Тема урока: «Как слово наше отзовется…» (подготовка к сочинению-рассуждению)

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели урока:

  • Образовательные: подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ, формирование умения понимать текст и выполнять анализ содержания и формы исходного текста.
  • Развивающие: развитие коммуникативной, лингвистической и языковой компетентностей учащихся.
  • Воспитательные:
    • воспитание у подростков осознанного отрицательного отношения к сквернословию;
    • воспитание бережного отношения к языку, формирование речевой культуры.

Тип урока: урок развития речи.

Методы: словесный, наглядный, проблемный, исследовательский (анкетирование и наблюдение за речью окружающих), частично-поисковый (использован при работе с текстом), репродуктивный метод (работа с учебником, опорными схемами ), метод наблюдения (сравнение текстов), метод моделирования (создание текста по опорным словам).

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Приёмы: постановка проблемы, выразительное чтение, анализ текста, составление плана, работа со словарями.

Вид урока: практикум.

Оборудование: компьютер, проектор, листы с алгоритмом написания сочинения, раздаточный материал для аргументации (Приложение).

Ход урока

1. Оргмомент

Психологический настрой на урок, умение переключить внимание на учебную деятельность – просмотр видеоролика с выпусками передачи «Ералаш» («Почему мы так говорим?», вариант – «Педагогическая драма»)

2. Целеполагание и мотивация

- Как вы думаете, над чем мы сегодня с вами будем работать? Какую проблему решать?

Действительно, проблема сохранения русского языка актуальна. Не случайно по приказу Президента России В.В.Путина 2007 год был объявлен Годом русского языка, в 2014 году вернулось в школу итоговое сочинение, а 2015 год стал Годом литературы.
Сегодня на уроке мы продолжаем подготовку к ЕГЭ. Используя полученные знания, попробуем провести целостный (комплексный) анализ текста. Итогом работы будет сочинение- рассуждение на основе исходного текста - это цель нашего урока.

- Чтобы правильно написать сочинение-рассуждение, что мы должны уметь? Какие задачи сегодня мы должны решить, к каким результатам прийти в конце урока (исходя из темы урока)?

  • понять авторский текст,
  • сформулировать проблему исходного текста,
  • прокомментировать её с опорой на текст,
  • сформулировать позицию автора текста по данной проблеме,
  • сформулировать собственную позицию и аргументировать её,
  • написать сочинение-рассуждение.

3. Определение темы урока

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется…
Ф.И.Тютчев

- Как вы думаете, какие слова из строк Ф.И.Тютчева могут быть темой нашего урока? Поясните свое мнение.

4. Постановка проблемного вопроса

- Согласны ли с высказыванием Вадима Шефнера?

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
(Вадим Шефнер)

- Таким образом, ответ на какой вопрос мы сегодня на уроке попытаемся ответить? Какую проблему будем разрешать?
(Какова роль слова? Проблема развития и сохранения русского языка)

5. Работа с интернет-источниками (выступления учащихся)

1) Тексты по этой проблеме (обзор).

  1. Д.С.Лихачёв www.egeteka.ru Проблема культуры речи.
  2. С.М.Казначеев www.saharina.ru Проблема состояния русского языка под влиянием современной жизни.
  3. И.А.Ильин vopvet.ru Проблема значения родного языка.
  4. И.Руденко капканы-егэ.рф. Проблема бережного отношения к языку.
  5. С.Виноградов samopodgotovka.com. Проблема сквернословия как культурной катастрофы.
  6. Нора Галь www.saharina.ru Проблема сохранения чистоты нашей речи.
  7. М.А.Кронгауз www.5splusom-school.ru Проблема изменения речи с течением времени.

Каждый человек несет ответственность за то, как он говорит и пишет на родном языке.

Призыв бережно относиться к родному языку.

