Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Обучающие:
    • восстановить знания учеников об обобщающих словах при однородных членах углубить и расширить знания по теме
    • формирование умений:
    • правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах;
    • составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах;
    • повторить правописание отрицательных местоимений и наречий
  • Развивающие:
    • развивать монологическую речь учащихся
    • развивать внимание, память, познавательные способности учащихся
    • развивать орфографическую зоркость и грамотное письмо
  • Воспитательные:
    • воспитывать интерес к русскому языку
    • воспитывать трудолюбие, самостоятельность и умение работать в коллективе
    • прививать учащимся бережное отношение к книгам
  • Здоровьесберегающие:
    • профилактика умственного перенапряжения путем смены деятельности
    • создание атмосферы психологического комфорта
    • учет психологических особенностей подростков.

ХОД УРОКА

1. Организационное начало урока. Проверка домашнего задания. Приветствие учителя и учащихся.

– Откройте тетрадь с домашним заданием.
У кого есть вопросы?
(Ответы учителя и учеников на вопросы учащихся по выполнению домашнего задания.)

Организация внимания к началу урока.
(3 мин.)
2. Мотивация. Первичная актуализация.
Сообщение темы.
– В школе вы изучаете различные предметы, вам часто приходится обобщать материал, систематизировать изученное, классифицировать предметы, структурировать.
(На доске нарисованы геометрические фигуры, например: прямоугольник, ромб и др.)
– Каким одним словом можно назвать геометрические фигуры? (…четырехугольники)
(На доске написаны алгебраические выражения)
– Каким словом или словосочетанием  можно назвать эти выражения? (…уравнения, квадратные уравнения)
(На доске написаны условные обозначения химических элементов)
– Каким одним словом можно назвать эти элементы? (…металлы)
(На доске написаны слова: существительное, глагол, причастие и т. д.)
– Каким словосочетанием можно назвать группу слов? (…части речи)
(На доске — фамилии, имена, отчества русских писателей)
– Каким словом можно назвать ряд однородных слов? (…писатели)
– А как называются слова с более широким, обобщающим значением? (…обобщающие слова)
С обобщением мы сталкиваемся постоянно  на уроках при изучении школьных предметов и в жизни. Обобщение — это важная мыслительная функция.
Тема нашего урока: «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них».
Цель урока:
Сегодня мы с вами будем продолжать учиться  находить обобщающие слова, будем учиться правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах и однородных членах, научимся составлять схемы предложений с обобщающими словами и однородными членами.
Эпиграфом к  нашему  уроку являются  слова французского актера, писателя 18 века Ж.-Б.Мольера: «Как приятно знать, что ты что-то узнал».
Запишите тему урока и эпиграф к нему.
Организация внимания к началу урока.

Уч-ся отвечают на вопросы учителя.

(3 мин.)

 

 

 

 

Запись в тетради:
число, классная работа,
тема, эпиграф (2 мин.)

3. Повторение ранее изученного материала. 1. На доске схема:

Задание. Подберите ряд слов с обобщающим словом в конце. Подберите ряд слов с обобщающим словом в начале.

2. Работа с предложением. (На доске написано предложение, знаки препинания не расставлены)

Эхо бежало нам навстречу отовсюду из каждого дома двора из каждой руины и переулка.

– Найдите в предложении обстоятельства места.
– Все ли обстоятельства являются однородными членами? (Нет.  Первое обстоятельство объединяет в своем значении последующие, или  три  последних второстепенных члена (обстоятельства) конкретизируют, уточняют значение первого.)
– Какой вопрос можно поставить между первым обстоятельством и  последующими? (Откуда  именно?)
– Если одно из слов в предложении конкретизируется, уточняется рядом однородных членов, то такое слово называется обобщающим.
– Какое положение занимает обобщающее слово по отношению к однородным членам? (Обобщающее слово находится перед однородными членами)
– Вспомните, какой знак ставится после обобщающего слова перед однородными членами? (Ответ ученика)
– Запишите предложение и составьте схему. (Вызванный ученик составляет схему предложения на доске, остальные учащиеся в тетрадях,  затем коллективно проверяется выполнение задания).
– Можно ли поставить обобщающее слово в другую часть предложения? (Можно. Из каждого дома двора из каждой руины и переулка отовсюду бежало навстречу нам эхо.) (Знаки препинания не расставлены.)
– Вспомните, какой знак ставится, если на первом месте однородные члены предложения, на втором обобщающее слово? (Ответ ученика.)
– Запишите предложение и составьте схему. (Вызванный ученик выполняет задание, остальные учащиеся в тетрадях,  затем коллективно проверяется выполнение задания).
– А как еще можно изменить предложение? (Дети предлагают свой вариант: И отовсюду  из каждого дома двора из каждой руины и переулка  бежало навстречу нам эхо.) (Знаки препинания не расставлены)
– На каком месте стоит обобщающее слово? (Обобщающее слово стоит перед однородными членами)
– На каком месте стоят однородные члены? (Однородные члены предложения стоят после обобщающего слова.)
– Посмотрите, продолжается ли предложение после однородных членов. Какие знаки ставятся при этом, мы с вами прочитаем в учебнике. Этот материал новый.

(10 мин.)
4. Предъявление нового материала. Параграф  44.  (Чтение правила, комментирование примеров)

– Посмотрите еще раз, какие  знаки препинания ставятся   после обобщающего слова перед однородными членами  и после однородных членов, если предложение продолжается.

