Тема урока: "Слово в слове". 1-й класс (1–4)

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

– совершенствование навыка чтения;

– развитие умений наблюдать за отдельными словами и словами в предложении;

– развитие речи, памяти, внимания;

– реализация творческих способностей;

– формирование положительного отношения к предмету.

Оборудование:

– разрезные буквы, игрушки матрешка и лев, шары с буквами, рисунки: королева Графика, сталевар, клевер, ленивец, хлев, левкой, телевизор; магнитофон, у каждого ребенка небольшое зеркальце.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения выполняются учащимися перед зеркалом. Учитель следит за точностью и правильностью.

“ Часики” . Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет учителя к уголкам рта.

“ Змейка” . Рот открыт, узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.

“ Качели” . Рот приоткрыт, напряженным языком тянуться к носу и подбородку.

3. Постановка задач урока.

– К нам обратились за помощью несколько персонажей из сказок. У них возникли проблемы, и они просят вас им помочь.

4. Актуализация знаний.

У нас в гостях Королева Графика.

– Назовите жителей её королевства.

– Она привела с собой некоторых из них. Назовите их.

(На доске буквы Г, Д, Е, Ё, Ж)

– У них что-то произошло. Для того, чтобы это узнать, надо открыть учебники на стр.77 и прочитать стихотворение А. Шибаева “Беспокойные соседки”.

– Поглядите, поглядите—
Пять соседок в алфавите—
Буквы Г,Д,Е,Ё,Ж—
Все горюют о еже.
Вечно думают:
“Где ёж?”
Не утешишь,
Не поймешь…

– Обратите внимание, как построились эти буквы?

– Что получается, когда эти буквы стоят в алфавитном порядке?

– Прочитайте это вопросительное предложение.

– Кого ищут буквы?

– А ёж спрятался вот в этих словах.

(На доске слова: одёжка, Серёжка, стёжка, застёжка)

– Найдите ежа и обведите в кружок.

– Назовите лишнее слово.

– Почему слово Серёжка лишнее? А можем ли мы написать его с маленькой буквы? В каком случае?

5. Сообщение темы урока.

Тема нашего урока “Слово в слове”. Мы будем наблюдать за словами и искать в них спрятавшиеся другие слова.

6. Работа над новым материалом.

Следующий гость на нашем уроке — это матрёшка.

– Чем интересна эта игрушка?

– Слова тоже могут быть матрешками. Внутри них тоже могут прятаться слова. Например, слово победа.

– Назовите слова, которые в нем спрятались (обед, еда, беда).

– Сами придумайте и назовите слова, которые могут быть матрешками.

Работа по учебнику.

– Откройте учебники на стр.78.Работать будете в парах. Читаете слова и ищите в них другие слова.

– Проверяем. Все ли слова здесь можно назвать матрешками?

гитара-тара; голова–гол, лов; тапочки– почки. очки; китель-кит, ель; осадки– оса ,сад; жаворонок– ворон, вор; яблоко– око, блок; дубок-дуб, бок; рыбак– бак, рыба; плеск-лес; волк-вол; кисель-ель

– Значение всех слов было понятно?

Лексическая работа.

тара-материал для упаковки;
блок– часть сооружения, механизма

Физминутка.

– Встали. Королева Графика приготовила за хорошую работу вам сюрприз—вот эти воздушные шары с буквами. Как заиграет музыка, вы бросаете шарики друг другу. Музыка остановилась—игра прекратилась.

– Стоп! У кого в руках оказались шары, выходите вперед.

– Составьте из букв на шариках слово и станьте так, чтобы мы могли его прочитать.

– Какое слово получилось? Будет ли слово ШКОЛА матрешкой? Докажите.

7. Формирование практических умений.

– Работаем на стр.77 учебника.

Мы поиск продолжаем снова:
Из этих слов сбежало слово.
Вы беглеца должны найти,
В слова обратно привести.

р– – ьё, пр – – ина, кр – -ок, др – – ина, м – -чина, ст– – а, кр – -ка, л – -а

– Кто уже может сразу назвать беглеца?

– Мы его сможем найти, если отгадаем загадку. Прочитайте её.

– Так кто же сбежал из слов?

– Давайте вернём беглеца на место и прочитаем получившиеся слова.

– У нас ещё один гость, тоже король. Король всех зверей – кто же он?

– Хотя лев и король зверей, у него тоже бывают неприятности – он потерял своих друзей – львов. Львы боятся людей, поэтому спрятались в словах.

– Поможем ему их найти?

Задания сопровождаются показом рисунков.

1. _ _ _ лев _ _

Первый лев – властитель домны.(Сталевар)

2. лев _ _ _

А второй – цветочек скромный. (Левкои)

3. _ ле _ _ в _ _

Третий лев пасёт оленей. (Оленевод)

4. ле _ в _ _

Этот острый, в мыльной пене. (лезвие)

5. _ лев _ _

Пятый– корм для лошадей. (Клевер)

_ _ лев _ _ _ _

6. Лев – источник новостей. (Телевизор)

ле _ _ в _ _

7. А седьмой – он очень вял,

На рисунке перед вами.

Мирно дремлет вверх ногами. (Ленивец)

– Мы помогли нашему гостю – отыскали всех львов, и он для вас приготовил очень интересное домашнее задание на стр.78. Вам надо будет сочинить весёлую историю про льва, который жил в телевизоре, в саду разводил клевер и т. д.

8. Итог урока (рефлексия).

– Что нового мы узнали, наблюдая за словами?

– Понравился вам урок?

– Какое настроение было у вас сегодня на уроке?

– Давайте ваше настроение передадим нашему солнышку. Перед вами два лучика. Если у вас было хорошее настроение на уроке, возьмите желтый лучик, если нет – зеленый. Приклейте свои лучики к нашему солнышку.

– Спасибо за урок.