Проектная работа "Наш дар бесценный – речь"

Разделы: Русский язык


Часть I. Введение

Наш язык заслужил право на бережное к себе отношение, всенародную заботу.

Борис Васильев

В  настоящее время школу волнует состояние уровня национальной речевой культуры, поскольку русский язык претерпел значительные изменения: язык «улиц» (нецензурная и жаргонная лексика) часто звучит не только в повседневной жизни, но и в средствах массовой информации, в речи политиков, в художественной литературе, а также в речи школьников. По данным   исследований  выявлено, что современное состояние русского языка школьников отличает не только низкая культура речи, небрежное и пренебрежительное отношение к слову, но и мода на иностранную лексику, на язык интернет-общения.      
Защитить, сберечь наше величайшее достояние, наше великое русское Слово. Именно к этому призывают нас строки Нобелевского лауреата – Ивана Бунина:

И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, 
Наш дар бесценный – речь.

Язык — это же не только метод общения, также он является одним из признаков жизни народа, его использующего; это книга, в которой отображается вся история развития народа, весь его исторический путь, начиная от древнейших времен до наших дней. В каждом слове прослеживается историческое прошлое, неотступно сопровождающее людей; прослеживается настоящее, и, возможно, будущее всех тех, кто с молоком матери впитывал в себя русские слова, наполненные любовью близких и дорогих сердцу людей.
Если провести исследовательскую деятельность по изучению состояния русского языка, по изучению причин нарушения экологии русского языка, то это позволит каждому задуматься над состоянием собственной речи, коммуникативной культуры, а также над последствиями, к которым приводит низкий уровень речевой культуры. Это позволит вовлечь учителей, учащихся, родителей в деятельность по повышению собственной культуры, и, что и даст, возможность создания среды для повышения уровня речевой культуры людей Работа над повышением культуры речи и даст возможность осознать  значимость русского языка  как части духовной культуры нации, и, тем самым, сохранить русский язык.

В рамках школьного проекта «Мы сохраним тебя, русская речь!» данная работа была проведена с целью:

  • с помощью акции «А как это по-русски?» проанализировать уровень знаний учащихся МБОУ СОШ №33 о разнообразных языковых нормах, выявить владения  орфоэпическими, грамматическими и др. нормами русского языка;
  • выяснить, нужны ли в речи жаргоны;
  • изучить влияние смс-сообщений на грамотность населения;
  • получить ответ на вопрос: засоряют ли СМС-сообщения и Смайлы русский язык;
  • выявить отношение  людей разного возраста, образования, социального положения к проблеме засорения русского языка.

Часть II. Акция «А как это по-русски?»

Цель: исследование уровня грамотности учащихся  школы.
Формы и методы работы: анкеты, опрос, интервью, задания по культуре речи , лингвистическая экспедиция по посёлку: «Нужно ли говорить правильно?», «Исправите ли Вы собеседника, если он допустит  ошибку?»,  акция «Говори правильно», выступление в классах о чистоте русской речи.

Результаты:

Проверка уровня грамотности учащихся 5-10 классов

Орфоэпия

5 класс

  Написали правильно
Звонит 7 50%
Свёкла 13 93%
Красивее 6 43%
Каталог 6 43%
Торты 4 28%
Жалюзи 1 7%
Договор 8 57%
Квартал 13 93%
Звонишь 4 28%
Облегчить 1 7%
Творог 14 100%
Обеспечение 4 28%
Средства 12 86%
Баловать 4 28
Столяр 13 93%
Занята 7 58%
Положил 14 100%

Культура речи 8 класс
Выполнили  работу без ошибок 6 21%
  Допустили ошибки (кол-во) Допустили ошибки(%)
1. Биография жизни – биография 12 41%
2. Играет значение – играет роль 5 17%
3. Местов нет – нет мест 2 7%
4. Одеть пальто – надевать пальто 12 41%
5. Свободная вакансия – вакансия 14 48%
6. Имеет роль – имеет значение 2 7%
7. Ложу дневник – положу дневник 2 7%
8. Оплатить за проезд – оплатить проезд 8 28%
9. Ихний дом – их дела 5 17%
10. Возвращаться со школы – возвращаться из школы 9 31%

9 класс. Редактирование

Задания по орфоэпии 10 класс
Кол-во учащихся 5 5
Выполн. работу 4 4
 

 ответили правильно (кол-во)

 ответили правильно (%)

Нормированный язык 3 75%
Языковые средства 2 50%
Языковые средства 3 75%
Толковый словарь Ожегова 4 100%
Развитое общество 2 50%
Повесть Толстого «Отрочество» 4 100%
Будем работать с каталогом 4 100%
Форзац учебника 3 75%
Созвонимся завтра 3 75%
Ходатайство 2 50%
Необъяснимое явление 4 100%
Просто феномен 4 100%

Вывод: Всё-таки учащиеся задумываются о грамотности речи (своей и чужой), но большинство предпочитают не исправлять собеседника, думается,  не в силу неграмотности, а в силу своего возраста. Не каждый осмелится исправить взрослого или старшего товарища либо из страха, либо из уважения.

