Урок-путешествие по теме "Однородные члены предложения"

Разделы: Русский язык


Нетрадиционная форма: Урок-путешествие.

Структура урока:

I. Орг. момент. Приветствие учителем учащихся и гостей.

Дыхательная гимнастика (стоя):

- Сделали глубокий вдох - носом, задержали дыхание, выдох - через рот (повтор - 2 раза).

II. Целеполагание.

- Мы с вами, ребята, работаем на уроках словесности по дополнительной теме “Изучение культурного наследия нашей страны”. И сегодня мы отправимся в заочное путешествие в прошлое нашей страны, заочное, т.е. не выходя из класса.

- Девизом урока будут слова: “Это - ты, моя Русь, державная, Моя Родина, славная!”.

(На доске - на карточке написан девиз)

- А так как это урок русского языка, тема урока “Однородные члены предложения”.

Цель урока:

  • определение предложений с однородными членами;
  • правила постановки знаков препинания при однородных членах.

Открыли тетради и записали число.

III. Работа по теме урока:

1. - Мы рассмотрим курс словесности “Русская душа”. (На доске - название) Он посвящён исконным качествам русского человека - доброте, трудолюбию, преданности своему Отечеству. Это - и символы русской природы - деревья, реки и озёра, птицы и звери, которых надо беречь и охранять, чтобы не опустела Русь. Это - и ремёсла, т.е. чем занимались люди в давние времена.

- Конечно, мы не можем поговорить обо всём сразу, поэтому сегодня пойдёт речь только об одном красивейшем дереве, которое очень ценилось русскими людьми в прошлом. Да и в наши дни русский человек с большой любовью относится к этому дереву.

2. Отгадывание загадки. - Отгадайте загадку:

Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (Берёза.)

- Правильно. (На доске - иллюстрация берёзы)

3. Сообщение новой информации по курсу словесности:

- Лес - одно из главных богатств в России. Много в наших лесах красивых, ценных деревьев - дуб, сосна, осина, ель, ясень... Можно долго их перечислять. Но берёза - любимое дерево всех русских людей. Белоствольная нежная берёзка с давних пор является символом русской природы, Руси, России.... Берёза - от старинного слова “береза”, значит “беречь”, или Дар, оберегающий человека. (На доске - на карточках объяснение слова - берёза)

- Стройную, кудрявую, белоствольную, её на Руси всегда сравнивали с нежной и красивой девушкой, ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники. А сколько песен сложено о белоствольных русских красавицах! И ныне берёзка - постоянный спутник человека. Мила она русскому сердцу!

4. Работа со словарным словом, подбор однокоренных слов:

- Давайте проведём работу с этим словом. - По слогам хором произнесём слово Бе-рё-за.

(На доске - карточка слова)

- Что это за слово? (Это - словарное слово, надо запомнить букву е в первом слоге).

- Запишите его в тетрадях и у доски .... (не делим слово на слоги).

- Подберите однокоренные слова к слову Берёза и запишите их.

Берёза, берёзовый, берёзка, берёзонька, подберёзовик, березняк.

- Какие слова называются однокоренными? (Однокоренные или родственные слова близки

по смыслу и имеют общую часть - корень).

- Выделите во всех словах корень, а в словах Берёза, подберёзовик - выполнить полностью

морфемный разбор.

- Что такое березняк? (Березняк - это берёзовый лес, роща. В роще произрастают лиственные деревья. В старину ещё говорили - Березник).

<Рисунок 1>

5. Сообщение новой информации по курсу словесности:

- На Руси ходили девушки по весне, летом в берёзовую рощу - водили хороводы, пели песни, плели венки. Молодые, тоненькие прямые берёзки похожи на стройных с гибкой талией, с русыми косами светлооких русских девушек. Когда девушке было грустно, одиноко, одолевала хворь - болезнь, она прижималась к стволу берёзки и просила у неё защиты. Ведь берёза - дивный лекарь.

<Рисунок 2>

6. Развитие орфографической зоркости.

А) Работа над текстом с однородными членами предложения:

(На доске - на большом плакате - текст, фломастер)

- Давайте прочитаем текст и объясним орфограммы. (У доски работает ученик)

Б...рёзовая ...птека.

Милая б...рё...ка помогает, оберегает ч...ловека. Б...рёза лечит простуду и бронхит. Из б...рёзовых почек изготавливают настои, мази.

А ру......кая баня с её щедрым жаром! Б...рёзовый веник - символ ч...стоты. Листья у б...рёзового веника ш...рокие, мя...кие. Хорошо запаренный веник выделяет эфирные масла, поэтому он благотворно действует на кожу ч...ловека.

Б...рёзовый сок осв...жает, бодрит и утоляет жажду. Не зря его называют древесным эликсиром.

Б...рёза - ру......кая душа!

