Образовательная среда школы представлена тремя компонентами, которые складываются между участниками педагогического процесса:
- Пространственно-предметный компонент.
- Содержательно-технологический.
- Социально-психологический компонент.
Решение любой педагогической задачи, в том числе и связанной с сохранением и развитием орфографической зоркости, может быть эффективно только в том случае, если будут использоваться ресурсы каждого из указанных компонентов развития образовательной среды. Я в своей статье охарактеризую возможности каждого из этих элементов.
I. Пространственно-предметный компонент.
В настоящее время для учителя важны современные технические средства:
1) использование таблиц;
2) использование экранных средств;
3) использование электронных образовательных ресурсов.
1. На этапе объяснения нового материала необходима наглядность, которая помогает организовать поиск. Например, таблица “О-е после шипящих и ц" (приводятся примеры написания слов, а учащиеся сами формулируют вывод).
Активизировать деятельность учащихся помогает и использование подвижных таблиц. Подвижная таблица может быть связана с несколькими одновременно применяемыми правилами, например:
Решение [принято] не [ ] обдуман[н ]о. |
Таблица эта связана с правописанием н и нн в суффиксах причастий и наречий, а также со слитным и раздельным написанием не.
Использование таблиц на этапе закрепления заключается в том, чтобы помочь усвоению приемов рациональных действий и формированию на этой основе умений. Требованиям данного этапа отвечает такая таблица.
Отличайте союзы от местоимений и наречий с частицей
Также, тоже. (Опустить нельзя). Сегодня тоже идет дождь. |
Так же, то же. (Опустить можно). Сегодня на завтрак то же, что и вчера. |
На этапе повторения используются таблицы обобщающего характера, причем учащиеся составляют таблицу самостоятельно.
Немалый резерв возможностей заложен в использовании классной или электронной доски для составления на ней совместно с учащимися схем, таблиц, заменяющих готовые наглядные пособия, развивающих активную деятельность учащихся, их самостоятельность.
2. Использование экранных средств.
В школе 21 века используются современные технические средства, оказывающие помощь учителю: телевизор и компьютер. Электронные доски и мультимедиапроекторы.
С использованием экранных средств проводятся разнообразные виды творческих работ учащихся:
- Изложение-описание.
- Изложение с изменением сюжета или по аналогии.
- Составление титров к кадрам фильма.
- Изложение своих мыслей о героях фильма.
На материале фильмов школьники учатся составлять простой и сложный план, вести выборочный пересказ. Фильм или его фрагменты учитель должен вводить в урок лишь при необходимости, органично увязываяих просмотр с содержанием дальнейшей работы на уроке.
3. Использование электронных образовательных ресурсов.
В настоящее время выпускаются многочисленные электронные пособия, включающие в себя как теоретический, так и практический материал. В своей педагогической деятельности использую следующие образовательные ресурсы.
- 1С: Репетитор. Русский язык.
- 1С: Репетитор. Тесты по орфографии.
- 1С: Репетитор. Тесты по пунктуации.
- Готовимся к ЕГЭ. Русский язык.
- Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ. Русский язык.
- Курс русского языка. Электронный репетитор-тренажёр.
- Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия.
- Страна Лингвиния. Орфографический диктант. Часть 1. Гласные и безгласные.
- Страна Лингвиния. Орфографический диктант. Часть 2. Согласные.
- Страна Лингвиния. Орфографический диктант. Часть 3. Части и запчасти.
- Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 5 класс.
- Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 6 класс.
- Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 7 класс.
- Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 8-9 классы.
- Фраза. Обучающая программа-тренажёр по русскому языку.
В своей педагогической деятельности активно использую диски “Уроки Кирилла и Мефодия”. Они содержат обучающие уроки, медиаиллюстрации, схемы, таблицы, аудиофрагменты, тренажёры, тесты, справочник, энциклопедические статьи, экзамен по курсу.
Особой популярностью пользуются электронные тренажёры, которые включают обучающие и контролирующие задания по всем темам русской орфографии и пунктуации и состоят из нескольких уровней. От уровня к уровню упражнения и задания усложняются. Электронный тренажёр позволяет использовать самоконтроль, что даёт возможность ещё раз повторить плохо усвоенные темы. Также учащиеся старших классов при подготовке к ЕГЭ используют тестовые задания в системе Статград.
II. Следующий компонент – содержательно-технологический. Это основной блок, в который входят те традиционные упражнения, которые позволяют отрабатывать орфографические умения.
Очень важно обратить внимание на систему орфографических упражнений. Систематичность упражнений, по словам К.Д.Ушинского, есть первая и главная основа их успеха.
“Всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираться на них и делать шаг вперёд… Идя всё дальше и дальше, вы не должны оставить бесполезным позади себя то, что уже приобрели…” (К.Д.Ушинский)
Для сохранения и развития орфографической зоркости учащихся в своей практике использую следующие средства обучения.
1. Грамматико-орфографический разбор.
Главный смысл работы заключается не в списывании текста, не в записи его под диктовку, а в разборе готового текста.
ГОР обеспечивает осмысленное усвоение орфографии, реализует принцип сознательности.