Часть III. СМС-сообщения и Смайлы

Что такое СМС-сообщения?

1SMS – новый способ коммуникации. (Short Message Service — служба коротких сообщений) — технология, позволяющая осуществлять приём и передачу коротких текстовых сообщений сотовым телефоном. К настоящему времени входит в стандарты сотовой связи.

SMS, как правило, доставляются в течение нескольких секунд. Отправитель может получать уведомление о доставке сообщения.

Можно отправить сообщение на выключенный или находящийся вне зоны действия сети телефон. Как только адресат появится в сети, он получит сообщение. Если отправитель получает уведомления о доставке, то таким образом можно определить момент появления в сети получателя.

Можно отправить сообщение абоненту, который в данный момент занят разговором.

Первое смс-сообщение было отправлено в декабре 1992 года в Англии, передавало текст с персонального компьютера на сотовый телефон.

Довольно часто мы получаем от друзей и родственников СМС-сообщения:

Привет))))))))))))))
с праздниками !!!!!
Целую ****************

Или же следующие сокращения вместо полных слов:

Споки споки   спокойной ночи
Ща                   сейчас
СПС                 спасибо
Пжл                  пожалуйста
Ок                    хорошо
О5                    опять
СПКНЧ           спокойной ночи
4че?/че?          что?
Сеня                сегодня
Д.Р.                  день рождения

Или же целые фразы, например:

Голова болит(((
Всё супер, просто зашибись)))
Аууу!!!!  Ты жива?    Привет!

Подошла очередь СмАйЛоВ ))))))))))))))))))))))))))))):

Смайлы (от английского smile – улыбка) – это маленькие изображения, используемые для передачи эмоций, например, веселья или смущения. Например, если вы пишете ироничный комментарий, можно вставить подмигивающий смайл, а не писать: «Это была шутка».

В интернете мы обнаружили целые группы смайликов. Каждый из них что-то обозначает. Если вы пользовались электронной почтой или чатами, то вы, скорее всего, уже знакомы со смайлами. Некоторые сочетания клавиш автоматически становятся смайлами. Например, :)  преобразуется в улыбающееся  лицо.

Все они предполагают передачу не только объективной информации, но эмоционального отношения, позитивной энергии, участия, сочувствия, желания поделиться радостью или печалью.

Конечно же, есть и забавные смайлики, как эти:

Опросы:

Чтобы узнать, засоряют ли SMS-сообщения и смайлы русский язык,  я провела опросы в нашей школе, дома,  посёлке. Учащиеся школы должны были ответить на вопрос: «Смайлы    ???????   Быть или не быть». Для этого они на зелёных кружочках на стенде оставляли нужный знак.

В результате, 100% учеников решили, что     SMS-сообщения не портят Русский язык, потому что из SMS-сообщения можно взять много нового   или  это прикольная вещь, которая  дает радость.
Также 100% учеников считают, что смайлы вообще не портят русский язык, они показывают настроение ( – хорошее настроение или – плохое настроение).
Лидерами из предложенных смайлов стали следующие:

Опросы среди учителей:

  • Многие учителя пользуются Смайлами и смс-сообщениями, особенно те, кто «сидит» в соц.cетях.
  • Однако учителя-филологи считают, смс-сообщения влияют  на грамотность населения.
  • Мало того,  СМС-сообщения и Смайлы засоряют русский язык

Опросы среди населения посёлка:

  • смс-ки можно прочитать в удобное для себя время, через SMS можно поздравить собеседника с праздником или напомнить о чем-либо…

– так считают 50% взрослых людей…

  • А остальные 50% считают, что  смс засоряют русскую речь  и портят современную молодёжь…
  • 60% взрослых решили, что смайлы не портят русскую речь, а так же, как и ученики, согласны, что они показывают настроение,  и считают, что со смайлами интересней общаться…

– но 40% процентов решили, что смайлы портят людей

Опросы среди студентов:

  • Многие студенты посёлка за SMS-сообщения, и они говорят о том, что: «SMS-сообщение для нас очень удобно, его можно писать, находясь в любой обстановке. Перед тем как написать сообщение, можно четко сформулировать мысль».
  • «При общении с разными людьми смайлы выражают эмоции, с их помощью можно определить интонацию сообщения, всё это упрощает письменное  общение друг с другом…»

Попробуем объяснить мнение жителей посёлка.

