Задачи:
совершенствовать умения учащихся определять тип склонения существительных, обогатить словарный запас учащихся, развивать монологическую речь, умение выступать перед классом, развивать самостоятельность, воспитывать положительные черты характера.Оборудование урока: компьютер, экран, проектор, презентация PowerPoint, интерактивная доска.
План урока.
- Организационный момент.
- Постановка целей и задач.
- Основная часть (выступления учеников, выполнение заданий).
- Выполнение теста
- Подведение итогов урока (обобщение, выставление оценок).
Ход урока
1) Организационный момент. Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.
Прозвенел звонок,Начинается урок. .
– Как отдохнули?
– Настроение, какое? (Высказывания детей.)
Улыбнулись друг другу, пожелали удачи. (Приложение 1. Слайд 1)
2) Постановка целей и задач.
Давайте прочитаем слова Ломоносова: (Слайд 2)
“Всем, кто хочет добиться успеха в изучении языка, нужно научиться открывать его тайны.”
Михаил Васильевич Ломоносов.
– Продолжим открывать тайны русского языка.
Учитель: – Я желаю вам сегодня быть мудрыми, чтобы внимательно слушать, думать и повторить знания,о которых вы сумеете рассказать. Повторив тему, мы должны обобщить знания, обсудить вопросы по этой теме. Наш урок будет состоять из двух частей -теоретической и практической. В теоретической части мы выслушаем и обсудим ваши выступления, затем во второй части вы выполните практические задания. Итак, давайте начнем урок.
3. Чистописание.
– Я предлагаю вам поработать сейчас над красотой письменной речи, вспомнить
каллиграфическое написание элементов букв. Желаю вам, чтобы вся письменная
работа была выполнена также красиво и правильно, как и у меня на доске :
4. Работа по теме.
– О чем будем говорить? Сейчас узнаем. (Слайд 3)
Являюсь я важнейшей частью речи....
Давно живу в мире этом
Даю названия предметам...
5. Словарная работа.
Слова-существительные.
– Что знаем об имени существительном?
Ученик: Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? ЧТО?, обозначает предмет. Например: книга – это слово отвечает на вопрос ЧТО?, обозначает предмет книгу. (Слайд 4)
Учитель: Какие у вас есть дополнения?
Ученик: Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (дождь, ветер), процесс действия (бег, прыжок), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза). В предложении существительное бывает подлежащим или второстепенным членом предложения (дополнением, обстоятельством).
Ученик: У имени существительного есть непостоянные признаки – число и падеж. Число может быть единственным и множественным. Например: журнал – журналы.
Есть существительные в русском языке, которые имеют форму только единственного числа: молоко, сметана, любовь, дружба, краснота.
И есть существительные, которые имеют форму только множественного числа: ножницы, брюки, очки, каникулы.
– Что знаете о падежах?
Падежей в русском языке – шесть. Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.
Я говорю определение, а вы записываете (называете) название падежа, о котором идет речь:
1) – предлогов с детства не люблю, с собою рядом не терплю. Мои вопросы кто?
и что? ни с чем не спутает никто;
2) – какой падеж употребляется с предлогами: на, за, под, через, про, в?
3) – падеж – “работяга”;
4) – кого же нет, я очень беспокоюсь, чего же нет? Отправлюсь я на поиск. Прошу,
друзья, скорее помогите! И как зовут меня, скажите;
5) – мне без предлогов свет не мил, пусть будут “в”, и “о”, и “при”;
6) – дарительный падеж;
7) – предлогам “перед”, “под” и “над” в любой момент я буду рад;
8) – подлежащее;
9) – лишь только я могу сказать, с предлогом “к” порой дружу, но и один гулять
хожу.
1) И. п.
2) В. п.
3) Т. п.
4) Р. п.
5) П. п.
6) Д. п.
7) Т. п.
8) И. п.
9.Д. п.
– Как определяем падежи? (Слайд 5)
Изменить существительное по падежам, значит просклонять или изменить окончание по вопросу.
– Какие типы склонений знаем? (Слайд 6)
4) Расскажите о трех склонения имен существительных.
Ученик: Мы узнали, что к 1скл относятся существительные м.р. и ж.р. с окончаниями -а, -я. Например: дорога, земля, дедушка. Ко 2скл относятся существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями -о, -е. Например: порт, горизонт, поле. К Зскл относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием, оканчивающиеся на Ь. (Слайд 7)
5) Как определить склонение существительного?
(Слайд 8)Ученик: Чтобы определить склонение существительного нужно:
1) Определить род существительного.
2) Определить окончание в И.п. в ед.ч.
3) По роду и окончанию определить склонение.
6) Как определить склонение существительного, если оно стоит в косвенном падеже?
Ученик: Чтобы определить склонение существительного в косвенном падеже нужно:
- Поставить его в начальную форму. Начальная форма существительного – это ед.ч., И.п.
- Определить род и окончание существительного. Например: В русской избе – существительное избе. Ставлю в начальную форму. Что? Изба. Определяю род: изба она, моя– ж.р., окончание – а. Значит существительное в избе – 1 скл.
5. . Есть существительные, которые во всех падежах имеют одинаковую форму (ед.ч.,И.п.)
Как называются такие существительные?
Несклоняемые существительные. Примеры. (Слайд 9)
7. Физкультминутка.
2-я часть – практическая.
(Работа на интерактивной доске и в тетрадях.)
1. Распредели имена существительные в 3 столбика (по склонениям)
Помидор, рыба, деревня, конь, честь, печь, небо
2. Просклоняй существительные: беседка, окно
Проверь.
3. Мягкий знак пишется или не пишется в словах:
Реч…, врач…, луч…, вещ…., ноч…, мыш…, багаж…, сторож…
4. Вставь пропущенные окончания, определи падеж
Из шерст…, на крыш…, от площад…, по пустын…, на улиц…, около избушк…
5. Выпиши только существительные 2 склонения:
Овес, сторож, фабрика, тетрадь, стая, село, кость, малыш, вагон, стрела, море
6. Тест. (Презентация.)
7. Подведение итогов.
– Какую тему мы повторили?
Мы продолжим тренироваться в правильном написании падежных окончаний.
Покажите смайлики– свое настроение.
Красный цвет – я доволен своей работой.
Зеленый – я не очень доволен своей работой.
Синий – я не доволен своей работой.
Распредели имена существительные в 3 столбика (по склонениям)
Помидор, рыба, деревня, конь, честь, печь, небо
Просклоняй существительные: беседка, окно
Проверь.
Мягкий знак пишется или не пишется в словах:
Реч…, врач…, луч…, вещ…., ноч…, мыш…, багаж…, сторож…
Вставь пропущенные окончания, определи падеж
Из шерст…, на крыш…, от площад…, по пустын…, на улиц…, около избушк…
Выпиши только существительные 2 склонения:
Овес, сторож, фабрика, тетрадь, стая, село, кость, малыш, вагон, стрела, море