдохнём. Закройте глаза, дышите ровно, спокойно. Представьте, что вы в осеннем лесу. Вы видите деревья с жёлтой листвой, небольшой пруд среди деревьев. На берегу пруда маленький домик. Откройте глаза. Посмотрите на слайд. Слайд №10 (Приложение 1) А вот как представил эту картину художник МА. Иваненко. Совпало ли ваше представление с представлением художника?

- Напишите мини-сочинение по картине, используя слова с корнем гар-гор в переносном значении.

- Кто желает прочитать сочинение? (Читают)

Работа с карточками. (Приложение 2) Каждому раздать карточки с заданием. Выполняют индивидуально.

Задание: вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы и объясните их, используя алгоритм.

Пахнет г…рью

Приг…ревшая каша

Наг…р на свечке

Выг…ревшая трава

Уг…рный газ

Царевнин заг…р

Ог…рыш свечи

Несчастный пог…релец

Г…ри ясно

Г…рючие слёзы

Привкус г…ри

Г…рючий материал

Самопроверка по образцу. Слайд №11 (Приложение 1)

- Кто не сделал ни одной ошибки? Поставьте 5.

- Кто сделал 1-2 ошибки? Поставьте - 4

- Кто сделал больше 2 ошибок?

Рассмотрите картинку. Слайд №12 (Приложение 1) Что на ней изображено? Можем ли мы по ней составить предложения, в которых бы прозвучали рекомендации о поведении в лесу со словами на наше правило. Попробуйте это сделать самостоятельно. Запишите предложения. Взаимопроверка. Прочитайте те из предложений ваших товарищей, которые вам особенно понравились. Объясните правописание корней ГОР-ГАР

7. Рефлексия. (2 мин.)

- Поведем итог нашего урока. Сегодняшний урок помог вам получить новые знания?

- О чем вы узнали?

- Вам было трудно?

- А справились ли мы с поставленными на уроке задачами?

- Оцените свою работу на уроке.

- Кто считает, что работал активно? Поставьте 5.

- Кто считает, что работал хорошо, но не совсем активно? Поставьте 4.

8. Домашнее задание (1 мин.)

Слайд №13 (Приложение 1)

1. Составить связный рассказ о правописании букв а-о в корне гар-гор, записать примеры на эту орфограмму.

2. Задание на выбор.

1) Написать мини-сочинение на тему “Мечты о лете” с использованием слов на изученную орфограмму.

2) Выписать 5 предложений из произведений художественной литературы на изученную орфограмму.