УМК: А.Д.Шмелев, Э.А.Флоренская, Л.О.Савчук, Е.Я.Шмелева.
Цель: ознакомление обучающихся с понятием “устаревшие слова”, с причинами устаревания слов, с их ролью в художественных произведениях; формирование представлений обучающихся о различиях между архаизмами и историзмами.
Планируемые результаты в ходе урока:
- Предметные: учащиеся узнают, что такое устаревшие слова, учатся различать архаизмы и историзмы, определяют значения устаревших слов в текстах художественных произведений.
- Личностные: учащиеся положительно относятся к обучению, к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, совершенствуют имеющиеся.
- Регулятивные: учатся формулировать учебную проблему совместно с учителем; планируют необходимые действия, операции.
- Познавательные: учащиеся осознают познавательную задачу; самостоятельно отбирают нужную информацию в материалах учебника и другой учебной литературе для решения предметной учебной задачи.
- Коммуникативные: учащийся задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, аргументируя её; подтверждают аргументы фактами.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: интерактивная доска, учебники русского языка, словари устаревших слов.
Ход урока
I. Организационный момент
Психологически настраиваются. Учитель приветствует учащихся.
Работа с интерактивной доской.
"Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Ф.И.Тютчев.
Ребята, давайте посмотрим на эти строки стихотворения. Что интересного вы увидели? Всем ли понятны эти слова? Запишите значения выделенных слов. Уста - рот, губы, ланиты - щеки.
Определите тему урока. Запишите тему в тетрадь.
Ответ: Устаревшие слова. Что же такое устаревшие слова?
Ответ: Каких только слов нет в русском языке! Есть слова, которые используются активно, а некоторые мало употребляются или не употребляются совсем. Слова переходят пассивный запас, то есть постепенно забываются и становятся невостребованными. Такие слова называются устаревшими. Устаревшие слова можно встретить в художественной литературе, пословицах и поговорках, исторических фильмах, научных статьях, описывающих быт людей в прошлом.
Проверка готовности к уроку.
II. Мотивация. Актуализация опорных знаний
Учитель организует проверку домашнего задания. Класс делится на 3 команды.
У каждой команды было свое задание. Давайте посмотрим на ваши проектные работы.
В проверке домашней работы обратимся за помощью к одноклассникам. Поменяйтесь, пожалуйста, тетрадями. Найдите самые лучшие работы и зачитайте их вслух.
Задание для команды №1. Найдите устаревшие слова. «Притча о блудном сыне»
У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую [мне] часть имения. И [отец] разделил им имение.
По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
Лк.15:11-32.
Ответ:
- Имение - имущество.
- Причитается - принадлежит.
- Расточил - растратил.
- Отче - отец (церк.-слав.).
- Чрево - живот (церковно-славянское).
Задание для команды №2. Расскажите об особенностях старославянизмов. Приведите примеры литературных произведений, где встречаются старославянизмы.
Ответ: Особенности старославянизмов. Работа по учебнику А.Д.Шмелева. Стр.108.
Старославянизмы (славянизмы, церковнославянизмы) – в одном из значений это слова, пришедшие в русский язык из древнейшего литературного языка славян (точнее из его древне-болгарской основы).
1) Неполногласные сочетания: РА, ЛА, РЕ, ЛЕ.
Глад, вращать, увлекать, брег.
2) Сочетание ЖД – одежда, прежде.
3) Причастия с Щ – горящий, летящий.
4) В начале слова Е-еденица.
Ответ: «Воспоминания в Царском Селе» А.С.Пушкин.
Блеснул кровавый меч в неукротимой длани
Коварством, дерзостью венчанного царя;
Восстал вселенной бич — и вскоре новой брани
Зарделась грозная заря.
Задание №3. Слова перепутались. Распределите слова в две группы: старославянизмы и русские слова.
Рожь, корова, сладкий, враг, снег, плен, ветер, невежда, город, возвратить, деревня, превосходный, молотьба, молодой, хороший, лесной, деловой, прах, злато.
Ответ:
- Исконно русские слова. Рожь, корова, снег, ветер, город, деревня, молотьба, молодой, хороший, лесной, деловой.
- Старославянизмы. Сладкий, враг, плен, невежда, возвратить, превосходный, прах, злато.
- Работа с учебником. Получение новых знаний.
Слово учителя.
В разряде устаревших слов выделяют архаизмы и историзмы. Рассмотрим их подробнее.
Архаизмы — это устаревшие слова, которые имеют другое название в современном языке. Примеры архаизмов: око — глаз, сей — этот, кои — которые, заморский — иностранный, давеча — недавно.
Историзмы — устаревшие слова, полностью вышедшие из употребления, так как вышли из употребления предметы и явления, которые эти слова называли. В отличие от архаизмов, историзмы не имеют синонимической замены в настоящем. Примеры историзмов: кокошник, шушун (одежда), дворянин, граф (титулы), кольчуга, забрало (военное снаряжение).
III. Конкурс. Нарядите людей в историзмы
Можно нарисовать иллюстрации. При помощи словаря устаревших слов подберите одежду, которую не носят современные люди.
Пример:
- Кокошник – нарядный женский головной убор с разукрашенной и высоко поднятой надо лбом передней частью, с лентами сзади.
- Косоворотка – мужская рубашка со стоячим воротом, застёгивающимся сбоку.
- Камзол - мужская куртка без рукавов, надеваемая под верхнюю одежду.
- Армяк - мужская верхняя одежда из суконной или шерстяной ткани.
- Епанча - накидка, широкий плащ, длинное верхнее платье без рукавов.
IV. Самостоятельная работа
Опишите внешность человека, используя устаревшие слова.
Ответ:
1. Сбойливый парень зашел в хоромы мои. Мы поздоровались. Мне он показался спорым и тароватым.
2. Щедровитый мужик в армяке и опорках орать собирался.
3. Евдокия сняла капор. Золотное платье не могло оставить равнодушным никого в комнате. Голдеть в горнице перестали. Гостика чтительная позволила годиться собой. Важно прошла в красный угол и перекрестилась.
Слова для справки:
- Сбойливый - крепко сложенный, ладный.
- Щедровитый - рябой.
- Тороват - щедрый, приветливый.
- Спорый - энергичный, деловой.
- Чтительный - уважаемый, почитаемый.
- Гостика - гостья.
- Годиться - любоваться.
- Голдеть - шуметь.
- Золотное платье-особо ценное.
V. Подведение итогов. Комментирование оценок
Спасибо за урок! Успехов вам и хорошего настроения!
VI. Этап информирования домашней работы
Упражнение №114.Учить правила на стр.111-112.
VII. Рефлексия
- Для меня на уроке самым трудным было…
- Из урока я узнал (а) новое…
- На уроке мне понравилось…