Цели урока.
Образовательный аспект:
- познакомить учащихся с правилами написания чередующихся гласных в корнях ГАР-ГОР;
- научить видеть данную орфограмму в слове;
- научить отличать слова с чередующимися гласными А-О в корне ГАР-ГОР от слов с омонимичными корнями, гласная которых проверяется ударением,
- научить образовывать слова с корнем ГАР-ГОР по заданно словообразовательной цепочке, делать частичный морфемный разбор слов;
- научить правильно писать слова с чередующейся гласной А-О в корнях ГОРА-ГОР.
Развивающий аспект:
- развивать навыки анализа, сравнения исходного материала;
- развивать навыки работы в группах;
- содействовать развитию умений осуществлять самооценку учебной деятельности.
Воспитательный аспект:
- создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
- воспитывать коммуникативность, самостоятельность.
- воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к русскому языку.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации, компьютерная презентация (Приложение 1), тесты для индивидуальной работы (Приложение 2).
Ход урока
1. Организационный момент (1 мин.)
Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.
Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Наш урок сегодня пройдёт под девизом: “Ученику - удача, учителю - радость”.
Ребята, откройте тетради и запишите число, классная работа.
Слайд №1 (Приложение 1)
2. Актуализация знаний (5 мин.)
- Я предлагаю вам игру“Найди третье лишнее”. Кто напомнит условия игры?
- Коснуться, косить, касаться.
- Растение, вырос, роса.
- Примирить, замереть, замирать.
1. В 1-ом ряду лишним является слово косить, т.к. это слово с проверяемой безударной гласной в корне. Проверочное слово – косит. Слова коснуться, касаться – слова с чередующейся гласной в корне.
- Каким правилом пользуемся при написании слов коснуться, касаться? (Если после корня есть суффикс а, то в корне пишем гласную а, если суффикса а нет, пишем гласную о).
2. В 2-ом ряду лишним является слово роса, т.к. это слово с проверяемой безударной гласной в корне. Проверочное слово – росы. Слова растение, вырос – слова с чередующейся гласной в корне.
- Каким правилом пользуемся при написании слов растение, вырос? (Если после корня стоит ст, щ, то в корне пишем гласную а, в остальных случаях пишем гласную о).
3. В 3-ем ряду лишним является слово примирить, т.к. это слово с проверяемой безударной гласной в корне. Проверочное слово -мир. Слова замереть, замирать – слова с чередующейся гласной в корне.
- Каким правилом пользуемся при написании слов замереть, замирать? (Если после корня есть суффикс а, то в корне пишем гласную и, если суффикса а нет, пишем гласную е).
3. Постановка учебной задачи (8 мин.)
Работа с текстом.
Выкопали картошку, просушили её, увезли с поля. Самые отборные клубни аккуратно разложили горкой на чистой песчаной площадке.
Лежит картошка, загорает на слабом осеннем солнышке. Загар у неё особенный – делается картошка золотисто-зелёной.
Её осторожно поворачивают, чтобы загорело ровненько со всех сторон.
Ведь загар полезен для здоровья!
- Объясните значение слова “отборные”. (Отобранный, лучший по качеству)
1. Прочитайте выразительно текст.
2. Найдите в этом тексте однокоренные слова. Выпишите их, выделите корни (загорает, загар, загорело). Проверьте. Слайд №4 (Приложение 1)
3. Докажите, что эти слова однокоренные.
4. Почему слово горкой вы не выписали как однокоренное?
5. Что происходит с гласными в корне? (Чередование)
7. Знаем мы, при каком условии в корне гор – гар пишется а, а при каком - о? (Нет)
8. Можем ли мы уже сейчас сформулировать тему нашего урока? (Буквы а и о в корне -гар-/-гор-)
- Записать тему на доске и в тетрадях.
Слайд №5 (Приложение 1)
- Чему мы должны научиться на уроке, что должны узнать? (Узнать условия выбора данной орфограммы, научиться находить орфограмму в словах)
4. Открытие нового знания (8 мин.)
На слайде №6 (Приложение 1) даны слова по группам.
- Задача: работа в парах. Проанализируйте данные слова и выявите закономерность в написании букв а-о в корне -гар-/-гор-.
загореть загар
пригорает гарь
угореть угарный
- К какому выводу вы пришли? (Под ударением – а, без ударения – о).
- Следовательно, какие умения и навыки мы должны использовать для того, чтобы правильно писать гласную в этом корне? (1. Выделять корень. 2. Устанавливать лексическое значение корня. 3. Ставить ударение)
- Сформулируйте правило написания букв а-о в корне -гар-/-гор.