Плюсы использования смс-сообщений:

  • «Писать короткие сообщения для детей – полезно. Это тренирует творческие и литературные способности, – уверена профессор МГУ Марина Сидорова. – Где еще школьник научится так же кратко и точно выражать свои мысли? Говоря научным языком, эсэмэски – отличная тренировка приема компрессии».
  • Но ведь в эсэмэсках и на чатах (общение в Интернете) ребята обычно делают гораздо больше ошибок, чем, к примеру, в диктанте. Почему?
  • 2Как объясняет лингвист Леонид Иванов, из-за того, что обычно надо написать эсэмэску очень быстро. А информацию – сильнее ужать. В чатах же главное – быстро ответить, чтобы не потерять тему, которую обсуждают остальные. Так что залезть в словарь даже при всем желании не успеешь. А также потому, что эсэмэски и чаты подразумевают расслабленное, неформальное общение, когда не нужно думать и напрягаться. Подростки «не парятся» по поводу ошибок, так как чаще всего они пишут сообщения друзьям. Это ведь не контрольная по русскому.

Минусы

  • «Под влиянием коротких сообщений не только письменная, но и разговорная речь приобретает все больше признаков телеграфного стиля, – утверждает сотрудник Института русского языка имени Пушкина Борис Фоминых. – Она становится очень отрывистой. Предложения расчленяются на отдельные куски, дробятся на мысли. То же самое происходит и с устной речью. Сегодня устная речь и так очень сильно влияет на письменную, а SMS, особенно в молодежной среде, этот процесс только усугубляет. Дети из-за всего этого становятся более безграмотными, так как тексты сообщений очень просты и больше напоминают все-таки устную речь. Вот ребята так и поступают: как слышат, так и пишут».
  • Отвлекают от учебы – эсэмэски можно писать абсолютно бесшумно прямо во время урока.
  • Дают ощущение, что с языком можно выделывать что угодно. А потом SMS-жаргон используют и во время обычных «живых» разговоров.

Разные мнения

СМС повышают грамотность

  • Исследователи из Университета Ковентри в Великобритании (Coventry University, UK) предлагают родителям, переживающим по поводу постоянного СМС-общения сына или дочери, успокоиться: ведь постоянное печатанье текстовых сообщений на мобильном телефоне не разрушают навыки письма у детей, а наоборот, способствуют развитию грамотности. 
  • Для проведения эксперимента исследователи пригласили детей в возрасте от 8 до 12 лет, чтобы выяснить, как частое использование текстовых сообщений влияет на уровень письменности малышей. Оказалось, что те дети, которые часто пользовались службой быстрых сообщений, обладали более утонченными навыками письма. Экспертам также удалось определить, что дети, часто посылающие СМС-сообщения своим друзьям, лучше знакомы с фонологическими особенностями родного языка. 
  • Глава исследовательской группы, доктор Клер Вуд говорит: "После проведения исследования мы были крайне удивлены наличием развитых навыков литературной письменной речи среди детей 8-12 лет, которые часто пользовались мобильными телефонами и ежесекундно отправляли сообщения своим сверстникам. Безусловно, такие положительные результаты требуют дополнительного изучения. Но уже сегодня мы надеемся, что школьные администрации примут во внимание полученные результаты эксперимента и внедрят в школьную программу использование текстовых сообщений, как один из способов развития фонологических и письменных навыков среди школьников".

СМС портят грамотность

  • Ирландская комиссия по образованию установила, что использование SMS негативно отражается на грамотности школьников, сообщает Reuters. 
    Как установила Областная экзаменационная комиссия после просмотра результатов письменного экзамена, 15-летние школьники стали чаще допускать грамматические и пунктуационные ошибки. "Распространение мобильных телефонов и популярность службы коротких сообщений сильно повлияли на грамотность учащихся", – говорится в отчете комиссии. 
  • "В сообщениях редко используются знаки препинания. Также сообщения сильно отличаются по фонетике от устной речи. В большинстве рассмотренных случаев, у учеников был выявлен ограниченный словарный запас, использование упрощенных слэнговых языковых конструкций", – уточняется в отчете комиссии. 

