Тема урока: "Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Повторить основные сведения о фразеологии.
  2. Развивать и культивировать внимание к фразеологизму как социально значимому явлению, чтобы учащиеся научились отбирать, подбирать фразеологизмы, произносить их со смыслом так, чтобы речь была интеллектуальной деятельностью, а не рефлекторным актом.
  3. Воспитывать ценностное отношение к фразеологизмам, их значению, прививать навык обращать внимание на непонятные слова в художественном произведении, в учебниках, газетах, журналах и пользоваться словарем; пробуждать стремление узнать значение таких выражений и словосочетаний, вводить их в речь и не употреблять те, значения которых не знаешь.
  4. Развивать творческие способности учащихся.

Тип урока: обобщающий (закрепление и повторение материала).

Урок проводится в виде игры.

Класс разбивается на две команды и получает заранее домашнее задание.

На столах для команд приготовлены карандаши, бумага.

Оборудование: видеофильм “Горе от ума”.

ХОД ИГРЫ-УРОКА

1. Слово учителя.

Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как-то странно вертеться.

- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нету…

В основе этого забавного случая, рассказанного писателем К. Чуковским в книге “От двух до пяти”, лежит сложное и интересное явление русского языка. Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть еще более сложные языковые единицы – устойчивые сочетания слов. В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность и смысл имеет все выражение в целом.

Изучением их занимается особый раздел лингвистической науки – фразеология.

Слово фразеология происходит от двух греческих слов: фразис – “выражение” и логос – “учение”.

Этим термином называют и весь состав таких выражений в языке.

Наша игра сегодня проводится по теме: “Фразеологические единицы русого языка”.

2. Разминка команд по вопросам:

  1. Как называется раздел в русском языке, изучающий устойчивые словосочетания?
  2. Можно ли фразеологизм заменить одним словом?
  3. Имеют ли фразеологизмы синонимы и антонимы?
  4. Фразеологизмы, в зависимости от их происхождения, делятся на несколько групп. Назовите эти группы.
  5. Какую роль они играют в предложении?
  6. Какими членами предложения могут быть?
  7. Где употребляются фразеологизмы?
  8. Можно ли отнести к фразеологическим выражениям крылатые слова, пословицы, поговорки, афоризмы, высказывания, цитаты?
  9. Пополняется ли в настоящее время фразеологический словарь?
  10. Для чего служат фразеологизмы в речи? (Ответы д. б. с примерами).

3. Конкурс “Домашнее задание”.

Вы должны были подобрать несколько пословиц или поговорок о труде. Сейчас вы должны изобразить пантомимой вашу пословицу, а команда противников должна угадать ее.

4. Работа с упражнением 106 (Власенков, стр. 58) .

5. Конкурс капитанов (см. приложение 1).

6. Самостоятельная работа по упр. 105 (Власенков, стр. 58).

Пока капитаны выполняют свое задание, команды работают над упр. 105.

7. Подведение итогов, объявление результатов игры, комментирование оценок.

8. Домашнее задание: упр. 109, стр. 59 (Власенков).