Цели урока:
- использовать при выполнении заданий различные приёмы умственных действий;
- создать условия для мотивации учения школьников,
- формирование умения работать с материалом в новых условиях, выполнять задания творческого и поискового характера;
- развивать у школьников способности к оценочной деятельности;
- создать условия для формирования умений договариваться в совместной деятельности; излагать и аргументировать своё мнение;
- развивать умения различать лексические группы слов (синонимы, антонимы, фразеологизмы, однокоренные слова);
- формировать знания о необходимости словарей и правилах их использования.
Оборудование:
- инвентарь для сценки;
- портрет В.И.Даля;
- словарь В.И.Даля в 4-х томах;
- школьные словари синонимов, антонимов, фразеологизмов, орфографические словари и словари однокоренных слов;
- текст о В.И.Дале по количеству учеников в классе;
- карточки с заданиями для групп и для самостоятельной работы.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Девизом сегодняшнего урока занятия будут слова Н.И.Пирогова «Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное». Как вы понимаете эти слова?
2. Актуализация знаний
(Выступают подготовленные дети и разыгрывают сценку)
Печник: Господин директор! Сделайте милость, обеспечьте меня шестью кочергами. Ходить с одной раскалённой кочергой по коридорам неудобно, да и не безопасно.
Директор: А ведь и правда, удобно, если у каждой печки будет стоять кочерга! Молодец, мысль хорошая! Пойду диктовать приказ машинистке о требовании дополнительного инвентаря на склад. (обращается к машинистке)
Итак, пишите. Имея шесть печей при наличии одной кочерги, немыслимо предохранить служащих от несчастных случаев. А посему в срочном порядке прошу выдать подателю сего требования пять коче…
Автор: Но тут директор осёкся. Он перестал диктовать и, почесав затылок, сказал машинистке.
Директор: Что за чёрт. Не помню как пишется – пять коче… Три кочерги – ясно. Четыре кочерги – понятно, а пять? Пять чего? Пять кочерги? Пять кочергов?
У.: Как вы думаете, как вышел из положения директор?
Дети: Не стал писать просьбу. Составил письмо иначе. Посмотрел в словарь.
3. Самоопределение к деятельности
У.: С помощью юридического отдела была составлена бумага такого содержания: «До сего времени наше учреждение, имея шесть печей, обходилось всего лишь одной кочергой. В силу этого, просьба выдать ещё пять штук».
А где найти ответ, как правильно пишется слово?
Д.: В орфографическом словаре.
У.: Верно. На взгляд, очень скучная книга. Но давайте познакомимся со словарями поближе. Для начала возьмите в руки и рассмотрите школьный орфографический словарь.
У.: Сегодня у нас будет работать справочное бюро. И если у вас возникнут вопросы, можете обратиться не только ко мне, но и в бюро. На уроке мы будем работать в парах и в группах. Давайте вспомним правила совместной деятельности.
4. Словарная работа
У.: Вставьте пропущенные буквы в слова: д…ревня, гор…д, ст…лица, (М,м)…сква, (Р,р)…сия, рус…кий, н…род.
У.: Выполните взаимопроверку, оцените друг друга.
У.: Как можно было проверить верность написания слов? Чем воспользоваться?
Д.: Словарём.
У.: Назовите новое слово, с которым мы познакомимся, последовательно соединив буквы, являющиеся орфограммами в именах существительных: ключ, берёза, солнце, добро, улов, север, срок, сидеть.
Д.: Человек.
У.: Какое слово не подходило по условию? Почему?
Д.: Сидеть, т.к. это глагол.
У.: Подберите родовое понятие к слову человек.
Д.: Живое существо.
У.: Верно. Но животные тоже живые существа. Чем человек от них отличается?
Д.: Умеет говорить, работать.
У.: Иными словами, человек обладает речью, умеет трудиться и …
Д.: Мыслить!
У.: А нам на уроке нужны такие умения, как умение трудиться, мыслить, говорить? Зачем? А ещё какие человеческие качества нам пригодятся?
5. Изучение нового материала
У.: Где можно найти правописание слова человек? Поработайте со словарём. Что можно сказать о правописании слова человек?
Д.: В слове три слога, ударный слог третий, безударный слог первый с гласной буквой е, безударный слог второй с гласной буквой о.
У.: Как вы осуществляли поиск?
Д.: Последовательность слов дана по алфавиту.
У.: Я прошла по школе и услышала такие слова: «клёво», «прикол», «круто», «кайф». Вы мне подскажете их толкование?
У.: Скажите, чтобы объяснить значение слова мне поможет орфографический словарь?
Д.: Нет, нужен толковый словарь.
У.: Самому известному автору словаря, который называется «Толковый словарь живого великорусского языка» вряд ли понравились бы слова, которые вы мне объясняли. Кто знает автора этого словаря? (Демонстрируется портрет В.Даля)
У.: У вас на листочках небольшая информация об этом человеке. Познакомьтесь с ней.
(На листочках дан текст:
В 17 лет В.И.Даль окончил кадетский корпус, а затем медицинский факультет. За свою жизнь он сменил много профессий: морской офицер, хирург, крупный чиновник. Всё это помогло ему в самой главной работе, которой он посвятил всю жизнь.
