Русский язык
-
Морфологические нормы и культура речи 2013
Урок направлен на повторение и обобщение сведений о морфологических нормах русского языка. Материалы урока содержат задания в формате ЕГЭ и могут быть использованы на уроках в 10–11-х классах при подготовке к экзамену.
-
Фонетический разбор. Морфемный анализ. Словообразовательный анализ. Этимологический анализ 2013
Цель данной серии статей – помочь учащимся в подготовке к ЕГЭ и к урокам русского языка. Одна из задач подготовки учащихся к экзаменам – научить их применять на практике теоретические знания, полученные при изучении школьного курса русского языка. В данной статье рассматривается порядок и образцы фонетического разбора, морфемный, словообразовательный и этимологический анализ. Предлагаемые схемы помогут учащимся организовать самостоятельное изучение данной темы и систематизировать полученные знания.
-
Морфологический разбор 2013
Цель данной серии статей – помочь учащимся в подготовке к ЕГЭ и к урокам русского языка. Одна из задач подготовки учащихся к экзаменам – научить их применять на практике теоретические знания, полученные при изучении школьного курса русского языка. В данной статье рассмотрены порядок и примеры морфологического разбора. Так как орфография, пунктуация тесно связаны с грамматикой, в данную статью включены схемы орфографического и пунктуационного разбора.
-
Грамматический разбор на уроках русского языка. Тема: "Орфографический разбор" 2013
Цель данной серии статей – помочь учащимся в подготовке к ЕГЭ и к урокам русского языка. Одна из задач подготовки учащихся к экзаменам – научить их применять на практике теоретические знания, полученные при изучении школьного курса русского языка. В данной статье дан подробный анализ орфографического разбора, синтакчического разбора словосочетания, простого предложения: всех его типов, дан порядок их анализа и образцы разбора односоставных предложений.
-
Грамматический разбор на уроках русского языка. Тема: "Бессоюзные сложные предложения" 2013
Цель данной серии статей – помочь учащимся в подготовке к ЕГЭ и к урокам русского языка. Одна из задач подготовки учащихся к экзаменам – научить их применять на практике теоретические знания, полученные при изучении школьного курса русского языка. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с бессоюзным сложным предложением (многочленные бессоюзные сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи)
-
Грамматический разбор на уроках русского языка. Тема: "Осложненные предложения. Сложное предложение" 2013
Цель данной серии статей – помочь учащимся в подготовке к ЕГЭ и к урокам русского языка. Одна из задач подготовки учащихся к экзаменам – научить их применять на практике теоретические знания, полученные при изучении школьного курса русского языка. В статье рассмотрен анализ осложненных предложений, дан порядок и образец разбора по членам предложения, анализ сложносочиненного и сложноподчиненного предложения и предложения сложноподчиненного усложненного типа.
-
Разработка открытого урока русского языка по теме "Моя бабушка". 4-й класс 2013
На уроке объясняется правописание сочетаний чу-щу. Формируются лексические навыки говорения. Проводится работа над развитием устного произношения, письменной и диалогической речи, выразительного чтения.
-
Методика эффективной подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку 2013
В ходе урока повторяются и закрепляются навыки написания "не" с различными частями речи; проводится подготовка к выполнению задания А18.
-
Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. 9-й класс 2013
Урок в 9-м классе нацелен на подготовку обучающихся к итоговой аттестации. Конспект урока сопровождается памяткой и заданиями, направленными на отработку приемов компрессии при написании сжатого изложения.
-
Конструкт урока-исследования "Неопределенная форма глагола". 5-й класс 2013
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке реализуется системно-деятельностный подход к обучению, используются современные педагогические технологии.
-
Открытие Недели русского языка 2013
В системе внеклассной работы по русскому языку и литературе важное место занимает Неделя русского языка и литературы. Чтобы она дала положительный результат, большое значение имеет открытие недели. В нашей школе оно проводится как заранее подготовленный праздник, основной целью которого является массовое воздействие на учащихся, пробуждение у них интереса к русскому языку и литературе, воспитание уважения, гордости к родному языку, к русской культуре.
