Цель: Дать понятие речевого этикета, познакомить учащихся с этикетной лексикой, расширить знания учащихся о речевых формах этикета.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Мобилизирующий этап
На столах у учеников лежит карточка с заданием. Необходимо распределить слова в таблице. (Приложение 1)
Учитель. Ребята, необходимо было распределить слова по группам. Проверка выполнения задания, один человек читает, все проверяют (самопроверка).
Какие слова вы не отнесли ни в одну группу? (Спасибо, будьте добры, до свидания, благодарю, прошу прощения).
Что это за слова?
Для чего они нужны?
3. Формулирование темы и цели урока.
Учитель. Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока.
Мы познакомились с этикетными словами и сказали, для чего они нужны. Значит тема нашего урока – «Этикетные слова».
Учитель записывает тему урока на доске.
Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.
Цель урока: Дать понятие речевого этикета; познакомить учащихся с этикетной лексикой; расширить знания учащихся о речевых формах этикета.
4. Изучение нового материала
Учитель. Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Без речевой культуры не может быть современного образованного человека. Ребята, а что значит быть культурным человеком? Что необходимо для этого делать? (Использовать правила этикета.)
Знакомство с новыми словами. Словарная работа, запись в тетрадь.
Этикет – это установленный порядок поведения, форм обхождения.
Этикетные слова – слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности и т.д.
Речевой этикет – это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения.
Учитель. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринуждённо, не испытывать неловкости и затруднений в общении.
Так, например, в русском языке для ситуации приветствия есть определённые единицы. (Доброе утро! С добрым утром! Добрый день! Добрый вечер! Приветствую! Привет! Будьте здоровы! Здравствуй (те)!)
Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную. Если люди незнакомы, то общение начинается со знакомства. Этикет предлагает несколько возможных формул: (Разрешите с вами познакомиться; Я хотел бы с вами познакомиться; Давайте познакомимся; Будем знакомы).
Я предлагаю вам поработать в парах: Представьте себе, что вы незнакомы, поприветствуйте друг друга.
После выполнения задания несколько пар представляют свои приветствия.
Учитель.
Друзья мои, внушайте людям веру,
И чаще говорите: «Добрый день!»
И следуйте хорошему примеру –
Продляйте добрым словом жизнь людей!
(В. Боков)
Со словами В.Бокова трудно не согласиться, ведь ничто не даётся нам так дёшево и не расценивается так дорого, как доброе слово, сказанное человеку. Наша речь должна не просто подчиняться законам логики и разумного выбора нужной формулы речевого этикета, она должна быть пронизана доброжелательностью и вниманием по отношению к собеседнику. Причем то, как мы говорим, не менее важно, чем то, что мы говорим. Выражением доброго отношения к человеку чаще всего бывают не просто формулы вежливости, но и жесты, улыбки, их сопровождающие.
Прочитайте высказывание (на доске).
«Жизнь настолько коротка, чтобы людям недоставало времени на вежливость». (Емерсон).
Как вы понимаете это высказывание?
Как оно соотносится с темой нашего урока?
Почему в языке важен хороший тон?
Ребята, а приходилось ли вам когда– нибудь отказывать в просьбе? А знаете ли вы, что отказать можно тактично? С помощью чего это возможно сделать? Формулировка отказа в выполнении просьбы может быть следующей:
- (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие).
- В настоящее время это (сделать) невозможно.
- Поймите, сейчас не время обращаться с такой просьбой.
- Простите, но мы (я) не можем выполнить вашу просьбу.
- Я вынужден отказать (запретить, не разрешить).
Предлагаю вам поработать в группах: один человек просит другого помочь ему, задача другого отказать, но сделать это в тактичной форме. После выполнения задания несколько пар представляют речевые ситуации.
5. Закрепление изученного материала
Учитель. В ходе общения при наличии повода люди делают приглашения и высказывают просьбы. Выполните задание. (Приложение 2).
Распределите этикетные выражения по графам таблицы. Поставьте цифры 1, 2. Проследите, какие из этих этикетных слов и выражений вы никогда не употребляете в своей речи? Как вы думаете, почему? А какие этикетные слова вы используете в разговоре с приятелями? (Ответы учащихся.)
Учитель. Столь же регулярны и устойчивы речевые формы прощания, извинения и некоторых других часто повторяющихся ситуаций общения. Попробуйте перечислить этикетные выражения, которыми пользуются люди в ситуации прощания. (Учитель записывает выражения на доске, учащиеся объясняют, когда они употребляются) Запишите эти выражения .
Этикетные формы прощания | Особенности их употребления |
До свидания! | В любой ситуации |
Всего хорошего! Всего доброго! | В любой ситуации с оттенком пожелания |
До встречи! | Вместо «До свидания!», когда предполагается условная встреча |
Прощайте! | При прощании на длительный срок или навсегда |
Счастливо! | Непринуждённое, дружеское |
Всего! Привет! Пока! | Дружеское с оттенком фамильярности. Употребляется хорошо знакомыми, близкими людьми, чаще – среди молодёжи |
Бывай! Будь! | Грубовато-сниженное, нелитературное |
Разрешите откланяться! Позвольте откланяться! |
Официальное, употребляют люди старшего поколения |
6. Итог урока
Рефлексия.
А что вы скажете по поводу нашего урока? Открыли ли вы для себя что-то новое? Что вы чувствовали? Когда было трудно? Чему удивились? Что пожелаете самим себе? А мне?Как здорово говорить друг другу приятные, добрые слова. Мне нравится с вами работать.
Большое спасибо за урок, Вы были сегодня молодцы, всего вам доброго!
7. Домашнее задание
Написать Мини-сочинение на тему «Хорошие речи приятно и слушать».