Тема урока: «Не с причастиями». Разноуровневые задания

Разделы: Русский язык

Класс: 7

Ключевые слова: НЕ с причастиями


Класс: 7.

Предмет: русский язык.

Учебник: «Русский язык, 7 класс», Москва, «Просвещение», 2021 г., авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.

Название раздела, темы: Морфология. Причастие.

Тема урока: «Не с причастиями»

Цели урока:

  • Образовательные: закрепить правило написания НЕ с причастиями.
  • Практические: совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой; формировать орфографическую зоркость.
  • Воспитательные: воспитывать чувство уважения и любви к природе, окружающему миру, совершенствовать читательский вкус.
  • Развивающие: обогащать словарный запас учащихся, обучать умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности.

Тип урока: урок рефлексии.

Технология уровневой дифференциации обучения.

Планируемые результаты:

  • Познавательные УУД: объяснение языковых явлений, процессов, выявляемых в ходе исследования данного правила; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач; структурирование заданий.
  • Личностные УУД: формирование познавательного интереса к творческой деятельности.
  • Регулятивные: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
  • Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; соблюдение правил речевого поведения; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Ход урока

1. Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности

Приветствие.( Цель: включение учащихся в деятельность)

У. - Здравствуйте, ребята. Очень рада вас видеть. Наш урок сегодня пройдёт под девизом: «Ученику - удача, учителю - радость»

На прошлом уроке мы с вами познакомились с правилом написания НЕ с причастиями, а сегодня потренируемся в написании НЕ с причастиями и попробуем составить предложения и тексты с этими словами. А самое главное, что мы с вами узнаем необыкновенную историю удивительного цветка. Мы поговорим о необычайном, неповторимом цветке - о хризантеме. Но прежде всего вспомним правило.

(УУД: личностные: мобилизация внимания; регулятивные: саморегуляция; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками)

2. Актуализация опорных знаний

(Цель: повторить правило написания НЕ с причастиями на основе таблицы)

У. - Давайте попробуем восстановить в памяти правило написания НЕ с причастиями.

Слайд №1.

(Один ученик излагает правило с помощью таблицы, учащиеся слушают ответ, рецензируют его и дополняют; сильным ученикам можно предложить подобрать для таблицы свои примеры)

(УУД: коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи, умение слушать собеседника; познавательные: умение строить логическую цепь рассуждения,систематизировать информацию; регулятивные: самоконтроль знаний)

3. Работа с текстом на основе разноуровневых заданий

Слайд №2 (Иллюстрации, задания)

(Цель: формирование навыка правильного написания НЕ с причастиями)

У. -А теперь мы с вами познакомимся с историей хризантемы.

(Каждый ученик выбирает текст определённого уровня сложности)

  • Уровень ☼ - уровень «5»
  • Уровень ☺ - уровень «4»
  • Уровень ☻ - уровень «3»

- Прочитаем текст ( один ученик читает). Ответим на вопросы по тексту:

- Докажите, что перед вами текст.

- Определите тему текста, придумайте заголовок.

- Найдите средства связи предложений и охарактеризуйте их.

- Выполните предложенные задания.

  • Уровень ☻- Раскройте скобки (Знаки препинания расставлены).
  • Уровень ☺- Раскройте скобки, графически объясните постановку знаков препинания. (Знаки препинания расставлены).
  • Уровень ☼ - Раскройте скобки, расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.

Текст (с разноуровневыми заданиями)

Мало кого уже удивляющее слово «хризантема» в переводе с древнегреческого звучит как «золотой цветок». В странах Востока с этим р..стением связывают и (не) знающую пределов радость и (не)выразимую печаль и (не)проходящую со временем скорбь.

Одна из легенд рассказывает, что в третьем веке до нашей эры (не)имеющий жалости император узнал о существовании (не)описуемой красоты цветка который рос на одном из (не)ведомых островов. Мудрецы говорили, что из этого р..стения можно было пр..готовить (не)обыкновенный эл..ксир помога..щий избавиться от (не)излечимых болезней и уйти от (не)минуемой смерти. Но только искренний (не)желающий зла окружа..щим человек мог прик..снуться к чудодейственному цветку. Триста девушек и юношей отправились за (не)распустивш..мся сокровищем. Но (не)навид..щему людей императору так и не далось дождаться возвр..щения оказавшихся в райском уголке смельчаков.