-
Применение ИКТ на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ 2013
Автор готовит учащихся к написанию части С, к творческой работе. Учит "вхождению" в творческую работу, строить связный текст. Развивает мышление школьников. Учит задуматься над вопросами, связанными с проблемами - человек и культура (искусство).
-
Разработка урока по русскому языку по теме "Правописание корней с чередованием гласных. Корни мак-мок, равн-ровн". 8-й класс 2013
Основная цель урока заключается в том, чтобы повторить ранее изученные орфограммы в корне слова и познакомить учащихся с правописанием корней с чередованием мак-мок, равн-ровн. Отсюда вытекают задачи урока: научить учащихся применять полученные теоретические знания на практике, развивать навыки грамотного письма, совершенствовать творческие способности.
-
Нестандартный интегрированный урок в 9-м классе на тему "Последовательность" 2013
Данный урок представляет собой интегрированный урок русского языка и математики, целями которого является знакомство учащихся с понятием «последовательность», отображающем определенные явления в русском языке, на которых строится большая часть лингвистических игр; проследить эти последовательности в литературе; научить находить любой член последовательности по формуле m-то члена; определить номер члена последовательности.
-
Подготовка к сочинению-рассуждению на заданную тему. 5-й класс 2013
Сочинение – очень важная часть работы по формированию различного рода речевых умений и навыков учащихся. Урок по подготовке и написанию сочинения-рассуждения на заданную заранее тему проводится на одном часе с опережающим домашним заданием по сбору материалов к сочинению. Во время урока у ребят вырабатывается правильное отношение к своим поступкам и поступкам окружающих их людей.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы" 2013
Даже на самом обычном уроке можно отправиться в поход в страну «Лексика» с героями мультфильма, узнав, что такое антонимы. Данная разработка поможет сформировать у учащихся умения и навыки подбирать антонимы, находить их в тексте. На уроке совершенствуется грамматический строй речи, обогащается словарный запас языка учащихся, развивается творческое мышление, память, речь школьников. Знакомство с темой «Антонимы» помогает учащимся увидеть, какой необыкновенный и богатый наш язык.
-
Понятие о причастном обороте 2013
Данный урок русского языка проводился с учащимися 7-го класса, обучающимися по программе Т.А. Ладыженской. Он может использоваться учителями, работающими по другим программам, так как данная тема рассматривается всеми разработчиками учебных программ.
-
Правописание слов с пол- (полу-). 6-й класс 2013
Урок по теме «Правописание слов с пол-(полу-)» знакомит учащихся с написанием префиксов пол-(полу-) со словами. В игровой форме учащиеся выводят правило и учатся применять его на практике. Урок соответствует ФГОС.
-
Буквы о/ё после шипящих в корне слова 2013
На уроке учащиеся знакомятся с орфограммой «о/е/ё после шипящих в корне слова», учатся находить ее в словах по опознавательным признакам орфограммы, делать правильный выбор и обосновывать его. Творческая работа позволяет ученикам применить слова с изученной орфограммой в тексте.
-
Повторение темы "Фразеология". 5-й класс 2013
Урок направлен на повторение темы «Фразеология». В игровой форме, с яркой наглядностью дети не только вспоминают изученное, но и получают новые знания. Урок соответствует ФГОС.
-
Односоставные предложения. Жанрово-стилистические особенности текстов с односоставными предложениями и сфера их примечания 2013
Учащиеся совершенствуют навыки умения различать типы односоставных предложений по грамматическим и смысловым признакам. Развивают лингвистическое, логическое мышление. Формируют опыт поисковой, познавательной деятельности. У учащихся воспитываются коммуникативные способности и взаимопонимание через организацию совместной деятельности.
