Цели урока:
– совершенствование навыка чтения;
– развитие умений наблюдать за отдельными словами и словами в предложении;
– развитие речи, памяти, внимания;
– реализация творческих способностей;
– формирование положительного отношения к предмету.
Оборудование:
– разрезные буквы, игрушки матрешка и лев, шары с буквами, рисунки: королева Графика, сталевар, клевер, ленивец, хлев, левкой, телевизор; магнитофон, у каждого ребенка небольшое зеркальце.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика.
Упражнения выполняются учащимися перед зеркалом. Учитель следит за точностью и правильностью.
“ Часики” . Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет учителя к уголкам рта.
“ Змейка” . Рот открыт, узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.
“ Качели” . Рот приоткрыт, напряженным языком тянуться к носу и подбородку.
3. Постановка задач урока.
– К нам обратились за помощью несколько персонажей из сказок. У них возникли проблемы, и они просят вас им помочь.
4. Актуализация знаний.
– У нас в гостях Королева Графика.
– Назовите жителей её королевства.
– Она привела с собой некоторых из них. Назовите их.
(На доске буквы Г, Д, Е, Ё, Ж)
– У них что-то произошло. Для того, чтобы это узнать, надо открыть учебники на стр.77 и прочитать стихотворение А. Шибаева “Беспокойные соседки”.
– Поглядите, поглядите—
Пять соседок в алфавите—
Буквы Г,Д,Е,Ё,Ж—
Все горюют о еже.
Вечно думают:
“Где ёж?”
Не утешишь,
Не поймешь…
– Обратите внимание, как построились эти буквы?
– Что получается, когда эти буквы стоят в алфавитном порядке?
– Прочитайте это вопросительное предложение.
– Кого ищут буквы?
– А ёж спрятался вот в этих словах.
(На доске слова: одёжка, Серёжка, стёжка, застёжка)
– Найдите ежа и обведите в кружок.
– Назовите лишнее слово.
– Почему слово Серёжка лишнее? А можем ли мы написать его с маленькой буквы? В каком случае?
5. Сообщение темы урока.
– Тема нашего урока “Слово в слове”. Мы будем наблюдать за словами и искать в них спрятавшиеся другие слова.
6. Работа над новым материалом.
– Следующий гость на нашем уроке — это матрёшка.
– Чем интересна эта игрушка?
– Слова тоже могут быть матрешками. Внутри них тоже могут прятаться слова. Например, слово победа.
– Назовите слова, которые в нем спрятались (обед, еда, беда).
– Сами придумайте и назовите слова, которые могут быть матрешками.
Работа по учебнику.
– Откройте учебники на стр.78.Работать будете в парах. Читаете слова и ищите в них другие слова.
– Проверяем. Все ли слова здесь можно назвать матрешками?
гитара-тара; голова–гол, лов; тапочки– почки. очки; китель-кит, ель; осадки– оса ,сад; жаворонок– ворон, вор; яблоко– око, блок; дубок-дуб, бок; рыбак– бак, рыба; плеск-лес; волк-вол; кисель-ель
– Значение всех слов было понятно?
Лексическая работа.
тара-материал для упаковки;
блок– часть сооружения, механизма
Физминутка.
– Встали. Королева Графика приготовила за хорошую работу вам сюрприз—вот эти воздушные шары с буквами. Как заиграет музыка, вы бросаете шарики друг другу. Музыка остановилась—игра прекратилась.
– Стоп! У кого в руках оказались шары, выходите вперед.
– Составьте из букв на шариках слово и станьте так, чтобы мы могли его прочитать.
– Какое слово получилось? Будет ли слово ШКОЛА матрешкой? Докажите.
7. Формирование практических умений.
– Работаем на стр.77 учебника.
Мы поиск продолжаем снова:
Из этих слов сбежало слово.
Вы беглеца должны найти,
В слова обратно привести.
р– – ьё, пр – – ина, кр – -ок, др – – ина, м – -чина, ст– – а, кр – -ка, л – -а
– Кто уже может сразу назвать беглеца?
– Мы его сможем найти, если отгадаем загадку. Прочитайте её.
– Так кто же сбежал из слов?
– Давайте вернём беглеца на место и прочитаем получившиеся слова.
– У нас ещё один гость, тоже король. Король всех зверей – кто же он?
– Хотя лев и король зверей, у него тоже бывают неприятности – он потерял своих друзей – львов. Львы боятся людей, поэтому спрятались в словах.
– Поможем ему их найти?
Задания сопровождаются показом рисунков.
1. _ _ _ лев _ _
Первый лев – властитель домны.(Сталевар)
2. лев _ _ _
А второй – цветочек скромный. (Левкои)
3. _ ле _ _ в _ _
Третий лев пасёт оленей. (Оленевод)
4. ле _ в _ _
Этот острый, в мыльной пене. (лезвие)
5. _ лев _ _
Пятый– корм для лошадей. (Клевер)
_ _ лев _ _ _ _
6. Лев – источник новостей. (Телевизор)
ле _ _ в _ _
7. А седьмой – он очень вял,
На рисунке перед вами.
Мирно дремлет вверх ногами. (Ленивец)
– Мы помогли нашему гостю – отыскали всех львов, и он для вас приготовил очень интересное домашнее задание на стр.78. Вам надо будет сочинить весёлую историю про льва, который жил в телевизоре, в саду разводил клевер и т. д.
8. Итог урока (рефлексия).
– Что нового мы узнали, наблюдая за словами?
– Понравился вам урок?
– Какое настроение было у вас сегодня на уроке?
– Давайте ваше настроение передадим нашему солнышку. Перед вами два лучика. Если у вас было хорошее настроение на уроке, возьмите желтый лучик, если нет – зеленый. Приклейте свои лучики к нашему солнышку.
– Спасибо за урок.