Цели:
- Обучающие:
- восстановить знания учеников об обобщающих словах при однородных членах углубить и расширить знания по теме
- формирование умений:
- правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах;
- составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах;
- повторить правописание отрицательных местоимений и наречий
- Развивающие:
- развивать монологическую речь учащихся
- развивать внимание, память, познавательные способности учащихся
- развивать орфографическую зоркость и грамотное письмо
- Воспитательные:
- воспитывать интерес к русскому языку
- воспитывать трудолюбие, самостоятельность и умение работать в коллективе
- прививать учащимся бережное отношение к книгам
- Здоровьесберегающие:
- профилактика умственного перенапряжения путем смены деятельности
- создание атмосферы психологического комфорта
- учет психологических особенностей подростков.
ХОД УРОКА
1. Организационное начало урока. Проверка домашнего задания. | Приветствие учителя и учащихся. –
Откройте тетрадь с домашним заданием. |
Организация внимания к началу урока. (3 мин.) |
2. Мотивация. Первичная актуализация. Сообщение темы. |
– В школе вы изучаете различные
предметы, вам часто приходится обобщать
материал, систематизировать изученное,
классифицировать предметы, структурировать. (На доске нарисованы геометрические фигуры, например: прямоугольник, ромб и др.) – Каким одним словом можно назвать геометрические фигуры? (…четырехугольники) (На доске написаны алгебраические выражения) – Каким словом или словосочетанием можно назвать эти выражения? (…уравнения, квадратные уравнения) (На доске написаны условные обозначения химических элементов) – Каким одним словом можно назвать эти элементы? (…металлы) (На доске написаны слова: существительное, глагол, причастие и т. д.) – Каким словосочетанием можно назвать группу слов? (…части речи) (На доске — фамилии, имена, отчества русских писателей) – Каким словом можно назвать ряд однородных слов? (…писатели) – А как называются слова с более широким, обобщающим значением? (…обобщающие слова) С обобщением мы сталкиваемся постоянно на уроках при изучении школьных предметов и в жизни. Обобщение — это важная мыслительная функция. Тема нашего урока: «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них». Цель урока: Сегодня мы с вами будем продолжать учиться находить обобщающие слова, будем учиться правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах и однородных членах, научимся составлять схемы предложений с обобщающими словами и однородными членами. Эпиграфом к нашему уроку являются слова французского актера, писателя 18 века Ж.-Б.Мольера: «Как приятно знать, что ты что-то узнал». Запишите тему урока и эпиграф к нему. |
Организация внимания к началу урока. Уч-ся отвечают на вопросы учителя. (3 мин.)
Запись в тетради: |
3. Повторение ранее изученного материала. | 1. На доске схема:
Задание. Подберите ряд слов с обобщающим словом в конце. Подберите ряд слов с обобщающим словом в начале. 2. Работа с предложением. (На доске написано предложение, знаки препинания не расставлены) Эхо бежало нам навстречу отовсюду из каждого дома двора из каждой руины и переулка. – Найдите в предложении обстоятельства места. |
(10 мин.) |
4. Предъявление нового материала. | Параграф 44. (Чтение правила,
комментирование примеров) – Посмотрите еще раз, какие знаки препинания ставятся после обобщающего слова перед однородными членами и после однородных членов, если предложение продолжается. – Запишите предложение, расставляя знаки препинания, составьте схему. (Один ученик выполняет задание на доске, все остальные учащиеся в тетрадях). И отовсюду: из каждого дома двора, из каждой руины и переулка – бежало навстречу нам эхо. – Посмотрите на предложения и скажите, какими частями речи могут быть выражены обобщающие слова? (Существительными, наречиями, местоимениями) Ничего не заметно было оживляющего
картину: ни отворяющих дверей, ни выходивших
откуда-нибудь людей… – Вспомните правописание букв е и ив приставках отрицательных местоимений и наречий. (Ответы учащихся.) – Объясните постановку знаков препинания в предложениях. |
Работа с учебником. (4 мин.)
Работа в тетрадях. (2 мин.)
(3 мин.) |
5. Закрепление нового материала. | На доске записаны предложения или
спроецированы на экран. Задание 1. Вставьте в предложения однородные члены. Перепишите, расставляя знаки препинания, составьте схемы. (В это время сильные ученики выполняют индивидуальное задание. Задание см. ниже) (Вызванный ученик выполняет задание на доске, остальные в тетрадях, затем класс проверяет выполнение задания.) 1. Весной в лесах поют мастера птичьих
песен… (дрозды, жаворонки, соловьи). На доске записаны предложения. Задание 2. Вставьте в предложения обобщающие слова, перепишите, расставляя знаки препинания, составьте схемы. (Выполнение работы на доске и в тетрадях.) 1. Луг, поле, деревья… (все) было покрыто снегом. Залание 3. Раскройте содержание обобщающих слов, подобрав к ним однородные члены, запишите предложения, составьте схемы. Луговые цветы … пахнут по-особенному. (Выполнение работы на доске и в тетрадях.) Повторим! Какие части речи выступают в качестве обобщающих слов? (В качестве обобщающих слов могут выступать имена существительные, местоимения и местоименные наречия) Индивидуальное задание для сильных учеников (Один ученик выполняет задание на доске, остальные в тетрадях, затем класс проверяет работу). Списать, расставить знаки препинания, указать обобщающие слова и однородные члены предложения, составить схемы. 1. На всем протяжении пути не было н..каких
пр..пятствий и Филеас Фогг мог оп..саться только
двух обстоятельств поломки саней и перемены
или пр..кращения ветра. (Жюль Верн)
1. На всем протяжении пути не было никаких
препятствий, и Филеас Фогг мог опасаться только
двух обстоятельств: поломки саней и перемены или
прекращения ветра. (Жюль Верн) |
Работа учащихся (5 мин.)
В это время ряд учеников (сильных) выполняет индивидуальное задание см. ниже) |
6. Выполнение проверочной работы. | Проверочная работа (выполняют
все учащиеся). Расставить знаки препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах. И девичье личико и солнце и тени и быстрая речка
все было так прелестно в это милое утро. |
Запись предложений. Работа в тетради на оценку с последующим анализом выполнения. (9 мин.) |
7. На дом (запись дом. задания). | Параграф 44, упр. 268 Прочитайте задание к домашнему упражнению. Комментарий учителя. |
(1 мин.) |
8. Подведение итогов. | Посмотрите на эпиграф. Что нового вы узнали? (Подведение качества работы учащихся) |
Устные ответы учащихся. (3 мин.) |