Первичный разбор новых орфограмм чаще всего производится в устной форме. При выполнении письменных упражнений гор производится в графической форме, посредством условных обозначений. Указываем и номер орфограммы.
К орфографическому разбору примыкают проверка написаний вопросами, подбор проверочных слов, проговаривание по морфемам, развёрнутое обоснование написания.
2. Орфографические упражнения
а) Списывание
В работе по орфографии часто использую осложненное списывание: со вставкой пропущенных букв, с дописыванием частей слова и целых слов, с изменением форм слова. Также применяю и выборочное списывание (выписывание слов с нужными орфограммами и группировка их по орфографическим признакам).
Например, встретившиеся в тексте наречия (в)верху, (во)время, (в)одиночку, (с)права, (в)обрез выпишите в две колонки: а) слитное написание; б) раздельное написание.
К упражнениям типа выборочного списывания примыкает широко практикуемая работа с орфографическим словарём: выписывание слов с нужными орфограммами, их группировка, составление с ними словосочетаний. К упражнениям по словарю прибегаю обычно при изучении алфавита, при работе над безударными гласными, удвоенными согласными.
б) Диктант
Для развития орфографической зоркости использую разные виды диктантов.
Диктант “Проверяю себя”. Ученикам разрешается спрашивать учителя о трудных для написания словах. Оценка за это не снижается, поэтому учащиеся прилагают максимум усилий для обнаружения трудных мест в записываемом тексте. Данный вид диктанта очень эффективно воздействует на развитие орфографической зоркости.
Словарный диктант. Целесообразность его очевидна при работе над традиционными написаниями. Но надо предусмотреть, чтобы лексика словарного диктанта использовалась для развития связной речи – составление словосочетаний, предложений, текстов.
Письмо по памяти. Выученный наизусть да к тому же потом записанный образцовый в языковом и художественном отношении текст обогащает речь учащихся, даёт им образцы классической языковой нормы.
в) Комбинированные виды упражнений
Особую группу составляют упражнения, совмещающие работу орфографического плана с развитием речи учащихся. Элементы развития речи при обучении орфографии в какой-то мере выполняют роль стимулятора в учебной работе.
Реализации указанного подхода способствуют некоторые виды упражнений:
а) Словарно-орфографическая работа.
Подберите синонимы с непроизносимыми согласными в корне к выделенным словам: печальная песня, плохая погода, знаменитый артист.
Распространите текст наречиями.
б) Работа с пословицами и поговорками.
Подберите 5-6 пословиц с глаголами 2-го лица ед.ч.
Найдите пословицы о труде с глаголами в форме 3-го лица мн.ч.
Допишите пословицы.
в) Работа с синонимами.
Замените прилагательные в данных словосочетаниях синонимами с приставками пре-, при-: красивый цветок, чудесный ребёнок, подлый трус.
Расположите существительные-синонимы по степени нарастания признака: горестный, грустный, печальный, скорбный, тоскливый.
г) Свободный, творческий диктант, изложение, сочинение.
Перестройте небольшой рассказ, изменив время или лицо глаголов.
Напишите сочинение-миниатюру “Как посадить дерево”, используя глаголы в повелительном наклонении.
По опорным словам напишите сочинение “Первый снег”.
Связь между обучением орфографии и развитием речи двусторонняя: не только развитие речи облегчает усвоение орфографии, но и орфографическая работа способствует более успешному развитию речи учащихся. Орфографическая грамотность – неотъемлемая качество сочинения, изложения, всякой письменной работы.
III. Социально-психологический аспект.
На сегодняшний день, когда в центре внимания образовательной среды находятся проблемы формирования личности ученика, траектория его предшествующего, настоящего и будущего движения к намеченной цели, вряд ли возможно рассмотрение традиционных вопросов о выработке умений и навыков – в явно нетрадиционных условиях протекания учебного процесса, в условиях личностно-ориентированного обучения, при котором главным становится творческое саморазвитие, самореализация ученика, намечаемая им самим стратегия движения к проектируемому им будущему, синтезирующему его личные интересы с интересами общества.
Для сохранения и развития орфографической зоркости в современной дидактической системе всё большое значение приобретают:
- Непроизвольное овладение некоторыми нормами правописания.
- Орфография вводится без чрезмерного тренинга.
- Индивидуальная помощь, взаимопомощь, консультации, дифференцированная самостоятельная работа.
Ясно также, что грамотность нельзя сформировать механически, нельзя её вызубрить. Она неотъемлемая сущность стремящегося к образованию человека, приобретаемая его сознанием, слухом, зрением. Грамотность вырабатывается психофизиологическими процессами человека под неослабным контролем сознания.
И в заключение хочу отметить, что творческое использование ресурсов и возможностей всех компонентов образовательной среды позволяет добиваться высоких результатов в учебной деятельности.
Список использованной литературы
- Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. - М., 1987
- Власенков А.И. Методика обучения орфографии в школе. – М., 2011
- Иванова В.Ф. Современная русская орфография. – М., 1991
- Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М., 1982
- Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1992
- Светлышева В.Н., Давыдова О.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. 5-7 классы. – М., 2010
- Светлышева В.Н., Давыдова О.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. 8-11 классы. – М., 2010
- Хуторской А.В. Методика личностно ориентированного обучения. – М., 2005