Нетрадиционная форма: Урок-путешествие.
Структура урока:
I. Орг. момент. Приветствие учителем учащихся и гостей.
Дыхательная гимнастика (стоя):
- Сделали глубокий вдох - носом, задержали дыхание, выдох - через рот (повтор - 2 раза).
II. Целеполагание.
- Мы с вами, ребята, работаем на уроках словесности по дополнительной теме “Изучение культурного наследия нашей страны”. И сегодня мы отправимся в заочное путешествие в прошлое нашей страны, заочное, т.е. не выходя из класса.
- Девизом урока будут слова: “Это - ты, моя Русь, державная, Моя Родина, славная!”.
(На доске - на карточке написан девиз)
- А так как это урок русского языка, тема урока “Однородные члены предложения”.
Цель урока:
- определение предложений с однородными членами;
- правила постановки знаков препинания при однородных членах.
Открыли тетради и записали число.
III. Работа по теме урока:
1. - Мы рассмотрим курс словесности “Русская душа”. (На доске - название) Он посвящён исконным качествам русского человека - доброте, трудолюбию, преданности своему Отечеству. Это - и символы русской природы - деревья, реки и озёра, птицы и звери, которых надо беречь и охранять, чтобы не опустела Русь. Это - и ремёсла, т.е. чем занимались люди в давние времена.
- Конечно, мы не можем поговорить обо всём сразу, поэтому сегодня пойдёт речь только об одном красивейшем дереве, которое очень ценилось русскими людьми в прошлом. Да и в наши дни русский человек с большой любовью относится к этому дереву.
2. Отгадывание загадки. - Отгадайте загадку:
Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (Берёза.)
- Правильно. (На доске - иллюстрация берёзы)
3. Сообщение новой информации по курсу словесности:
- Лес - одно из главных богатств в России. Много в наших лесах красивых, ценных деревьев - дуб, сосна, осина, ель, ясень... Можно долго их перечислять. Но берёза - любимое дерево всех русских людей. Белоствольная нежная берёзка с давних пор является символом русской природы, Руси, России.... Берёза - от старинного слова “береза”, значит “беречь”, или Дар, оберегающий человека. (На доске - на карточках объяснение слова - берёза)
- Стройную, кудрявую, белоствольную, её на Руси всегда сравнивали с нежной и красивой девушкой, ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники. А сколько песен сложено о белоствольных русских красавицах! И ныне берёзка - постоянный спутник человека. Мила она русскому сердцу!
4. Работа со словарным словом, подбор однокоренных слов:
- Давайте проведём работу с этим словом. - По слогам хором произнесём слово Бе-рё-за.
(На доске - карточка слова)
- Что это за слово? (Это - словарное слово, надо запомнить букву е в первом слоге).
- Запишите его в тетрадях и у доски .... (не делим слово на слоги).
- Подберите однокоренные слова к слову Берёза и запишите их.
Берёза, берёзовый, берёзка, берёзонька, подберёзовик, березняк.
- Какие слова называются однокоренными? (Однокоренные или родственные слова близки
по смыслу и имеют общую часть - корень).
- Выделите во всех словах корень, а в словах Берёза, подберёзовик - выполнить полностью
морфемный разбор.
- Что такое березняк? (Березняк - это берёзовый лес, роща. В роще произрастают лиственные деревья. В старину ещё говорили - Березник).
<Рисунок 1>
5. Сообщение новой информации по курсу словесности:
- На Руси ходили девушки по весне, летом в берёзовую рощу - водили хороводы, пели песни, плели венки. Молодые, тоненькие прямые берёзки похожи на стройных с гибкой талией, с русыми косами светлооких русских девушек. Когда девушке было грустно, одиноко, одолевала хворь - болезнь, она прижималась к стволу берёзки и просила у неё защиты. Ведь берёза - дивный лекарь.
<Рисунок 2>
6. Развитие орфографической зоркости.
А) Работа над текстом с однородными членами предложения:
(На доске - на большом плакате - текст, фломастер)
- Давайте прочитаем текст и объясним орфограммы. (У доски работает ученик)
Б...рёзовая ...птека.
Милая б...рё...ка помогает, оберегает ч...ловека. Б...рёза лечит простуду и бронхит. Из б...рёзовых почек изготавливают настои, мази.
А ру......кая баня с её щедрым жаром! Б...рёзовый веник - символ ч...стоты. Листья у б...рёзового веника ш...рокие, мя...кие. Хорошо запаренный веник выделяет эфирные масла, поэтому он благотворно действует на кожу ч...ловека.
Б...рёзовый сок осв...жает, бодрит и утоляет жажду. Не зря его называют древесным эликсиром.
Б...рёза - ру......кая душа!
Б) Работа со словом:
Эликсир - крепкий настой на спирту, кислотах, употребляемый в медицине. Эликсиром ещё называют вкусный напиток, сохраняющий здоровье, молодость. (На доске - слово)
В) - Давайте вместе хором прочитаем ещё раз текст ...
