Предмет: русский язык.
УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и другие.
Класс: 6.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: ПК, проектор, экран для демонстрации, памятки, дидактический материал, (теоретические сведения по УМК Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой).
Цель урока: сформировать умение определять способы и средства связи предложений в тексте.
Задачи:
1. Познавательные:
– углубить знания учащихся об основных признаках текста;
– организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению способов и
средств связи предложений в тексте.
2. Развивающие:
– способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, делать
необходимые выводы.
3. Воспитательные:
– создать условия для формирования ответственного отношения к учению,
готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к
обучению;
– содействовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе родного
края.
Формы работы: самостоятельная, групповая, коллективная.
Предполагаемый результат:
1. Предметные УУД:
– научиться опознавать способы и средства связи предложений в тексте;
– правильно использовать средства связи при составлении текста.
2. Коммуникативные УУД:
– умение организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
– владеть устной и письменной речью.
3. Регулятивные УУД:
– умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
4. Познавательные УУД:
– развивать навыки исследовательской деятельности.
5. Личностные УУД:
– формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной
аналитической деятельности.
Ход урока
I. Ориентировочно-мотивационный этап.
1. Приветствие. Установление психологического комфорта (просмотр фрагмента видеозаписи “Природа и музыка”).
– Какие зарисовки природы привлекли ваше внимание?
Мы увидели с вами удивительные картины природы, которые находятся рядом с нами, вокруг нас. Вспомните и назовите реки Пермского края. Среди всех рек и речушек есть ещё одна, она берёт своё начало на Северном Урале – Вишера. Сегодня мы с вами побываем на ней, а нашим проводником будет известный писатель, ботаник, географ, художник, человек, который любит природу – Юрий Коваль.
Запись в тетради: число, Ю. Коваль “Вишера”.
2. Материал для актуализации имеющихся знаний
Чтение текста учителем.
ВИШЕРА.
Какое хорошее слово – Вишера. Плавное, шершавое. Хочется сказать его,
потрогать губами. Как в речке на перекате, шуршат в нем шероховатые камешки.
Все дно Вишеры и берега ее в этих камешках. Они похожи на кремневые ножи или
наконечники для стрел и копий. Вишера – причудливая река. Она извивается по
тайге, глухо бурлит на порогах, бьет бурунами под скалу с колокольным звоном и
вдруг разливается на широких плесах.
Узоры ее русла напоминают буквы. Я летел над Вишерой в самолете и вдруг
увидел речную излучину, похожую на букву “Л”.
А сразу над нею я заметил – “О”.
Я волновался, толкал соседей – какое же слово получится?
Получилось слово “лось”.
3. Вопросы и задания к языковому материалу
- Можно ли назвать данные предложения текстом?
- Почему вы считаете, что это текст? Докажите правильность своего ответа. Какие основные признаки текста мы назвали? (единство темы, главная мысль, микротемы, связность изложения, наличие автора).
- Работа с памяткой “Основные признаки текста”. Приложение 1.
4. Постановка учебной задачи и её мотивация.
– Как связаны предложения в тексте?
Уточним задачу на урок: освоить способы связи предложений в тексте.
– Зачем мы ставим перед собой такую задачу?
II. Операционно-исполнительский этап.
1. Мотивация к исследовательской деятельности.
Есть ли в тексте слова, привлекающие ваше внимание?
Варианты:
А). Словарная работа:
Перекат – мелководный участок;
Бурун – пенистая волна;
Излучина – крутой поворот;
Плёс – широкое водное пространство.
Б). Слова, звуки которых передают особенности реки и её названия (шершавое, шуршат, шероховатые, камешки).
Аллитерация – один из видов звукописи, повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуков.
2. Открытие новых знаний (работа в группах).
А) Вы видите цепочку слов, в которой скрыта какая-то закономерность: СЛОВО, ОНА, СКАЗАТЬ ЕГО, ВИШЕРА, В НЁМ, ЕЁ.
- Попробуем исследовать роль данных слов в тексте.
- Как бы вы сформулировали цель вашей работы с этими словами?
- Какие действия нужно совершить для проведения исследования?
- Результат своей работы представьте в виде сделанной из полосок цветной бумаги модели и её графического обозначения.
- Какое название вы придумали бы для такого способа связи? Сделайте вывод.
- Проследите, как связаны предложения в 3 абзаце текста. Сделайте вывод.
Б) Подтвердите, правильно ли вы сделали вывод (Приложение 2).
Дополните в таблице информацию о средствах связи предложений в тексте.
Способы связи. | Средства связи. |
Цепная.
|
1. Повтор. 2. 3. Синонимы и антонимы. 4. |
Параллельная | Одинаковые глагольные формы. |
3. Практическое применение знаний.
Работа с текстом Ю. Коваля “ИЗБУШКА”.
Вишера извивается по тайге. Она глухо бурлит на порогах, ныряет под скалы и
вдруг застывает на разливах и кажется неподвижною. Но с лодки видно, как быстро
мчится навстречу ее прозрачный поток.
Недалеко от горы Петушиный гребень в верховьях Вишеры мы с друзьями поставили
избушку. Уже пятое лето живем в избушке, охотимся, ловим рыбу, рисуем.
У подножья Петушиного гребня — тайга, а на вершине — голые выветренные камни.
Камни взгромоздились друг на друга и в самом деле напоминают петушиный гребешок.
Случайные люди, которые ночуют порой в избушке, изводят вокруг нее лес, жгут нары, рубят на растопку углы. И все-таки за день мы приводим все в порядок, ставим новые нары и живем здесь лучше, чем дома.
1. Задание по образцу.
Понаблюдайте, какие слова связывают предложения в первом абзаце.
2. Задание на преобразование
Найдите и исправьте недочёты в выборе средств связи предложений во 2 и 3 абзацах.
3. Творческая работа.
Ответьте на вопрос: “Какую проблему поднимает автор в 4 абзаце?”.
Критерии оценивания:
- логичность аргументирования;
- отсутствие речевых и грамматических ошибок;
- отсутствие правописных ошибок.
III. Рефлексивно-оценочный этап.
- Чему мы учились на уроке?
- Оцените свой уровень усвоения темы.
- С каким настроением вы уходите с урока, обозначьте при помощи цветных кружков. Расположите их так, чтобы отразилась цепная или параллельная связь.
IV. Постановка учебной задачи на следующий урок.
Подумайте над вопросом: “Зависит ли способ связи предложений в тексте от его стиля?”