Тема урока "Как с помощью синонимов сделать нашу речь точной и выразительной". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цели урока:

  • получить представление об использовании в риторике лексических ресурсов русского языка: синонимов;
  • учить определять роль синонимов как средства достижения богатства, точности, выразительности, уместности устной речи;
  • научиться использовать синонимы в своей речи (риторическое определение, риторическая фигура – градация) в качестве экспрессивного средства).

Ход урока

Не применять в речи одних и тех же выражений, даже одних и тех же слов на близком расстоянии. Флобер и Мопассан советовали не ставить в тексте одинаковых слов ближе, чем на 200 строк. А.Ф. Кони

I. Объясните смысл высказывания, принадлежащего известному русскому адвокату 19 века Кони.

1) Работа с синонимами. - Всем хорошо знакомо лексическое значение слова снег, подберите к нему синонимы.

Доска. Крупка, хлопья, пороша, иней, изморозь, наст, сугроб, белые мухи.

Сколько всего слов у нас получилось? (8)

Справка: в эскимосском языке существует 70 слов для обозначения снега. (Эскимосы – это народность, живущая по полярному побережью Северной Америки, в Гренландии и на северо-восточной оконечности Азии.)

- Чем можно объяснить такое количество синонимов к слову снег? (Предположения учеников)

- Значит ли это, что у эскимосов иначе устроен сенсорный аппарат?

Безусловно, язык – это сконцентрированная мудрость группы людей. Среди бесконечных элементов сенсорного опыта язык выбирает то, что повторяется в опыте людей, создающих язык, и то, что они считают полезным ввести в сознание. Неудивительно, что у эскимосов существует 70 слов для обозначения снега, если учесть, в каких условиях они живут, и какие виды деятельности осуществляют. Для них само выживание связано со снегом, и поэтому они проводят столь тонкие различия. У лыжников также существует множество слов для обозначения различных видов снега.

Источники. Джон Гриндлер, Ричард Бэндлер. Из лягушек в принцы. 1993, с.16.

2) Дадим определение синонимам Синонимы - слова, близкие и тождественные по значению, но отличающиеся друг от друга смысловыми оттенками или стилистической окраской. Между прочим, в нашем примере говорится о семантических (смысловых) синонимах. Имея общее значение, они различаются его оттенками.

II. Русский язык богат синонимами. Они способствуют более глубокому, всестороннему описанию явлений действительности. Попробуйте доказать это, выполнив следующие задания.

Задача.

1. Оговаривается условие задачи. (Для экономии времени условия могли быть выданы в качестве домашнего задания.) (Приложение 1)

2. Оценочный лист для экспертов. Необходимо успеть оценить варианты предложений каждой группы, выбрать наиболее успешные, оригинальные. Свою точку зрения обосновать. Все повторы вычеркнуть. Слушаем и оцениваем диалоги и монологи групп.

Разговор между друзьями Беседа ведущих утренней информационной программы Монолог творческой личности, выступающей перед своими поклонниками Беседа между людьми, чья профессиональная деятельность зависит от погоды: агрономы, альпинисты, туристы.
       

3. Итак, пока хранители информации подводят итоги конкурса, ответим на вопрос:

- Легко ли было подбирать синонимы? (Не так-то просто)

Работа сложная, но, мы же учимся. Каждому, кто заинтересован в совершенствовании своей речи, необходимо научиться использовать синонимы.

- Что нам дает использование синонимов в речи?

Вывод. При помощи синонимов наша речь становится выразительной, образной, эмоциональной, стилистически точной.

4. Подводим итоги выполнения задачи. Аплодируем победителям.

III. Итак, мы увидели синонимы в речемыслительной деятельности, осознали важность синонимов. Но не все случаи использования риторических синонимов в речи нами озвучены. Предлагаю выполнить следующее задание:

Понятие о большом количестве чего-либо передается словами.

Экран. Много, тьма, пропасть, прорва, туча, рой, океан, море, лес.

Условие.