На островах возникло новое государство - Япония. На гербе этой страны и сегодня шестнадцатицветковая золотая хризантема.

4. Этимологический анализ

ЭЛИКСИР - франц., восходит к греческому «сухое лекарство».

(Цель: побуждение интереса к слову; развитие познавательных возможностей учащихся)

(УУД: регулятивные:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; познавательные: поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи)

5. Работа по развитию речи

(Слайд № 3)

(Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным образованием и употреблением причастий)

У. - Конечно, нелегко было в те далёкие времена добыть элексир жизни. Но нам с вами зачастую требуется не меньше труда, чтобы правильно образовать причастия и употребить их в своей речи без ошибок. Исправьте речевые и грамматические ошибки.

*Хризантема, не боящая заморозков, считается постоянным спутником осени.

(Подсказка: ошибка в образовании причастия)

*Не понимающий цветов японец не может считаться счастливым.

(Подсказка: ошибка в управлении)

*Во время первой выставки (10 в.) цветущие цветы хризантемы оказали на посетителей неизгладимое впечатление.

(Подсказка: повтор + нарушение управления)

*Одна из высших японских наград, не утратящих своей ценности, называется орденом Хризантемы.

(Подсказка: ошибка в образовании причастия)

(УУД: познавательные: умение анализировать языковой материал; коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению материала)

6. Закрепление изученного на основе разноуровневых заданий

(Цель: закрепить навыки правописания НЕ с причастиями)

У. - Давайте продолжим подбирать причастия для описания хризантемы. Каждый из вас выбирает уровень сложности.

  • Уровень ☼- уровень «5»
  • Уровень ☺- уровень «4»
  • Уровень ☻- уровень «3»

Уровень☻

Составьте словосочетания: (не)разбирающийся; (не)ухаживающий; (не)смотрящий; (не)отказавшийся; (не)пришедший; от цветов, на цветы, в цветах, с цветами, за цветами.

Уровень ☺

Уровень ☼

НЕ - приставка

НЕ - частица

Распустившийся

Распустившийся

Сорванный

Сорванный

Выращенный

Выращенный

Политый

Политый

Купленный

Купленный

Подаренный

Подаренный

(УУД: регулятивные: саморегуляция; познавательные: умение строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства; личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи)

7. Работа по составлению текста

(Слайд №4)

(Цель: учить употреблять слова с изученной орфограммой в тексте)

У. - А теперь попробуем правильно употреблять причастия с НЕ при составлении текста. Но в то же время познакомимся с ещё одной версией истории хризантемы.

По другой легенде, родиной этого _________________очарования растения является Китай. Китайцы, _________________в своей правоте, назвали в честь хризантемы девятый месяц года. По _______________силы преданию, смельчак, _________________сорвать в девятый день девятого месяца цветок хризантемы, обретает бессмертие

(Для справок: (не)побоявшийся, (не)потерявший, (не)утративший, (не)сомневающийся. Даны только для уровня ☻)

(УУД:личностные:формирование познавательного интереса к индивидуальной проектной деятельности в ходе выполнения творческого задания;
предметные: научиться применять изученное правило в ходе творческой работы; регулятивные:проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;
познавательные: объяснять языковые явления, процессы, выявляемые в ходе составления текста;
коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)

8. Рефлексия

У. - Сегодня мы не только потренировались в написании причастий с НЕ. Мы узнали историю хризантемы. Выразите ваши впечатления от урока. Продолжите предложение:

  • Я узнал…
  • Мне понравилось…
  • Я открыл для себя…
  • Самым интересным для меня было…

У. - Скажите комплимент самому себе. (Учитель делает комплимент детям)

У. - Возвращаемся к началу урока, подведём итоги.

(УУД:личностные: самоопределение;
регулятивные: саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний; коммуникативные: умение слушать, принятие решения и его реализация)

9. Задание на дом

У. - Дома попытайтесь вспомнить материал сегодняшнего урока и напишите изложение «Необыкновенная история хризантемы» или «Удивительное рядом».

(УУД: коммуникативные: инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации;
регулятивные: оценка результатов работы;
познавательные: умение определять основную и второстепенную информацию,
систематизировать информацию)

10. Оценивание

Учащиеся осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, производят самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.