Цель урока: Сформировать у учащихся знания об однородных членах предложения.
Оборудование: комплект мультимедийной аппаратуры.
Программное обеспечение: презентация MS PowerPoint.
ХОД УРОКА
1. Мотивация к учебной деятельности
Ирина Токмакова
Осенние листья
Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Все летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
– О каком времени года идёт речь в
стихотворении?
– С кем сравниваются листья? (С птицами)
– А все ли птицы от нас улетают?
– Какое возникает настроение? (Грустное)
– Но мы сегодня не будем унывать, а улыбнёмся
друг другу и пожелаем удачи.
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5 мин.)
Языковая разминка (предложение не записывать, вернуться к нему в конце урока)
– Начнём наш урок с повторения.
– Прочитайте что написано на доске:
Ласточки грачи скворцы собираются в стаи и улетают в тёплые края.
– Что вы прочитали? (Предложение)
– Что такое предложение? (Группа слов, которые
связаны по смыслу и выражают законченную
мысль)
– Какое это предложение по цели высказывания и
интонации? (Повеств., невоскл.)
– Как называются главные члены предложения. (Подлежащее
и сказуемое)
– Чем может быть выражено подлежащее? (Сущ.,
мест.)
– А сказуемое обычно? (Глаг., сущ.)
– Только ли главные члены встречаются в
предложении?
– Какие ещё? (Второстепенные)
– Для чего нужны второстепенные члены
предложения? (Поясняют главные)
3. Пробное действие
– Найдите грамматическую основу.
(ласточки собираются;
ласточки собираются и улетают;
ласточки грачи скворцы собираются;
ласточки грачи скворцы собираются и улетают и
т.д.)
– Сколько вариантов! Какой же из них
правильный? Кто может обосновать?
– Мы с вами столкнулись с затруднением.
– Что будем делать? (Думать)
4. Выявление причины затруднения
– Что вам надо было сделать? (Найти главные
члены предложения)
– Почему не смогли найти главные члены? (Мы
не знаем, может ли быть в предложении несколько
подлежащих или сказуемых)
5. Построение проекта выхода из затруднения
– Какую же цель вы перед собой поставите? (Узнать, может ли быть в предложении несколько подлежащих или сказуемых)
6. Реализация построенного проекта
Для «открытия» новых знаний вам необходимо выполнить несколько заданий.
1. Прочитайте предложение. (устно)
В наших краях зимуют … .
– Как бы вы дополнили предложение?
(– В наших краях зимуют сойки.
– В наших краях зимуют воробьи.
– В наших краях зимуют снегири. (поползни,
дятлы, вороны, синицы и т . п.)
– А если мы захотим рассказать обо всех
зимующих птицах, как поступить? Записывать много
предложений? (– Я думаю, можно перечислить
их в одном предложении: В наших краях зимуют
снегири, воробьи, сойки, свиристели.)
– Вы согласны с таким вариантом?
– Запишите это предложение.
– Подчеркните грамматическую основу.
– Сколько подлежащих? Почему? (Подлежащих 4,
потому что обо всех этих птицах говорится, что
зимуют)
– На какой вопрос отвечают все подлежащие? (Кто?)
– Сколько сказуемых? (Одно)
– Какой можно сделать вывод?
– В предложении при одном сказуемом может
быть несколько подлежащих (открытие нового
знания)
– С какой интонацией произносятся подлежащие? (Перечисления)
– Какой знак ставится при интонации
перечисления? (Запятая)
– Поставьте запятые.
2. – Почему птицы не улетают в тёплые края? Ответьте на вопрос, дополняя предложение.
Люди ________ кормушки и ________ птицам.
– Какое предложение у вас получилось? Запишите.
(Люди вывешивают кормушки и помогают
птицам.)
– Подчеркните грамматическую основу.
– Сколько подлежащих? А сказуемых? Почему вы так
решили? (Подлежащее одно, а сказуемых два,
потому что о людях говорится, что они делают и
помогают)
– На какой вопрос отвечают сказуемые? (Что
делают?)
– Сделайте вывод.
– При одном подлежащем может быть несколько
сказуемых (открытие нового знания)
– А в этом предложении будем ставить запятую
между сказуемыми? (Нет, потому что одиночный
союз «и»)
– Как теперь ответим на проблемный вопрос? Может
ли быть в предложении несколько подлежащих или
сказуемых? (В предложении может быть несколько
подлежащих и несколько сказуемых) (открытие
нового знания)
– Проверим сделанный нами вывод по учебнику (У.с.