-
Открытый урок по русскому языку на тему "Деепричастие как часть речи" 2013
Комбинированный урок систематизации и обобщения знаний обучающихся о глагольных формах; развития навыков морфологического разбора деепричастий, употребления деепричастий в речи. Межпредметные связи: литература, технология. На уроке воспитывается чувство работы в команде, понимания сущности выбранной профессии.
-
Урок русского языка по теме "Обособленные члены предложения". 10-й класс 2013
Урок для учащихся 10-го класса рассматривает случаи постановки знаков препинания при обособлении оборотов с распространёнными определениями, выраженными причастиями и прилагательными. Задания позволяют отработать орфоэпические, орфографические и пунктуационные навыки. Решению воспитательной задачи – формированию мировоззрения учащихся – способствует обращение к этимологии слов лексики, связанной с военной тематикой, и тексту повести В.П. Астафьева «Пастух и пастушка».
-
Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание букв о-ё после шипящих". 7-й класс 2013
Данный материал может быть использован для проведения обобщающего урока с целью закрепления полученных знаний по правописанию букв о–ё после шипящих в 7-м классе. Методы и формы работы на уроке позволяют учащимся применить полученные навыки на практике в игровой и театрализованной форме.
-
Понятие об обращении. Виды обращений. Пунктуация в предложениях с обращениями 2013
Данный урок может проводиться как итоговый урок по теме «Понятие об обращении. Виды обращений. Пунктуация в предложениях с обращениями» как в 8-м, так и в 11-м классе. Содержание учебного материала, рассматриваемого на уроке, включало в себя разделы, связанные с синтаксическими нормами предложений, осложненного обращениями.
-
Урок русского языка коррекционной школы VIII вида по теме "Имя прилагательное. Общее значение". 5-й класс 2013
Урок русского языка знакомит учащихся 5-го класса с общим значением имен прилагательных, помогает учащимся с ограниченными возможностями углубить представление о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов. Использование мультимедиа на уроке помогает активизировать познавательную деятельность. Урок с использованием презентации вызывает у учащихся эмоциональный отклик, воспитывает бережное отношение к природе.
-
Деепричастие как часть речи 2013
На уроке учащиеся учатся различать деепричастия и глаголы; узнают значение, вопросы, морфологические признаки и синтаксическую роль данной части речи. Доказывают частеречную принадлежность деепричастий (опираясь на схему). Развивают мышление (умение анализировать, выделять сходства и различия, обобщать), монологическую речь (умение аргументировать свою точку зрения), обогащают словарный запас (новые термины, работа с художественными текстами).
-
Понятие о деепричастии. 6-й класс 2013
Проведя сравнительный анализ материала для наблюдения, дети делают самостоятельный вывод о лексико-грамматическом значении деепричастия. Анализируя слова этой части речи – формулируют, какими грамматическими признаками обладает деепричастие, находят у него признаки глагола и наречия, называют специфические суффиксы, указывают синтаксическую роль деепричастия, учатся находить деепричастие в тексте, доказывать, что это деепричастие.
-
Урок русского языка по теме "Буквы Ч и Щ в суффиксе -чик- (-щик-)" 2013
Значительное место в обучении русскому языку занимают текстовые упражнения. На уроке изучения правописания суффикса -чик(-щик) использована методика работы с текстовыми упражнениями средствами субъективизации. Такого вида упражнения ведут к тому, чтобы каждый ученик смог дать четкий, обоснованный ответ в виде текста. Во время выполнения таких упражнений, наряду с закреплением изученного на уроке правила, повторяется ранее освоенный материал из разных разделов русского языка.
-
Урок русского языка по теме "Буквы О–Ё после шипящих в корне". 5-й класс 2013
Содержание материала рассчитано на 2 часа. В течение урока идёт не только изучение новой орфограммы, но и повторяется материал из разных разделов языка. Ученики учатся видеть место орфограммы; используя и графически объясняя условия выбора орфограммы, пишут слова на данную орфограмму; повторяют грамматическое значение окончаний и словообразовательное значение суффиксов; размышляют о важности лексического значения и происхождения слов, об омонимах, многозначных и заимствованных словах.