Однородные члена предложения

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цель урока: Сформировать у учащихся знания об однородных членах предложения.

Оборудование: комплект мультимедийной аппаратуры.

Программное обеспечение: презентация MS PowerPoint.

ХОД УРОКА

1. Мотивация к учебной деятельности

Ирина Токмакова

Осенние листья

Опустел скворечник, 
Улетели птицы, 
Листьям на деревьях 
Тоже не сидится. 

Целый день сегодня 
Все летят, летят… 
Видно, тоже в Африку 
Улететь хотят.

– О каком времени года идёт речь в стихотворении?
– С кем сравниваются листья? (С птицами)
– А все ли птицы от нас улетают?
– Какое возникает настроение? (Грустное)
– Но мы сегодня не будем унывать, а улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5 мин.)

Языковая разминка (предложение не записывать, вернуться к нему в конце урока)

– Начнём наш урок с повторения.
– Прочитайте что написано на доске:

Ласточки грачи скворцы собираются в стаи и улетают в тёплые края.

– Что вы прочитали? (Предложение)
– Что такое предложение? (Группа слов, которые связаны по смыслу  и выражают законченную мысль)
– Какое это предложение по цели высказывания и интонации? (Повеств., невоскл.)
– Как называются главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)
– Чем может быть выражено подлежащее? (Сущ., мест.)
– А сказуемое обычно? (Глаг., сущ.)
– Только ли главные члены встречаются в предложении?
– Какие ещё? (Второстепенные)
– Для чего нужны второстепенные члены предложения? (Поясняют главные)

3. Пробное действие

– Найдите грамматическую основу.

(ласточки собираются;
ласточки собираются и улетают;
ласточки грачи скворцы собираются;
ласточки грачи скворцы собираются и улетают и т.д.)

– Сколько вариантов!  Какой же из них правильный? Кто может обосновать?
– Мы с вами столкнулись с затруднением.
– Что будем делать? (Думать)

4. Выявление  причины затруднения

– Что вам надо было сделать? (Найти главные члены предложения)
– Почему не смогли найти  главные  члены? (Мы не знаем, может ли быть в предложении несколько подлежащих или сказуемых)

5. Построение проекта выхода из затруднения

– Какую же цель вы перед собой поставите? (Узнать, может ли быть в предложении несколько подлежащих или сказуемых)

6. Реализация построенного проекта

Для «открытия» новых знаний вам необходимо выполнить несколько заданий.

1. Прочитайте предложение. (устно)

В наших краях зимуют … .

– Как  бы вы дополнили предложение?

(– В наших краях зимуют сойки.
– В наших краях зимуют воробьи.
– В наших краях зимуют снегири. (поползни, дятлы, вороны, синицы и  т . п.)

– А если мы захотим рассказать обо всех зимующих птицах, как поступить? Записывать много предложений? (– Я думаю, можно перечислить их  в одном предложении: В наших краях зимуют снегири, воробьи, сойки, свиристели.)
– Вы согласны с таким вариантом?
– Запишите это предложение.
– Подчеркните грамматическую основу.
– Сколько подлежащих? Почему? (Подлежащих 4, потому что обо всех этих птицах говорится, что зимуют)
– На какой вопрос отвечают все подлежащие? (Кто?)
– Сколько  сказуемых? (Одно)
– Какой можно сделать вывод?
– В предложении при  одном сказуемом может быть несколько подлежащих (открытие нового знания)
– С какой интонацией произносятся подлежащие? (Перечисления)
– Какой знак ставится при интонации перечисления? (Запятая)
– Поставьте запятые.

2.  – Почему птицы не улетают в тёплые края? Ответьте на вопрос, дополняя предложение.

Люди ________ кормушки и ________ птицам.