92 )
– Что нового узнали из правила учебника? (Такие
члены предложения называются однородными.)
– Какова тема? (Однородные члены
предложения)
– Что значит однородные члены предложения? (Относятся
к одному и тому же члену предложения, отвечают на
один и тот же вопрос)
– Можем ли мы теперь выполнить задание, с
которым не смогли справиться вначале урока.
Запишите предложение.
Ласточки грачи скворцы собираются в стаи и улетают в тёплые края.
– Какая же будет грамматическая основа в
предложении? (Ласточки, грачи, скворцы
собираются и улетают)
– Чего не хватает в предложении? (Знаков
препинания – запятых)
– Расставьте запятые. (Вызываю одного ученика)
7. Физминутка
8. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
– Как вы думаете, для чего нужны однородные
члены предложения? (Чтобы не писать много
предложений, чтобы предложения были более
красивыми и т.п.)
– Попробуем ответить на этот вопрос после того,
как вы поработаете в парах.
План действий
1. Прочитай предложения.
2. Найди повторяющиеся слова
3. Вычеркни повторы.
4. Из оставшихся слов составь одно предложение и запиши его.
6. Подчеркни грамматическую основу.
– Прочитайте задание на карточке, найдите
ключевые слова.
– К какому результату мы должны прийти?
(Составить предложение с однородными членами)
– Запиши предложения в тетрадь. Пользуйся
планом действий!
- К кормушке прилетели воробьи. К кормушке прилетели синички. К кормушке прилетели голуби.
- Жёлтые листья медленно кружились в воздухе. Жёлтые листья медленно ложились на землю.
– Какие предложения у вас получились? (К
кормушке прилетели воробьи, синички, голуби.
Жёлтые листья медленно кружились в воздухе и
ложились на землю.)
– Подчеркните грамматическую основу.
– Проверьте, как расставили знаки препинания.
– Что разделяют запятые в первом предложении? (Разделяют
однородные подлежащие).
– Какие однородные члены во втором предложение? (Сказуемые)
– Поставите между ними запятую? Почему? (Нет,
одиночный союз «и»)
– Как вы теперь ответите на поставленный
вопрос: для чего нужны однородные члены
предложения? (Они нужны для того, чтобы наша
речь была более красивой, без повторяющихся
слов.)
9. Самостоятельная работа
– Настало время для самостоятельной работы.
Рисунок 1
– Рассмотрите иллюстрацию.
– Какое время года изображено?
– Какие изменения происходят осенью в природе?
– Дополните предложения однородными членами:
Наступила _______________, _______________ осень. По небу плывут _________________, _________________ облака. Дни стоят ____________и ____________________. Листья медленно ______________ и ______________ на землю._____________, ___________ и ____________ улетают на юг.
(Наступила прекрасная, золотая осень. По
небу плывут лёгкие, воздушные облака. Дни стоят
ясные и солнечные. Листья медленно кружатся и
падают на землю Журавли, стрижи и ласточки
улетают на юг.)
– Проверим работу.
– У кого возникли затруднения при выполнении
задания? (Нужно ещё потренироваться)
– У кого задание не вызвало затруднения? (Хорошо
усвоили правило)
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке
– Какие знания мы с вами сегодня открыли? (Мы
узнали, что в предложении могут быть однородные
подлежащие, сказуемые и второстепенные члены
предложения.)
– Смогли ли мы ответить на поставленный вопрос? (Да,
мы достигли нашей цели)
11. Самооценка
? Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.
Пользуясь цветными карандашами, оценивают себя:
– Кто готов озвучить результаты своей
работы?
– Если вы в чём-то ещё не уверены, не огорчайтесь.
Это тема не одного урока. У вас будет возможность
хорошо во всём разобраться, а пока дома для
тех, кто не уверен в своих силах У.с. 93 № 156 (2, 3
предл), правило на с. 92, 93. Для того, кто уверен
в своих силах – составить по одному предложению
с однородными подлежащими, сказуемыми и
второстепенными членами.
– Я желаю вам удачи и прощаюсь с вами. Спасибо за работу!