- Какие предложения есть в тексте - по цели высказывания? (Предложения встретились - повествовательные, восклицательные).
- Прочитайте восклицательные предложения.
- Есть ли в тексте предложения с однородными членами? (Есть такие предложения).
- Назовите, кто какое нашёл предложение с однородными членами? .....
- А как вы определили, что предложение с однородными членами? - Какое правило мы
знаем? (Однородными могут быть и главные члены предложения - подлежащее, сказуемое и второстепенные члены).
Г) - Вы сейчас самостоятельно спишите предложения из текста, а затем мы выполним разбор предложений, о которых я скажу.
(У учащихся этот текст на индивидуальных карточках (1 и 3 абзацы) без пропущенных букв. Пока учащиеся списывают текст, учитель записывает на доске 1 и 2 предложения).
Д) - Разбор предложения, нахождение главных и второстепенных членов предложения,
объяснение знаков препинания, составление схем предложений.
- Найдите предложение, к которому подходит эта схема... (О, О и О.)
- Устно назвать предложение ... .
- Повторение правила об однородных членах.
Минутка отдыха
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли ..., (руки прямые, как ветви берёзки)
В стороны..., вперёд..., назад ..., (повтор - 2 раза).
Повернулись вправо ..., влево ..., (повтор - 2 раза).
Наклонились вправо ..., влево ..., (повтор - 2 раза).
Тихо сели вновь за дело.
7. Сообщение новой информации по курсу словесности:
- Вообще на нашей планете Земля берёзы произрастают во многих местах. Берёзы бывают карликовые, с жёлтой, фиолетовой, даже чёрной корой. Но наша русская берёзка отличается от других видов. Чёрные полоски на белой коре нужны дереву для того, чтобы оно могло через них дышать.
- Верхний слой берёзовой коры называется Берёста или ещё говорят Береста. В старину на Руси из бересты люди делали корзины, коробки, плели лапти, горшки обвивали берестой.
<Рисунок 3>
- В Древней Руси на бересте писали письма, их называли Берестяные грамоты.
<Рисунок 4>
8. Чтение стихотворение (ученик):
...Без берёзы не мыслю России, -
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От берёзы - вся Русь рождена?
9. Работа с народными приметами и пословицами:
- На Руси, в России сочиняли не только стихи и песни о берёзке, но и загадки, сказки, пословицы, народные приметы. Это и есть - устное народное творчество.
А) - Давайте прочитаем народные приметы: (На доске - на карточках - народные приметы)
Из березы течет много сока – к дождливому лету.
Берёза, рядом с домом посаженная, зло отпугивает и от молнии оберегает.
Соловей впервые начинает петь, когда сможет напиться росы с берёзового листа.
Б) - Прочитайте и запомните первую народную примету.
- Запишите её в тетрадь по памяти.
В) - А теперь - прочитаем хором пословицу:
И у берёзы слёзки текут, когда с неё кору дерут.
- Как вы понимаете эту пословицу? (.....)
Г) - Да, в старину использовали кору берёзы, но люди бережно, с любовью обращались с этим деревом. Сейчас же люди жестоко, по-варварски относятся к нашему богатству - лесу. Мы не в силах остановить взрослых “губителей природы”.
- Скажите, но как мы с вами можем и должны оберегать наши леса, нашу берёзку? (Нельзя ломать ветви деревьев, наносить раны на стволы деревьев, разжигать в лесу костры, бросать мусор. Нельзя весной выпускать много сока у берёзы - она засохнет.)
- Я надеюсь, что вы будете следовать этим правилам всю свою жизнь.
10. Рефлексия.
А) - Наше заочное путешествие в прошлое страны - подходит почти к концу.
- Мы с вами с любовью относимся к берёзе.
- Выскажите своё отношение к этому дереву - составьте синквейн.
- Что такое синквейн? (Белый стих, который состоит из пяти строк).
(1 строка: ключевое слово Берёза.
2 строка: два прилагательных, характеризующих данное слово.
3 строка: три глагола, показывающие действие понятия.
4 строка: короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
5 строка: одно слово (сущ.), через которое человек выражает свои чувства).
(Индивидуальный и дифференцированный подход - 3 группы: самостоятельная работа, карточка - с образцом, карточка - полное списывание).
Проверка синквейнов (учащиеся зачитывают свои).
(Синквейн учителя читают хором - на карточке)
Берёза.
- Стройная, белоствольная.
- Оберегает, защищает, радует.
- Моё любимое лиственное дерево.
- Красота!
- Оценки...
- Д. з. Сочинить свою сказку о русской красавице - берёзе, о символе Руси, России.
Б) - В заключении урока прослушайте отрывок из песни “Берёзы” группы “Любэ” и Сергея Безрукова.
- Урок окончен.