Формирование речевых умений учащихся в процессе обучения наречию

Разделы: Русский язык


Развитие речи – первоочередная задача обучения, его конечная цель и ведущий принцип обучения родному языку. Достижения в области смежных наук (лингвистика, психолингвистика, теория общения), связанных со средством общения – речью, диктуют необходимость усовершенствования целей, содержания, средств речевого развития учащихся в школе. В связи с этим большое внимание должно уделяться смысловой стороне изучаемых и анализируемых фактов языка.

О важности такого подхода в преподавании говорили многие ученые. Так, Л.В.Щерба указывал: “ Совершенно ясно, что весь язык сводится к смыслу, к значению... слова перестают быть словами, если отнять у них значение”.

Исходя из этого главная задача курса русского языка в школе состоит том, чтобы научить ребят правильному и сознательному использованию речевых средств. Эта нелегкая и многогранная задача решается в различных аспектах работы учителя русского языка.

Основными направлениями в работе по развитию речи учащихся в школе являются следующие:

  • овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.
  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся: формирование у ребят умения видеть незнакомые слова, давать им толкование, подбирать синонимы и т.д.
  • формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу по подготовке к написанию изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять ее границы, определять основную мысль и т.д.
  • работа с готовым текстом, его анализ. формирование умения видеть структуру текста, анализировать его языковые средства.

Формирование грамматического понятия о частях речи является одним из важнейших направлений в курсе русского языка. Оно обеспечивает развитие логического и грамматического мышления школьников, формирует осознанное восприятие собственной речи и речи окружающих, что является основой для речевого совершенствования обучающихся. Первоначальное знакомство с частями речи происходит в начальных классах, более полное представление об их системе учащиеся получают в старших классах.

Среди тем, посвященных изучению самостоятельных частей речи, наречие занимает особое место. Основой формирования прочных знаний, умений и навыков у учащихся по данной теме является усвоение ее лексико-грамматических, морфологических и синтаксических особенностей.

Наречие - знаменательная часть речи, которая изучается в 7 классе и завершает изучение самостоятельных частей речи. Программа по русскому языку выделяет наряду с теоретическими знаниями следующие умения, которые ученики должны приобрести в процессе обучения наречиям:

  • умение правильно ставить ударение в наречиях
  • умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы
  • умение различать наречия и омономичные с ними слова других частей речи (слова категории состояния)
  • умение видеть выразительную сущность наречий в тексте, особенности их употребления в разных стилях русского языка.

В научной лингвистической литературе даются различные определения наречия. Так, академик В.В.Виноградов дает такое толкование термина: “Наречия - это грамматическая категория, под которую подводятся несклоняемые, неспрягаемые и несогласуемые слова, примыкающие к глаголу, к именам существительным, именам прилагательным и производным от них.”

Наречия как класс появились гораздо позднее других частей речи. Это дает возможность сказать, что наречия образуются от других частей речи (существительных, прилагательных, местоимений при слиянии с предлогом различных падежных форм и при слиянии двух знаменательных слов в одно). Например, по по вашему проекту все сделано. – Все будет сделано по-вашему.

Ученики 7 классов знакомы с наречием на практической основе. Они умеют отделять эти слова от других частей речи интуитивно, т.е. ребята почувствовали синтаксическую роль этих слов и смогли поставить к ним вопросы как? каким образом? где? когда? почему? в какой мере? , т.е. было усвоено общее значение этих слов. Но все же учащимся 7 классов трудно быстро уяснить суть наречий типа вверх, налицо, наудалую