Моё мнение:

Любые попытки разметить текст маркерами настроения до недавнего времени не увенчались успехом. Сегодня в текстах применяются только два знака, определяющие эмоции — вопросительный и восклицательный. Многоточие, применяемое в качестве знака растерянности или барабанной дроби перед банальным сообщением с натяжкой можно считать обозначением настроения. Смайлики, уже лет двадцать активно использующиеся в электронной переписке.
Смайлики незаслуженно считаются второсортным выразительным приемом :–(. Когда они состоят из знаков препинания – перед нами настоящий, чистый, классический типографский прием по всем формальным признакам. Поэтому их можно и нужно использовать :–). Но я не поддерживаю тех, кто вставляет в текст в виде картинок, особенно анимированных.
Русский язык и смайлики.
Смайлики портят русский язык. Вместо красивых слов, стихов люди отправляют друг другу желтые кривляющиеся  рожи. Поэты и многие люди против смайликов.
Хорошая сторона.
В некоторых случаях смайлики показывают хорошую сторону. Почему бы не отправить смешную рожицу в коротком письме по интернету.

Вывод. Смайлики и SMS-сообщения  всё-таки нужны человечеству, но в меру.

Часть IV. Жаргоны и жаргонизмы

История молодежного жаргона насчитывает далеко не десятки лет, и даже не столетия, а тысячелетия Толковый словарь русского языка дает следующее определение: "жаргон – речь какой-нибудь социальной или иной объединённой общими интересами группы, содержащая много слов и выражений, отличных от общего языка, в том числе искусственных, иногда условных".
"Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия" дает другое толкование: "жаргон" – (франц. jargon), социальная разновидность речи, отличающаяся от общенародного языка специфической лексикой и фразеологией (ср. арго). Иногда термин "жаргон" применяется для обозначения искаженной, неправильной речи". 

Выводы:

1. Учащиеся используют жаргон как средство выразительности, считая его модным.
2. Некоторая часть опрошенных прибегает к жаргонам в минуты жизненных неурядиц, так как на нём (жаргоне) легче высказаться.
3. К сожалению, немалая часть считает жаргонизмы необходимыми словами. Предпочтение  жаргонизмам отдают учащиеся 7 класса.
4. Отмечено и то, что старшеклассники осознанней относятся к своей речи. Став  взрослыми,  многие из них наверняка забудут эти слова и не будут их употреблять в своей речи.

Работая над темой «Жаргонизмы в речи школьников», я пришла к выводу, что однозначно относиться к этому явлению нельзя, запрещать употреблять жаргонизмы бессмысленно, но и невозможно не видеть опасной тенденции жаргонизации литературного языка. Необходимо бороться с грубыми словами в школьном жаргоне, т.к. в отличие от взрослых, употребляющих грубые слова для эмоциональной разрядки, подростки оперируют данными жаргонизмами с целью произвести впечатление на сверстников. Такая манера речи часто превращается в дурную привычку. 

Поэтому школьникам, по моему мнению, необходимо правильно выбирать языковые средства, подходящие конкретной ситуации общения, учитывать при этом кому предназначена речь, для чего необходимо не только знать нормы литературного языка, но и анализировать живую речь.

Часть V.  Ресурсы

1 Википедия:  http://ru.wikipedia.org/wiki/SMS 
2. http://ryazan.kp.ru/daily/23491/38550/ «Комсомольская правда» Светлана ДАНИЛОВА, Наталья ОСТРОВСКАЯ (Наш спец. корр.). Владивосток.
3. http://www.websib.ru/new_detail.php?new_id=837
4.  СМС – современный способ развития навыков письма у школьников:  http://zdravoe.com/101/p4271/index.html   
5. http://www.kalitva.ru/69514-sms_portjat_gramotnost_irlandskikh_shkolnikov.html
6. «Мат – не наш формат!» – http://www.myshared.ru/slide/113786/
7. Сайт З. В. Космаковой – http://kosmakova.my-irk.ru/
8. Метод проектов – http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/metod-proektov-i-ego-ispolzovanie-v-obrazovatelnom-processe
9. Мы сохраним, тебя. … – проект:  https://urok.1sept.ru/articles/514782/
10. Сетевой проект «И мы сохраним тебя, …»:   http://oyazike.blogspot.com/
11. http://kosmakova.my-irk.ru/school-project-qspeak-in-russianq.html
и др.