– Какое предложение у вас получилось? Запишите. (Люди вывешивают  кормушки и помогают птицам.)
– Подчеркните грамматическую основу.
– Сколько подлежащих? А сказуемых? Почему вы так решили? (Подлежащее одно, а сказуемых два, потому что о людях говорится, что они делают и помогают)
– На какой вопрос отвечают сказуемые? (Что делают?) 
– Сделайте вывод.
– При одном подлежащем может быть несколько сказуемых (открытие нового знания)
– А в этом предложении будем ставить запятую между сказуемыми? (Нет, потому что одиночный союз «и»)
– Как теперь ответим на проблемный вопрос? Может ли быть в предложении несколько подлежащих или сказуемых? (В предложении может быть несколько подлежащих и несколько сказуемых) (открытие нового знания)
– Проверим сделанный нами вывод по учебнику (У.с. 92 )
– Что нового узнали из правила учебника? (Такие члены предложения называются однородными.)
– Какова тема? (Однородные члены предложения) 
– Что значит однородные члены предложения? (Относятся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос)
– Можем ли мы теперь выполнить  задание, с которым не смогли справиться вначале урока. Запишите предложение.

Ласточки грачи скворцы собираются в стаи и улетают в тёплые края.

– Какая же будет грамматическая основа в предложении? (Ласточки, грачи, скворцы собираются и улетают)
– Чего не хватает в предложении? (Знаков препинания – запятых)
– Расставьте запятые. (Вызываю одного ученика)

7. Физминутка

8. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

– Как вы думаете, для чего нужны однородные члены предложения? (Чтобы не писать много предложений, чтобы предложения были более красивыми и т.п.)
– Попробуем ответить на этот вопрос после того, как вы поработаете в парах.

План действий

1. Прочитай предложения.
2. Найди повторяющиеся слова
3. Вычеркни повторы.
4. Из оставшихся слов составь одно предложение и запиши его.
6. Подчеркни грамматическую основу.

– Прочитайте задание на карточке, найдите ключевые слова.
– К какому результату мы должны прийти? (Составить предложение с однородными членами)
– Запиши предложения в тетрадь. Пользуйся  планом действий!

  1. К кормушке прилетели воробьи. К кормушке прилетели синички. К кормушке прилетели голуби.
  2. Жёлтые листья медленно кружились в воздухе. Жёлтые листья медленно ложились на землю.

– Какие предложения у вас получились? (К кормушке прилетели воробьи, синички, голуби. Жёлтые листья медленно кружились в воздухе и ложились на землю.)
– Подчеркните грамматическую основу. 
– Проверьте, как расставили знаки препинания.
– Что разделяют запятые в первом предложении? (Разделяют  однородные подлежащие).
– Какие однородные члены во втором предложение? (Сказуемые)
– Поставите между ними запятую? Почему? (Нет, одиночный союз «и»)
– Как вы теперь ответите  на поставленный вопрос: для чего нужны однородные члены предложения? (Они нужны для того, чтобы наша речь была более красивой, без повторяющихся слов.)

9. Самостоятельная работа

– Настало время для самостоятельной работы.

Рисунок 1

– Рассмотрите  иллюстрацию.
– Какое время года изображено?
– Какие изменения происходят осенью в природе?
– Дополните предложения однородными членами:

Наступила  _______________, _______________  осень. По небу плывут _________________, _________________ облака. Дни стоят ____________и ____________________. Листья медленно ______________ и ______________ на землю._____________, ___________ и  ____________ улетают на юг.

(Наступила прекрасная, золотая осень.  По небу плывут лёгкие, воздушные облака. Дни стоят ясные и солнечные. Листья медленно кружатся и падают на землю Журавли, стрижи и ласточки улетают на юг.)
– Проверим  работу.
– У кого возникли затруднения при выполнении задания? (Нужно ещё потренироваться)
– У кого задание не вызвало затруднения? (Хорошо усвоили правило)

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке

– Какие знания мы с вами сегодня открыли? (Мы узнали, что в предложении могут быть однородные подлежащие, сказуемые и второстепенные члены предложения.)
– Смогли ли мы ответить на поставленный вопрос? (Да, мы достигли нашей цели)

11. Самооценка

? Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

Пользуясь цветными карандашами, оценивают себя:

– Кто готов озвучить результаты своей работы?
– Если вы в чём-то ещё не уверены, не огорчайтесь. Это тема не одного урока. У вас будет возможность хорошо во всём разобраться, а пока дома для тех, кто не уверен в своих силах У.с. 93 № 156 (2, 3 предл), правило на с. 92, 93. Для того, кто уверен в своих силах – составить по одному предложению с однородными подлежащими, сказуемыми и второстепенными членами.

– Я желаю вам удачи и прощаюсь с вами. Спасибо за работу!