Урок по теме "Диалог". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


ЦЕЛИ:

  • Продолжить знакомство учащихся с прямой речью.
  • Учить правильно расставлять знаки препинания при диалоге.
  • Учить составлять, вести диалог; интонационно правильно читать диалог. 4.Обогащать словарный запас учащихся.
  • Развивать навыки работы в парах.
  • Развивать умение формулировать мысль, выбирать главное.
  • Воспитывать культуру общения: привести учащихся к убеждению, что нужно быть воспитанным, обходительным и вежливым собеседником.

Результаты обучения:

  • Личностные: осознание ответственности за произнесенное и написанное; интерес к созданию собственного текста — диалога, к ведению диалога.
  • Метапредметные: извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета, работать в группе, коммуникативно взаимодействовать с одноклассниками в процессе совместного выполнения задания; приходить к общему решению в совместной деятельности; создавать диалоги с учетом речевой ситуации.
  • Предметные: знать, что такое диалог, реплика; знать правило постановки знаков препинания при диалоге, схемы диалога; распознавать диалог; отличать диалог от прямой речи; определять реплики в диалоге; правильно ставить знаки препинания при диалоге; составлять диалоги на заданную тему по указанной схеме; вести диалог с опорой на предложенные этикетные слова.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедиа-проектор, презентация, DVD-диск с мультфильмом, рабочие тетради, учебник, тетради-справочники, карточки-схемы, карточки с индивидуальным заданием.

ХОД УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Минутка приятных воспоминаний.

- Предлагаю вам закрыть глаза, вспомнить о чём-то хорошем и улыбнуться.

- Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное доброе начало.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА ПРОШЛЫХ УРОКАХ

1. Индивидуальная работа на карточках. (Приложение 1)

 2. В это время для остальных учащихся устный фронтальный опрос по теме “Прямая речь и косвенная речь”.Вспоминаем материал предыдущих уроков:

- Что такое “прямая речь”?

(Прямая речь - это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Прямая речь сопровождается словами автора, в которых обычно указывается, кому принадлежит прямая речь.)

- Как на письме обозначается, выделяется “прямая речь”?

(Прямая речь выделяется кавычками, первое слово ее пишется с большой буквы. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие. После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак, а после любого из этих знаков - тире.)

3. Сравнение прямой и косвенной речи.

- записана фраза И.С.Тургенева двумя способами:

“Русский язык - великий дар великому народу”, - сказал И.С. Тургенев.

И.С.Тургенев сказал, что русский язык - великий дар великому народу.

Учащиеся читают, анализируют и делают вывод о том, что 1 фраза наиболее точная и выразительная, потому что в ней использована прямая речь.

4. Работа с карточками-схемами (карточки изготовлены учащимися к предыдущим урокам и сейчас активно используются для оперативного контроля).

(Учащиеся поднимают схему, которая строго соответствует предложению, озвучивают их, т.е. “читают” схему прямой речи.)

Рабочий материал:

Зайчик смотрит на меня и будто просит: “Не выдавай меня собакам!”А: “П!”

“Пускай живет, зайчат уму-разуму учит,” - подумал я. “П,”-а.

Я успел крикнуть ему вслед: “Только не беги!” А: “П!”

“Почему вы выбрали это место?” - поинтересовался Иван. “П?” - а.

Живи так, чтобы люди говорили про тебя: “Порядочный человек”. А: “П”.

“Среди вас не должно быть белоручек,” - сказал Витин дедушка. “П,” - а.

Народная мудрость гласит: “Доброе слово лучше всякой ласки”. “П,”-а.

 РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА. (вставить диалог)

1. Основные понятия сегодняшнего урока:

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.

Реплика – слова каждого лица в диалоге.

Диалог = прямая речь перед словами автора (без кавычек).

2. Постановка проблемы.

- Как вы уже догадались, тема нашего сегодняшнего урока “Диалог”. Но я вам предлагаю к концу нашего урока определить дополнительную тему, исходя из тематики упражнений и тем диалогов, рассматриваемых на уроке.

3. Словарная работа. Запись в словарики

- Диалог - диа - два логос - слово (греч.)

4. Работа с теоретическим материалом учебника п. 49 с. 103

5. Знаки препинания при диалоге.

Диалог на письме выделяется почти так же, как и прямая речь, но есть и отличия:

  • отсутствуют кавычки;
  • каждая реплика пишется с начала строки и перед ней ставится тире.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

1. Работа с дидактическим материалом. (Приложение 2)

- Прочитайте стихотворение, определите его главную мысль, рассмотрите особенности диалога.