- Правильно ли мы вывели правило? Как это проверить? (Посмотреть правило в учебнике)
- Откройте учебник на стр.106. Прочитайте правило. Подтвердилось ли наше предположение?
- Почему в учебнике не говорится об условии написания гласной а? (Потому что в этом нет необходимости, т.к. а всегда в этом корне стоит под ударением, в сильной позиции и слышится отчётливо).
- Составим алгоритм. Как мы будем пошагово определять написание букв а-о в а в корне -гар-/-гор.
Слайд №7 (Приложение 1)
5. Первичное закрепление нового материала (6 мин.)
- Проверяем, работает ли данный алгоритм. (Учащиеся у доски объясняют орфограмму, используя алгоритм)
Заг…рать на пляже, г…релый пень, красивый загар.
- Работает наш алгоритм? (Да)
- Обратимся к нашим словам из текста. Объясните написание гласной в корне слова. (Объясняют, применяя алгоритм.)
Слайд №8 (Приложение 1)
- Далее выполняем Упр. 187. Прочтите про себя задание к упражнению.
- Что вы должны сделать? (Записать с корнями гар-гор и с приставками глаголы, обозначить условия выбора буквы в корнях слов, составить словосочетания)
- Чему будете учиться, выполняя это упражнение? (образовывать новые слова, применять правило. С приставками с, вы – у доски, остальные в тетрадях).
- Обменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка.
- Кто не справился с заданием?
- Какие были трудности?
Физминутка (1 мин.)
- Ребята, я произношу слова, вы же показываете букву, которую надо написать в корне. Если это А, то руки домиком вверх, если это О, то руки на пояс.
Загар, горелый, нагар, выгореть, гарь, обгоревший.
6. Закрепление (13 мин.)
Анализ поэтических отрывков из стихотворений.
Слайд №9 (Приложение 1)
- Задание: прочитайте выразительно строки из стихотворений.
- Определите, в каком значении употреблены слова с корнем -гар-/-гор.
- Как называется это средство выразительности?
- С какой целью автор использует метафоры?
- Как вы думаете, с какой целью мы выполняли эту работу? При выполнении каких творческих заданий нам это пригодится?
- Ребята, а сейчас мы немного отдохнём. Закройте глаза, дышите ровно, спокойно. Представьте, что вы в осеннем лесу. Вы видите деревья с жёлтой листвой, небольшой пруд среди деревьев. На берегу пруда маленький домик. Откройте глаза. Посмотрите на слайд. Слайд №10 (Приложение 1) А вот как представил эту картину художник МА. Иваненко. Совпало ли ваше представление с представлением художника?
- Напишите мини-сочинение по картине, используя слова с корнем гар-гор в переносном значении.
- Кто желает прочитать сочинение? (Читают)
Работа с карточками. (Приложение 2) Каждому раздать карточки с заданием. Выполняют индивидуально.
Задание: вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы и объясните их, используя алгоритм.
Пахнет г…рью Приг…ревшая каша Наг…р на свечке Выг…ревшая трава Уг…рный газ Царевнин заг…р |
Ог…рыш свечи Несчастный пог…релец Г…ри ясно Г…рючие слёзы Привкус г…ри Г…рючий материал |
Самопроверка по образцу. Слайд №11 (Приложение 1)
- Кто не сделал ни одной ошибки? Поставьте 5.
- Кто сделал 1-2 ошибки? Поставьте - 4
- Кто сделал больше 2 ошибок?
Рассмотрите картинку. Слайд №12 (Приложение 1) Что на ней изображено? Можем ли мы по ней составить предложения, в которых бы прозвучали рекомендации о поведении в лесу со словами на наше правило. Попробуйте это сделать самостоятельно. Запишите предложения. Взаимопроверка. Прочитайте те из предложений ваших товарищей, которые вам особенно понравились. Объясните правописание корней ГОР-ГАР
7. Рефлексия. (2 мин.)
- Поведем итог нашего урока. Сегодняшний урок помог вам получить новые знания?
- О чем вы узнали?
- Вам было трудно?
- А справились ли мы с поставленными на уроке задачами?
- Оцените свою работу на уроке.
- Кто считает, что работал активно? Поставьте 5.
- Кто считает, что работал хорошо, но не совсем активно? Поставьте 4.
8. Домашнее задание (1 мин.)
Слайд №13 (Приложение 1)
1. Составить связный рассказ о правописании букв а-о в корне гар-гор, записать примеры на эту орфограмму.
2. Задание на выбор.
1) Написать мини-сочинение на тему “Мечты о лете” с использованием слов на изученную орфограмму.
2) Выписать 5 предложений из произведений художественной литературы на изученную орфограмму.