2) Интернет-сайты в помощь (обзор)

  1. http://сезоны-года.рф/
  2. http://uchimcauchitca.blogspot.ru/
  3. http://4ege.ru/
  4. http://neznaika.pro

3) Вред сквернословия

4) Итоги анкетирования

1. Люди употребляют в порыве гнева, таким образом выражают свои эмоции, либо имеют маленький словарный запас.

2. Есть такие, кто не использует бранные слова, а большинство выражают свои эмоции.

3. Большинство употребляющих бранные слова произносят их редко.

4. Употребление этих слов происходит в различных ситауциях. Например, во время спортивных игр или же при общении с друзьями.

5. К счастью, все ребята относятся негативно к сквернословию.

6. Многие ничего не чувствуют, когда употребляют их.

7. Люди думают о невоспитанности ребёнка.

8. Ничего не чувствуют.

9. Чаще всего слышны бранные слова от сверстников и взрослых людей.

10. Предлагают контролировать свою речь, наказывать штрафами сквернословов.

11. Нужно следить за своей речью, сдерживать свои эмоции.

12. Не хотят, чтобы дети использовали бранные слова, потому что это некультурно.

6. Работа с текстом

Вспомните алгоритм написания сочинения-рассуждения (взаимопроверка).

1. Вступление.

2. Проблема, над которой размышляет автор.
Комментарий (2 примера-иллюстрации).

3. Выявление позиции автора.

4. Собственное мнение (согласие или несогласие с позицией автора).

5. Первый аргумент.

6. Второй аргумент.

7. Вывод (заключение).

Обратимся к тексту С.Виноградова (раздаточный материал). Впервые этот текст был напечатан в журнале «Наука и жизнь» №4 за 1993 год.

1) чтение текста,

2) беседа

- Какая проблема поднимается автором?

- В каком предложении содержится формулировка проблемы?

- Что делает автор, чтобы раскрыть проблему?

- К какому выводу приходит С.Виноградов?

- Согласны ли вы с мнением автора? Поясните свой ответ.

- Кто из писателей писал о русском языке, понимал важность слова, переживал за судьбу языка?

5) Выступление ученика: Литературные аргументы

1) Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души».

2) Стихотворение Ивана Бунина «Слово».

3) «Россияне убивают русский язык» - статья Марии Молиной http://egepro100.blogspot.ru/2012/12/blog-post_434.html

4) Иван Сергеевич Тургенев «Русский язык». http://petrova09.rusedu.net/post/451/22101

5) https://sites.google.com/site/literaklub/gotovimsa-k-ege/argumenty-k-socineniu://sites.google.com/site/literaklub/gotovimsa-k-ege/argumenty-k-socineniu

6) А.С.Грибоедов. «Горе от ума»; А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»;
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/01/20/problemy-i-argumenty-ege-po-russkomu-yazyku-chast-s

7) А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
http://5litra.ru/ege-sochineniya/543-s-kakoy-celyu-pushkin-v-romane-evgeniy-onegin-izobrazhaet-osobennosti-literaturnoy-zhizni-nachala-xix-veka.html

7. Составление группового сочинения-рассуждения и его представление( возможно использование опорных слов с раздаточного листа):

1) вступление,

2) 1-й пример-иллюстрация

3) 2-й пример-иллюстрация,

4) авторская позиция,

5) свое мнение,

6) 1-й аргумент,

7) 2-й аргумент,

8) заключение.

8. Вывод

- Какой же вывод можно сделать, исходя из темы урока?

- Чтение стихотворений Э.Асадова «О скверном и святом» и И.С.Тургенева «Русский язык»

Вывод учителя. В любых ситуациях нужно помнить, что каждый человек делает свой выбор, и важно сделать его правильно. Давайте же будем говорить грамотно, а значит, красиво, не употребляя в собственной речи нецензурных выражений. Старайтесь искоренять их из своей речи. Нужно думать о том, «как слово наше отзовется».

9. Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение на основе текстов (см. раздаточный материал), используя один из них как исходный текст, два любых других как аргументы.