  • В каких репликах диалога отразилась вежливость и внимательное отношение друг к другу его участников?
  • Какие предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске использованы?
  • Как это отразилось в пунктуации диалога?

Выпишите предложение с обращением. Постройте схему.

2. Работа с учебником. Упр. 245 (письменно) - самостоятельно, с последующей взаимопроверкой.

3. Развитие речи. Ролевая игра. Составление устных диалогов.

  • 1 группа Упр. 248
  • 2 группа Упр. 246
  • 3 группа Упр. 249

Рассуждение о необходимости использования в диалоге “слов вежливости”.

 (См. учебник с. 105, Упр. 249)

(Начиная разговор по телефону, не забудь поздороваться. Обращаясь к кому-нибудь с просьбой, вспомни слова пожалуйста, извините, будьте добры, спасибо. По окончании разговора не забудь попрощаться.)

4. Решение речевых задач в игровой форме.

Ученики выбирают карточки, на которых с обратной стороны написаны проблемные речевые ситуации. (Приложение 3)

  1. Поинтересоваться у прохожих, как пройти к театру.
  2. Вы - покупатель в магазине. Узнайте, сколько стоит булка хлеба.
  3. Разговор в кассе кинотеатра. Узнайте, какие фильмы идут и купите билеты.
  4. Автобус. Как выйти на нужной, незнакомой вам остановке?
  5. Телефонная справочная служба. Задайте нужный вопрос.

Учащиеся обыгрывают эти ситуации, показав самое главное - как вежливо вести диалог.

5. Работа с учебником ( Упр.274) – письменно.

Разбираем диалог коллективно. Запись на доске первых двух реплик. Остальные предложения самостоятельно.

ИТОГИ УРОКА.

- Продолжите фразу: “Сегодня я узнал(а), что…

- Чем отличается прямая речь от диалога? (см. на доске схемы знаков препинания при прямой речи и при диалоге )

 - Чему я научился (-лась) сегодня на уроке?

- Какие правила важно соблюдать при диалоге особенно с незнакомыми людьми, людьми старшего возраста?

- Какие “волшебные” слова необходимо использовать в устном диалоге?

- В начале урока я просила вас определить дополнительную тему урока. Какая это тема?

(“Нужно быть вежливыми”, “Будьте вежливы” и т.п.)

КОММЕНТИРОВАНИЕ ОЦЕНОК.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Выписать отрывки из сказок, где встречается диалог.

Приложение 1

Вставить пропущенные буквы. Расставить знаки препинания при прямой речи. Построить схему предложения.

Незнакомец спросил с .рдито Который час. Мальчик испуг..нно прош..птал Не знаю.

_________________________________________________________

Вставить пропущенные буквы. Расставить знаки препинания при прямой речи. Построить схему предложения.

Смотрите, в неб . журавли закричал кто-то. Возвращайтесь к нам в..сной кр .чали вслед журавлям р..бята.

Приложение 3

Поинтересоваться у прохожих, как пройти к театру.

__________________________________________________________

Вы - покупатель в магазине. Узнайте, сколько стоит булка хлеба.

_________________________________________________________

Разговор в кассе кинотеатра. Узнайте, какие фильмы идут и купите билеты.

_________________________________________________________

Автобус. Как выйти на нужной, незнакомой вам остановке?

_________________________________________________________

Телефонная справочная служба. Задайте нужный вопрос.

_________________________________________________________

Приложение 2

АНАЛИЗ ТЕКСТА

  1. Прочитайте стихотворение.
  2. Определите его главную мысль.
  3. Рассмотрите особенности диалога.

Ёж фонарик не включил
Из лесной гнилушки
И на ёлку наскочил
Ночью на опушке.

Как твои иголки?
– Ёж спросил у елки.
Все целы. А как твой нос?
Целый! - Ёжик произнес.
Извини! - промолвил Ёж,
Еле сдерживая дрожь.

- Извини и ты, сосед,
- Ёлка скрипнула в ответ.
Ёж и ёлка при ночной Встрече на опушке
Не сказали ни одной Колкости друг дружке.

  • В каких реплика диалога отразилась вежливость и внимательное отношение друг к другу его участников?
  • Какие предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске использованы?
  • Как это отразилось в пунктуации диалога?
  • Выпишите предложение с обращением. Постройте схему.