1) Со всеми словами составьте словосочетание. Какой смысловой оттенок привносит каждый из синонимов?

Примерный ответ на экране:

много (яблок) нейтральное отношение

тьма (народу) негативное отношение говорящего

пропасть (работы, бумаг) опасность

прорва (дел) лексически сниженное, когда все проваливается

туча (комаров, пыли) ассоциация с грозой

рой (мыслей) жалит, опасность, но собранность, множественность, единство

океан (улыбок) положительная окраска

море (цветов, флагов, подарков) радость

лес (рук) учителям всегда приятно видеть лес ребячьих рук

2) Все эти слова создают образное представление о большом количестве, за исключением одного слова. Какого? (Много)

3) Подставьте вместо слов-синонимов слово много, что произойдет? И по какой причине? Много - нейтрально по значению, неэкспрессивно. Потеря экспрессии, образности, чувства.

4) Почему к каждому слову-синониму были подобраны лишь определенные слова? Взяли бы да составили словосочетание, например, пропасть улыбок. Отчего это зависит?

(Все зависит от лексической сочетаемости слов, от традиций языка.

Неумелый выбор синонимов влечет за собой лексические ошибки в речи.)

Например: Ответ на уроке биологии: экран.

- Многие животные в пустыне бросаются в спячку (вместо синонима впадают).

Выполняя это задание, мы убедились в том, что синонимы помогают выразить мысль точно, выразительно, конкретно.

IV. Вспомним! На этапе изобретения речи (инвенция) мы знакомились со смысловой моделью “определение”.

- Можно ли создать риторическое определение, пользуясь синонимами?

Часто риторическое, как и логическое определение строится синонимическим способом, т. е. объяснение происходит с помощью слов-синонимов.

- Можете привести свой пример риторического определения?

Экран. Роскошный - великолепный, очаровательный, божественный, распрекрасный, изумительный, восхитительный.

Или вот, например, логическое определение:

конфронтация – противопоставление, противоборство (социальных систем, идейно-политических принципов и др.), столкновение;

альянссоюз, соединение.

Вот как это может выглядеть в речи: лектор объясняет значение слов дегидратация и катализатор:

“Если воду, израсходованную на образование пота, не восполнять, в ход пойдут внутренние резервы, и над организмом нависнет угроза дегидратации - обезвоживания”.

“Как известно из химии, всякий медленный процесс требует катализатора, т.е. ускорителя”.

Дорогие мои, о замечательном приёме создания определения синонимическим способом писал еще Аристотель. Уже более 2500 лет прошло, а мы с вами до сих пор им пользуемся. Как вам это?!

V. Синонимы можно использовать и на этапе украшения речи. Они являются основой такой риторической синтаксической фигуры, как градация (ступень, степень, постепенное повышение) – расположение ряда слов по степени нарастания или ослабевания их смыслового и эмоционального значения.

Экран. Что-то неуловимо восточное было в его лице, но седой дремучести светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В. Солоухин)

- Чудесно, мамаша! Знали бы вы, как это очаровательно! Прямо – превосходно!

Понаблюдайте за изменением чувств, эмоций в примерах. Чем интересна для нас риторическая фигура градация?

(При помощи градации мы можем выразить постепенное изменение чувств по отношению к миру, в восприятии действительности.)

Предлагаю вам составить свои миниатюрные тексты с использованием риторической фигуры – градация.

VI. Доска. Домашнее задание: Составить текст по теме: “Какой я?” с предложенными словами. Используйте синонимическое определение и риторическую фигуру – градация.

1. Бестолковщина, квашня, недотепа, неудачник, размазня, растяпа.

2. Умница, молодец, вундеркинд, талант, отличник, знайка, всезнайка.

VII. Итог урока: ответы детей по теме урока.

Для себя мы уяснили, какую важную роль играют синонимы в речемыслительном процессе. Это замечательное средство для придания речи образности, экспрессивности, эмоциональности, выразительности, стилистической точности, конкретности.

Приложение 1