Урок-путешествие по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"

Разделы: Русский язык


Цель: изучить случай постановки тире между подлежащим и сказуемым, когда оба они выражены именем существительным в именительном падеже; закрепить материал на практике; поддерживать интерес к родному языку.

Задачи: научить учащихся правильной постановке тире между подлежащим и сказуемым; провести коррекционную работу; способствовать развитию мышления учащихся (использовать методы активного обучения).

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, тетради, учебники; словарик; дидактический материал, перфокарты.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

(контролёры проверяют готовность к уроку, дежурный называет отсутствующих)

I. СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Сегодня мы, ребята, отправляемся в путешествие изОрфоградска в город Пунтограмминск. Условно наш класс будет представлять собой паровозик, который состоит из трёх вагонов, в каждом вагоне есть свой контролёр, вы, ребята, будете пассажирами, а я вагоновожатой.

Город, куда мы едем, нам знаком. Но жители этого города очень педантичны. Они требуют соблюдения всех законов и правил. И чтобы не ударить в грязь лицом, мы должны усвоить один закон, одно правило: когда ставиться тире в простом предложении. Но мы побываем не только в городе Пунтограмминске, а также неуловимым ветерком и незримой стрелой пронесёмся над многими станциями, на которых получим и выполним различные задания. И так за дело, друзья!

А вы, уважаемые пассажиры приобретайте скорее билеты! А билетами вам будут служить правильные ответы на вопросы и задания на каждой станции.

Все готовы путешествовать? Тогда отправляемся в путь (звонок).

II. ОПРОС

Итак, мы прибыли на станцию Теоретинск, где каждый вагон получает задание (по одному человеку от вагона к доске).

Задание: составить схему предложения, над главными членами напишите, какими частями речи выражены.

Вывод: (используется приём устного опроса “Светофор”, если учащиеся знают правильный ответ, поднимают зелёную карточку, если затрудняются с ответом – жёлтую карточку, не знают ответ – красную)

  • Какие члены предложения называются главными?
  • Что обозначает подлежащие? С помощью, каких вопросов можно в предложении найти подлежащие?
  • Какими частями речи может быть выражено подлежащие?
  • Что обозначает сказуемое? На какие вопросы оно отвечает? Какой частью речи оно чаще всего выражается? А какими ещё частями речи может быть выражено сказуемое?

III. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Вот наш паровозик прибыл в город Пунктограмминск. В городе Пунтограмминск правит тире, а министрами являются подлежащие и сказуемое. Однажды сказуемое и подлежащие заспорили: от чего зависит постановка тире между подлежащим и сказуемым. И тогда, чтобы успокоить своих министров мудрое тире издало указ. Но стенографист зашифровал указ и подлежащие со сказуемым не могут его прочитать. Ребята, давайте поможем подлежащему и сказуемому решить их спор, выясним, когда ставится тире в простом предложении.

(работа по таблице на доске)

Рассуждение.

Выразительно прочитайте предложения. Найдите главные члены, укажите, чем они выражены.

(Здесь мы наблюдаем новый вид сказуемого, которому возможна постановка вопроса “Кто он такой?”, “Что это такое?”)

Вывод: Если подлежащие и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, между ними ставится тире. Если при сказуемом имеются слова “Это”, “Вот” тире ставится перед ними.

Работа по учебнику

А теперь открываем учебники на странице 120, упражнение 317.

(каждый ряд “вагон” выполняет по одному предложению пунктуационный разбор). Молодцы!

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Мы приехали на станцию Сообразительная, где мы погадаем на ромашке.

(Словарно-орфографическая работа)

В середине ромашки написаны слова. Все они начинаются на буквуЭ (эхо, экран, экспорт, эпиграмма, эксперимент). Вы должны каждому слову найти его лексическое значение, которое написано на лепестке ромашки.

(Записываем слова в словарик)

А теперь с данными словами и его лексическим значением сконструируйте предложение, подчеркните главные члены, обозначьте, чем они выражены.

Вот наш паровозик прибыл на конечную станцию “Один за всех”. Иногда приходит время принимать самостоятельное решение. Сейчас вам представиться возможность показать, насколько вы готовы действовать самостоятельно (работа с перфокартами) (Блиц-контроль).

Выдаётся текст с заданием: расставьте недостающие знаки препинания.

  1. Месяц это серебряный шар со свечою внутри.
  2. Сам он по профессии парикмахер.
  3. Роза царица цветов.
  4. Герда смелая и добрая девочка.
  5. Она спасла Кая от злых чар Снежной королевы.

(ключ текста даётся контролёрам, которые проверяют тест)

Ключ:

1) +

2) –

3) +

4) +

5) -

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ (ИТОГ)

Путешествие закончилось. И я, вагоновожатая, хочу вас спросить. Как вы думаете, усвоили мы одно из правил, которого придерживаются жители Пунктограмминска. Будут они довольны Вами!

  • Что было главным в нашем путешествии?
  • Что было интересным?
  • Что нового сегодня узнали?
  • Чему научились?

VI. ДАЧА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ (ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК).

Параграф 33 упр.316 (319)

Урок завершён, до встречи на следующем уроке.

Презентация.