Б) Работа со словом:

Эликсир - крепкий настой на спирту, кислотах, употребляемый в медицине. Эликсиром ещё называют вкусный напиток, сохраняющий здоровье, молодость. (На доске - слово)

В) - Давайте вместе хором прочитаем ещё раз текст ...

- Какие предложения есть в тексте - по цели высказывания? (Предложения встретились - повествовательные, восклицательные).

- Прочитайте восклицательные предложения.

- Есть ли в тексте предложения с однородными членами? (Есть такие предложения).

- Назовите, кто какое нашёл предложение с однородными членами? .....

- А как вы определили, что предложение с однородными членами? - Какое правило мы

знаем? (Однородными могут быть и главные члены предложения - подлежащее, сказуемое и второстепенные члены).

Г) - Вы сейчас самостоятельно спишите предложения из текста, а затем мы выполним разбор предложений, о которых я скажу.

(У учащихся этот текст на индивидуальных карточках (1 и 3 абзацы) без пропущенных букв. Пока учащиеся списывают текст, учитель записывает на доске 1 и 2 предложения).

Д) - Разбор предложения, нахождение главных и второстепенных членов предложения,

объяснение знаков препинания, составление схем предложений.

- Найдите предложение, к которому подходит эта схема... (О, О и О.)

- Устно назвать предложение ... .

- Повторение правила об однородных членах.

Минутка отдыха

А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли ..., (руки прямые, как ветви берёзки)
В стороны..., вперёд..., назад ..., (повтор - 2 раза).
Повернулись вправо ..., влево ..., (повтор - 2 раза).
Наклонились вправо ..., влево ..., (повтор - 2 раза).
Тихо сели вновь за дело.

7. Сообщение новой информации по курсу словесности:

- Вообще на нашей планете Земля берёзы произрастают во многих местах. Берёзы бывают карликовые, с жёлтой, фиолетовой, даже чёрной корой. Но наша русская берёзка отличается от других видов. Чёрные полоски на белой коре нужны дереву для того, чтобы оно могло через них дышать.

- Верхний слой берёзовой коры называется Берёста или ещё говорят Береста. В старину на Руси из бересты люди делали корзины, коробки, плели лапти, горшки обвивали берестой.

<Рисунок 3>

- В Древней Руси на бересте писали письма, их называли Берестяные грамоты.

<Рисунок 4>

8. Чтение стихотворение (ученик):

...Без берёзы не мыслю России, -
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От берёзы - вся Русь рождена?

9. Работа с народными приметами и пословицами:

- На Руси, в России сочиняли не только стихи и песни о берёзке, но и загадки, сказки, пословицы, народные приметы. Это и есть - устное народное творчество.

А) - Давайте прочитаем народные приметы: (На доске - на карточках - народные приметы)

Из березы течет много сока – к дождливому лету.

Берёза, рядом с домом посаженная, зло отпугивает и от молнии оберегает.

Соловей впервые начинает петь, когда сможет напиться росы с берёзового листа.

Б) - Прочитайте и запомните первую народную примету.

- Запишите её в тетрадь по памяти.

В) - А теперь - прочитаем хором пословицу:

И у берёзы слёзки текут, когда с неё кору дерут.

- Как вы понимаете эту пословицу? (.....)

Г) - Да, в старину использовали кору берёзы, но люди бережно, с любовью обращались с этим деревом. Сейчас же люди жестоко, по-варварски относятся к нашему богатству - лесу. Мы не в силах остановить взрослых “губителей природы”.

- Скажите, но как мы с вами можем и должны оберегать наши леса, нашу берёзку? (Нельзя ломать ветви деревьев, наносить раны на стволы деревьев, разжигать в лесу костры, бросать мусор. Нельзя весной выпускать много сока у берёзы - она засохнет.)

- Я надеюсь, что вы будете следовать этим правилам всю свою жизнь.

10. Рефлексия.

А) - Наше заочное путешествие в прошлое страны - подходит почти к концу.

- Мы с вами с любовью относимся к берёзе.

- Выскажите своё отношение к этому дереву - составьте синквейн.

- Что такое синквейн? (Белый стих, который состоит из пяти строк).

(1 строка: ключевое слово Берёза.

2 строка: два прилагательных, характеризующих данное слово.

3 строка: три глагола, показывающие действие понятия.

4 строка: короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.

5 строка: одно слово (сущ.), через которое человек выражает свои чувства).

(Индивидуальный и дифференцированный подход - 3 группы: самостоятельная работа, карточка - с образцом, карточка - полное списывание).

Проверка синквейнов (учащиеся зачитывают свои).

(Синквейн учителя читают хором - на карточке)

Берёза.

  • Стройная, белоствольная.
  • Оберегает, защищает, радует.
  • Моё любимое лиственное дерево.
  • Красота!

- Оценки...

- Д. з. Сочинить свою сказку о русской красавице - берёзе, о символе Руси, России.

Б) - В заключении урока прослушайте отрывок из песни “Берёзы” группы “Любэ” и Сергея Безрукова.

- Урок окончен.