Цели:
- Показать различия глаголов совершенного и несовершенного вида;
- Показать возможности функционирования глаголов в речи.
Ход урока
1. Оргмомент
2. Проверка домашнего задания
Составьте кластер по теме: “Глагол”.
3. Работа с текстом
Сегодня мы с вами еще раз посмотрим, чем отличаются глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида, и посмотрим, как данные глаголы употребляются в тексте.
I. Предтекстовая работа
1. Краткое вступительное слово о войне.
Годы Отечественной войны не забудутся никогда. Чем дальше, тем все величественнее и живее развернутся они в нашей памяти. Война оставила глубокий след в истории нашего государства, нашей страны. Мы не видели войны, но мы знаем о ней. Сердцу каждого человека дорог праздник Победы. В этом году исполняется 60 лет со дня Победы. Наш текст о годах войны, о том, как переживали войну и спасали друг друга во время войны.
2. Игра “Кубики”.
Собрать текст, который находится на четырех кубиках, но на каждом кубике несколько частей разных текстов, вы должны найти именно ту часть, которая относится к тексту о войне.
II. Внутритекстовая работа
1. Выразительное чтение текста.
2. Словарная работа.
ДИВИЗИЯ – основное тактическое соединение в различных видах вооруженных сил.
МЕДСАНБАТ – медико-санитарный батальон.
САНИТАР – младший медицинский работник.
ГИМНАСТЕРКА – верхняя рубашка, военная форменная одежда.
3. Определить тип текста – повествование стиль – художественный.
4. Беседа по содержанию.
Кто находился на носилках раненого?
Как реагировали раненые на игру санитарки с котятами?
Что они вспоминали?
Как вы понимаете фразу: “Они видели смерть, и вот они увидели жизнь”.
5. Учебно-языковые задания.
А) Выпишите глаголы из текста, определите их вид, подберите видовую пару.
Б) Задания по группам.
1 группа. Разобрать по составу: проделывали, определить морфологические признаки (несовершенный вид, прошедшее время, множественное число, первое спряжение), составить предложение.
2 группа. Морфологический разбор: НЕСЛИ – глагол, действие предмета, Н/Ф нести, несовершенный вид, прошедшее время, множественное число, первое спряжение.
3 группа. Фонетический разбор: УВИДЕЛИ – У-ВИ-ДЕ-ЛИ.
У [у] – гласный, безударный
В [в] – согласный, звонкий, мягкий
И [и] – гласный, ударный
Д [д] – согласный, звонкий, мягкий
Е [и] – гласный, безударный
Л [л] – согласный, звонкий, мягкий
И [и] – гласный, безударный
7 букв, 7 звуков
4 группа. Разбор предложения:
Но их серые, землистые лица мучеников улыбались.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное.)
III. Послетекстовая работа.
Озаглавить текст.
Продолжить текст. (Как вы понимаете поведение санитарки?)
IV. Домашнее задание.
Закончить рассуждение.
V. Итог.
Приложение
Котята на войне
(Отрывок из книги В. Гроссмана “Годы войны”)
Ночевали мы в лесу, в палатке дивизионного медсанбата. Утром мы увидели странную картину: по лесу от одной палатки медсанбата к другой санитары несли раненого. На носилках, умостившись у ноги раненого, путешествовали, чинно покачиваясь, два котенка.
Когда мы вошли в палатку, то увидели такую картину: раненые, лежа на носилках и на траве, наблюдали, как девушка-санитарка дразнила котят еловой веткой. Котята проделывали все, что им положено в таких случаях: крались на брюхе, шли боком, распушив хвосты, прыгали вверх всеми четырьмя лапами, сталкиваясь в воздухе, валились на спину, били хвостами.
Я посмотрел на раненых, вышедших час-два тому назад из боя. Их гимнастерки и белье были истерзаны смертельным железом, залиты черной, запекшейся кровью. Но их серые, землистые лица мучеников улыбались. Видимо, было необычайно значительно и важно то, на что они смотрели. Они видели смерть, и вот они увидели жизнь: ведь это говорило об их детстве и об их детях, о доме, отвлекало от страданий и крови.
Не улыбалась только девушка-санитарка...
Задание. Напишите, как вы понимаете поведение санитарки.
Ответ.
...То была нужная работа, лечебная процедура. И право же, сколько нежного и тонкого женского ума нужно, чтобы, живя в восьми–десяти километрах от боя, вечно двигаясь, возить с собой этот живой инвентарь, для того чтобы вызвать улыбку на обескровленных губах.