– Запишите предложение, расставляя знаки препинания, составьте схему. (Один ученик выполняет задание на доске, все остальные учащиеся в тетрадях).

И отовсюду: из каждого дома двора, из каждой руины и переулка – бежало навстречу нам эхо.

– Посмотрите на предложения и скажите, какими частями речи могут быть выражены обобщающие слова? (Существительными, наречиями, местоимениями)

Ничего не заметно было оживляющего картину: ни отворяющих дверей, ни выходивших откуда-нибудь людей…
В наших краях нередки растения, губительные для насекомых: багульник, белена, одуванчик, некоторые виды ромашки.
Нигде я не мог найти взводного: ни в штабе, ни среди солдат.

– Вспомните правописание букв е и ив приставках отрицательных местоимений  и наречий. (Ответы учащихся.)

– Объясните постановку знаков препинания в предложениях.

Работа с учебником. (4 мин.)

 

 

Работа в тетрадях. (2 мин.)

 

 

 

(3 мин.)

5. Закрепление нового материала. На доске записаны предложения или спроецированы на экран.

Задание 1. Вставьте в предложения однородные члены. Перепишите, расставляя знаки  препинания, составьте схемы. (В это время сильные ученики выполняют индивидуальное задание. Задание см. ниже)

(Вызванный ученик выполняет задание на доске, остальные в тетрадях, затем класс проверяет выполнение задания.)

1. Весной в лесах поют мастера птичьих песен…     (дрозды, жаворонки, соловьи).
2. Туман накрыл все …      (речку, поле, луг).

На доске записаны предложения.

Задание 2. Вставьте в предложения обобщающие  слова, перепишите, расставляя знаки препинания, составьте схемы.

(Выполнение работы на доске и в тетрадях.)

1. Луг, поле, деревья… (все) было покрыто снегом.
2. Ни холод, ни дождь… (ничто) не могло остановить отца в его стремлении во что бы то ни стало к вечеру добраться до геологов.

Залание 3. Раскройте содержание обобщающих слов, подобрав к ним однородные члены, запишите предложения, составьте схемы.

Луговые цветы … пахнут по-особенному.
Осенью деревья … одеваются в разноцветный наряд.

(Выполнение работы на доске и в тетрадях.)

Повторим! Какие части речи выступают в качестве обобщающих слов?

(В качестве обобщающих слов могут  выступать  имена существительные, местоимения и местоименные наречия)

Индивидуальное задание для сильных учеников (Один ученик выполняет задание на доске, остальные в тетрадях, затем класс проверяет работу).

Списать, расставить знаки препинания, указать обобщающие слова и однородные члены предложения, составить схемы.

1. На всем протяжении пути не было н..каких пр..пятствий и Филеас Фогг мог оп..саться только двух обстоятельств  поломки саней и перемены или пр..кращения ветра. (Жюль Верн)
2. Некоторые грибы очень ядовиты  например поганка, мухомор, сатанинский гриб.
3. Ягодные кустарники а именно крыжовник смородина в этом году обильно плодоносили.
4. В процессе повседневной жизни нам приходится выполнять множество (не)сложных и постоянно повторяющихся действий
здороваться  извиняться  благодарить  оказывать услуги.
5. Синева моря  шелест и грохот волн  игра красок  шуршание гальки  необъятный простор все это наполнит  вас  отблагодарит  и останется навсегда.

 

1. На всем протяжении пути не было никаких препятствий, и Филеас Фогг мог опасаться только двух обстоятельств: поломки саней и перемены или прекращения ветра. (Жюль Верн)
2. Некоторые грибы очень ядовиты, например: поганка, мухомор, сатанинский гриб.
3. Ягодные кустарники, а именно: крыжовник, смородина – в этом году обильно плодоносили.
4. В процессе повседневной жизни нам приходится выполнять множество несложных и постоянно повторяющихся действий:
здороваться, извиняться, благодарить, оказывать услуги.
5. Синева моря, шелест и грохот волн,  игра красок, шуршание гальки,  необъятный простор—все это наполнит вас, отблагодарит и останется навсегда.)

Работа учащихся (5 мин.)

 

В это время ряд учеников (сильных) выполняет индивидуальное задание см. ниже)

6. Выполнение проверочной работы. Проверочная работа (выполняют все учащиеся).

Расставить знаки препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах. 

И девичье личико и солнце и тени и быстрая речка все было так прелестно в это милое утро.
Вся мебель диваны  столы и стулья  была сделана из красного дерева. (К. Паустовский)
Ни дерево ни вода ничто не шелохнется.
И утесы и море и горы и тени и берег все это приняло одну общую не то черную не то серую окраску.
Все волновало нежный ум цветущий луг луны блистанье старушки чудное преданье.
Есть на свете истина простая жить в работе догонять мечту.
Посаженные заботливыми родственниками деревца клен тополь акация а также дикорастущий терн зеленели приветливо и свежо.

 

Запись предложений.

Работа в тетради на оценку с последующим анализом выполнения.

 (9 мин.)

7. На дом (запись дом. задания). Параграф 44, упр. 268
Прочитайте задание к домашнему упражнению.
Комментарий учителя.
(1 мин.)
8. Подведение итогов.  Посмотрите на эпиграф.
Что нового вы узнали?
(Подведение качества работы учащихся)
Устные ответы учащихся.
(3 мин.)