Чего только не собирают люди! Марки, книги, картины, открытки. А В.И.Даль собирал слова. Ради этого он исколесил всю Россию! В.И.Даль считал, что богатые сокровища русского языка должны быть собраны, объяснены. Он собрал более 200 тысяч русских слов, и не просто собрал, но и дал им толкование.
У.: Я попрошу помощников из справочного бюро найти толкование слов эрудит и эрудиция, а также прочитать информацию о собирателе слов. В конце нашего занятия мы будем чествовать лучших эрудитов.
В паре обсудите и подготовьте ответы на вопросы:
- Какие профессии сменил В.И.Даль?
- Чем он увлекался?
- Какое количество слов он собрал?
- Как полное имя В.И.Даля?
- В каком году появился словарь?
- В.И.Даль собирал только слова?
У.: На какие вопросы вы не смогли дать ответ?
Д.: У нас даны только инициалы Даля, т.е. нельзя дать ответ на 4 вопрос. Нет пояснения на 5 и 6 вопрос.
У.: Попросим бюро дополнить нашу информацию. (Детям был дан более полный текст, с помощью которого они могут проинформировать остальных учащихся по 4,5 и 6 вопросам.)
У.: Попрошу справочное бюро дать толкование слов эрудит и эрудиция. (Дети зачитывают из толкового словаря объяснение.)
Кто, на ваш взгляд уже заработал баллы в свою копилку?
Какая пара, на ваш взгляд, была самой плодотворной и активной?
У.: Теперь я попрошу разбиться вас на группы. Возглавит каждую группу представитель из справочного бюро. Каждая группа получает листок с заданием, которое нужно выполнить. Ваша задача: продумать, каким воспользоваться словарём, чтобы это сделать.
1 группа
Объяснить значение выражений при помощи словаря:
Кот наплакал, как из ведра, считать ворон.
2 группа
Выбрать в каждой строке лишнее слово. Доказать, используя словарь.
Красный, алый, бирюзовый, кумачовый.
Шагать, нестись, идти, ступать.
Храбрый, отважный, смелый, умный.
3 группа
Выбрать в каждой строке лишнее слово. Доказать, используя словарь.
Гусеница, гусёнок, гусыня, гусиный.
Красный, краснеть, краска, красавица.
Чистюля, чистить, чистота, отчитаться.
4 группа
Выбрать в каждой строке лишнее слово. Доказать, используя словарь.
С…бака, к…рова, налев…, справ…
Д…ревня, пр…дс…дат…ль, вмест…, д…ректор
М…г…зин, слев…, к…ридор, м…лина
У.: Итак, к каким выводам вы пришли? Представляет свою работу 1 группа и т.д.
Скажите, ребята, одинаковыми ли словарями вам пришлось пользоваться? Какую роль выполняет каждый из них?
6. Закрепление изученного материала
У.: Задание для самопроверки. Прочитайте два столбика: один с высказываниями, а другой с видами словарей. Соедините стрелочками верное утверждение.
Высказывание |
|
Вид словаря |
Чтобы найти слова близкие по смыслу, надо воспользоваться |
Словарь однокоренных слов |
|
Чтобы объяснить значение слова, надо воспользоваться |
Словарь фразеологизмов |
|
Чтобы без ошибок написать слово, надо воспользоваться |
Словарь антонимов |
|
Чтобы объяснить значение устойчивого выражения, надо воспользоваться |
Словарь синонимов |
|
Чтобы найти родственные слова, надо воспользоваться |
Орфографический словарь |
|
Чтобы найти слова противоположные по значению, надо воспользоваться |
Толковый словарь |
У.: Выполните взаимопроверку. Оцените работу. У кого возникли сложности? Кому нужна помощь?
7. Самостоятельная работа
У.: Выберите одно из предложенных вам заданий по своему вкусу и выполните его. (Детям предлагается на выбор задание по одному из словарей.)
8. Рефлексия
У.: Ребята, а чья работа на уроке вам сегодня больше всего понравилась? Почему? Дадим слово нашему бюро. Кому мы можем сегодня дать звание «Эрудит»?
Поаплодируем нашим эрудитам.
У.: Оцените свой вклад в сегодняшнюю работу на уроке. (Дети знают критерии оценивания)
9. Итог урока
У.: Скажите, дети, что вы для себя узнали нового? Чем занимались? Пригодятся ли эти умения нам в жизни? Когда?
10. Домашнее задание
У.: Я хотела бы вернуться к высказыванию Н.И.Пирогова. Актуально ли оно было для нашего урока? Домашнее задание вам будет такое: найдите во фразеологическом словаре выражения связанные со словом:
- 1 группа – глаз (око),
- 2 группа – лоб,
- 3 группа – рука (руки),
- 4 группа – нос.
Дать объяснения каждому из фразеологизмов.
Использованная литература
- Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 1 класс. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
- Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
- Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 класс. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
- Лакоценина Т.П. Необычные уроки в начальной школе(Часть 1: Основные группы уроков, методика): Практическое пособие для учителей нач.классов, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: ЗАО «Книга», изд-во «Учитель», 2008.
- Пестова Г.А. Игра – путешествие в мир школьных наук. Классный руководитель. 2008, №8.