Тема урока: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-описанию домашнего животного"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • прививать умение описывать животное;
  • развивать речь, память, воображение;
  • воспитывать любовь к животным.

I. Организационный момент.

Сегодня необычная встреча, ребята. Учителя русского языка и литературы приехали познакомиться с вами и посмотреть вашу работу. Поэтому работаем с интересом, с увлечением и с хорошим настроением!

II. Цели и задачи урока.

Тема нашего урока – подготовка к сочинению-описанию домашнего животного.

Загрустил котенок мой.
Я спросил: “Ну, что с тобой?”
Он молчит, сидя в коробке.
Я сказал: “Какой ты робкий!
Ты, наверное, не спал?”
А котенок вдруг ответил:
“Ты б не лез ко мне, Петрушка,
Я тебе ведь не игрушка!”

Эти стихи сочинены пятиклассницей нашей школы. По ним вы догадались, о каком животном пойдет речь.

Вы – начинающие журналисты-наблюдатели, любители. С блокнотом и ручкой в руке, не выходя из дома, вы собираете рабочий материал к сочинению-описанию кошки.

Итак, с чего начать? И как продолжить? Что нужно знать? И что писать?

На доске вы видите развернутые листы блокнота с записями. Свои листочки блокнота вы заполните в течение урока.

III. Вступительное слово о теме и идее.

Тема – это предмет речи, то, о чем говорится в сочинении.

Тема нашего сочинения, как вы уже знаете, домашнее животное-кошка.

Идея (основная мысль) – это ответ на поставленный темой вопрос.

Какая основная мысль – это будем раскрывать в течение урока.

Можете это просто запомнить, а кто хочет – записать в свой блокнот.

IV. Жанр.

Идем дальше. Жанр сочинения известен.

Описание. Что такое описание? (Описание – это перечисление постоянных признаков предмета, своеобразные ответы на вопрос “какой?”)

Это определение записывать в блокнот не будем, т.к. вы его знаете.

Итак, предмет нашего описания – кошка. Что необходимо о ней написать? (Описать внешность: мордочку, лапки, хвостик, повадки).

V. Стиль сочинения.

Дальше речь пойдет о стиле нашего сочинения. Какие стили языка в сочинении вы знаете?

Мы будем описывать кошку в художественном стиле. Какова задача этого стиля? Назовите стилевые черты. Перечислите языковые средства, приведите примеры.

Вывод учителя.

Задачей художественного стиля является нарисовать живую картинку, передать читателю чувства, которые испытывает автор. Высказывание обычно бывает конкретным, образным (живым, выразительным), эмоциональным.

Языковые средства.

- слова в переносном значении, сравнения (ожерелье);

- эмоционально-оценочные слова:

а) с уменьшительно-ласкательным суффиксом;

б) с суффиксом – оват;

- глаголы совершенного вида с приставкой за- со значением начала действия;

- предложения вопросительные, побудительные, восклицательные;

- предложения сложные, с однородными членами.

VI. Композиция.

Переходим к композиции (построению) сочинения.

В описании обычно различают: 1 часть, в которой содержится общая характеристика предмета или передается общее впечатление от него;

2 часть, в которой говорится об отдельных признаках, деталях этого предмета. (Записать в блокнот.)

VII. Анализ примера.

Рассмотрим классическое описание кота. Прочитайте про себя отрывок из рассказа Скребицкого “Кот Иваныч”. (Приложение1)

Тема определена в заглавии. Назовите основную мысль. (Кот-ленивец, не ленивый.)

Найдите элементы художественного стиля.

Мы ставим задачу на уроке более глубокую, более широкую – полное описание этого животного.

VIII. Составление плана.

А чтобы легче нам было описать кошку, нам необходим план работы.

Что нужно выделить в первой части? (Основную мысль.)

Как можно начать сочинение? (У меня есть красивая и шаловливая кошка.)

Замысел, который заключается в том, что кошка красивая и шаловливая, нужно раскрыть. Итак, идея – кошка красивая. Как доказать, что она красивая? (Описать внешность)

Как можно озаглавить эту часть? (Красавица.) Что нужно описать у кошки? (Мордочку, ушки…)

Работаем дальше, расширяем содержание сочинения. От красавицы-кошки переходим к шаловливой кошке. Как доказать, что кошка шаловливая? (Написать, как она играет с мышкой…)

Придумайте заголовок к этой части сочинения. (Шалунья.)

Можно написать заключение. (В нашем доме живет красивая и шаловливая кошка, которая украшает наш дом и нашу жизнь.)

В заключении должен быть итог сочинения.

IХ. Физминутка.

Не отступая от темы, немного расслабимся.

1 упр.: Кошка заглядывается на какой-нибудь предмет, наклоняя голову то вправо, то влево.

(Наклоны головы вправо и влево.)

2 упр.: Кошка ловит лапами мух. (Повороты туловища с хлопками.)

3 упр.: Кошка прыгает. (Приседания и прыжки.)

Х. Лексическая работа.

Чтобы получилось сочинение живым, выразительным, проведем лексическую работу.

Групповое задание: каждой группе нужно подобрать эпитеты, сравнения к данному слову, а также некоторым группам и глаголы, которые могут употребляться с данным словом.

(Мордочка: вытянутая, хитрая, маленькая, широкая…

Глаза: большие, овальные, игривые, с зеленоватым оттенком…

Глаголы: смотрят, просят, улыбаются…

Усы: длинные, черные, тонкие…

Глаголы: топорщатся, торчат, виснут…

Ушки: маленькие, черненькие…

Хвост: черный с белым кончиком, пушистый, длинный…

Глаголы: извивается, дрожит, стоит покачиваясь…

Лапки: как сапожки, с мягкими подушечками…

Окрас: дымчатый, черный с белым ожерельем, серый…)

ХI. Орфографическая работа.

Прочитайте то, что вы написали. Записываем: вытянутая, большие, коварные, длинные, топорщатся, черненькие, дрожит, пятнышко, ожерелье – с объяснением орфограмм.

ХII. Пунктуация подготовка и подбор синтаксических конструкций.

Какие предложения характерны для художественного стиля? Запишем восклицательное предложение: (А какие красивые глаза у кошки!)

Вопросительное предложение: (Вы когда-нибудь видели такую красавицу?)

Побудительное предложение: (Посмотрите внимательнее, и вы увидите, что на блестящей черной спинке есть серые пятнышки.)

Какое предложение вы записали? (Сложное.) Что мы должны помнить о правописании сложного предложения?.. Перед какими союзами ставится запятая в сложном предложении?

ХIII. Итог урока.

Прочитаем рабочий материал, который собрали в течение урока.

Да, записали для сочинения о кошке опорные слова, словосочетания, предложения. Что будет трудно в работе над сочинением? (Логически построить весь материал.)

Это труд не только для вас сложный, и для ребят старших классов трудный. Мы с вами с пятого класса начинаем преодолевать такие трудности. Надо много читать, запоминать, наблюдать, вот почему вы оказались журналистами-наблюдателями.

ХIV. Домашнее задание.

По плану можно работать над описанием любого домашнего животного, домашней птицы. Послушайте описание домашней птицы – петуха. Обратите внимание на построение этого текста, определите основную мысль. (Чтение текста.)

Этот текст я прочла потому, что домашнее задание будет таким: написать сочинение о любом домашнем животном или о любой домашней птице.