ЦЕЛИ:
- Продолжить знакомство учащихся с прямой речью.
- Учить правильно расставлять знаки препинания при диалоге.
- Учить составлять, вести диалог; интонационно правильно читать диалог. 4.Обогащать словарный запас учащихся.
- Развивать навыки работы в парах.
- Развивать умение формулировать мысль, выбирать главное.
- Воспитывать культуру общения: привести учащихся к убеждению, что нужно быть воспитанным, обходительным и вежливым собеседником.
Результаты обучения:
- Личностные: осознание ответственности за произнесенное и написанное; интерес к созданию собственного текста — диалога, к ведению диалога.
- Метапредметные: извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета, работать в группе, коммуникативно взаимодействовать с одноклассниками в процессе совместного выполнения задания; приходить к общему решению в совместной деятельности; создавать диалоги с учетом речевой ситуации.
- Предметные: знать, что такое диалог, реплика; знать правило постановки знаков препинания при диалоге, схемы диалога; распознавать диалог; отличать диалог от прямой речи; определять реплики в диалоге; правильно ставить знаки препинания при диалоге; составлять диалоги на заданную тему по указанной схеме; вести диалог с опорой на предложенные этикетные слова.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедиа-проектор, презентация, DVD-диск с мультфильмом, рабочие тетради, учебник, тетради-справочники, карточки-схемы, карточки с индивидуальным заданием.
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Минутка приятных воспоминаний.
- Предлагаю вам закрыть глаза, вспомнить о чём-то хорошем и улыбнуться.
- Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное доброе начало.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА ПРОШЛЫХ УРОКАХ
1. Индивидуальная работа на карточках. (Приложение 1)
2. В это время для остальных учащихся устный фронтальный опрос по теме “Прямая речь и косвенная речь”.Вспоминаем материал предыдущих уроков:
- Что такое “прямая речь”?
(Прямая речь - это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Прямая речь сопровождается словами автора, в которых обычно указывается, кому принадлежит прямая речь.)
- Как на письме обозначается, выделяется “прямая речь”?
(Прямая речь выделяется кавычками, первое слово ее пишется с большой буквы. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие. После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак, а после любого из этих знаков - тире.)
3. Сравнение прямой и косвенной речи.
- записана фраза И.С.Тургенева двумя способами:
“Русский язык - великий дар великому народу”, - сказал И.С. Тургенев.
И.С.Тургенев сказал, что русский язык - великий дар великому народу.
Учащиеся читают, анализируют и делают вывод о том, что 1 фраза наиболее точная и выразительная, потому что в ней использована прямая речь.
4. Работа с карточками-схемами (карточки изготовлены учащимися к предыдущим урокам и сейчас активно используются для оперативного контроля).
(Учащиеся поднимают схему, которая строго соответствует предложению, озвучивают их, т.е. “читают” схему прямой речи.)
Рабочий материал:
Зайчик смотрит на меня и будто просит: “Не выдавай меня собакам!”А: “П!”
“Пускай живет, зайчат уму-разуму учит,” - подумал я. “П,”-а.
Я успел крикнуть ему вслед: “Только не беги!” А: “П!”
“Почему вы выбрали это место?” - поинтересовался Иван. “П?” - а.
Живи так, чтобы люди говорили про тебя: “Порядочный человек”. А: “П”.
“Среди вас не должно быть белоручек,” - сказал Витин дедушка. “П,” - а.
Народная мудрость гласит: “Доброе слово лучше всякой ласки”. “П,”-а.
РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА. (вставить диалог)
1. Основные понятия сегодняшнего урока:
Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.
Реплика – слова каждого лица в диалоге.
Диалог = прямая речь перед словами автора (без кавычек).
2. Постановка проблемы.
- Как вы уже догадались, тема нашего сегодняшнего урока “Диалог”. Но я вам предлагаю к концу нашего урока определить дополнительную тему, исходя из тематики упражнений и тем диалогов, рассматриваемых на уроке.
3. Словарная работа. Запись в словарики
- Диалог - диа - два логос - слово (греч.)
4. Работа с теоретическим материалом учебника п. 49 с. 103
5. Знаки препинания при диалоге.
Диалог на письме выделяется почти так же, как и прямая речь, но есть и отличия:
- отсутствуют кавычки;
- каждая реплика пишется с начала строки и перед ней ставится тире.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.
1. Работа с дидактическим материалом. (Приложение 2)
- Прочитайте стихотворение, определите его главную мысль, рассмотрите особенности диалога.
- В каких репликах диалога отразилась вежливость и внимательное отношение друг к другу его участников?
- Какие предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске использованы?
- Как это отразилось в пунктуации диалога?
Выпишите предложение с обращением. Постройте схему.
2. Работа с учебником. Упр. 245 (письменно) - самостоятельно, с последующей взаимопроверкой.
3. Развитие речи. Ролевая игра. Составление устных диалогов.
- 1 группа Упр. 248
- 2 группа Упр. 246
- 3 группа Упр. 249
Рассуждение о необходимости использования в диалоге “слов вежливости”.
(См. учебник с. 105, Упр. 249)
(Начиная разговор по телефону, не забудь поздороваться. Обращаясь к кому-нибудь с просьбой, вспомни слова пожалуйста, извините, будьте добры, спасибо. По окончании разговора не забудь попрощаться.)
4. Решение речевых задач в игровой форме.
Ученики выбирают карточки, на которых с обратной стороны написаны проблемные речевые ситуации. (Приложение 3)
- Поинтересоваться у прохожих, как пройти к театру.
- Вы - покупатель в магазине. Узнайте, сколько стоит булка хлеба.
- Разговор в кассе кинотеатра. Узнайте, какие фильмы идут и купите билеты.
- Автобус. Как выйти на нужной, незнакомой вам остановке?
- Телефонная справочная служба. Задайте нужный вопрос.
Учащиеся обыгрывают эти ситуации, показав самое главное - как вежливо вести диалог.
5. Работа с учебником ( Упр.274) – письменно.
Разбираем диалог коллективно. Запись на доске первых двух реплик. Остальные предложения самостоятельно.
ИТОГИ УРОКА.
- Продолжите фразу: “Сегодня я узнал(а), что…
- Чем отличается прямая речь от диалога? (см. на доске схемы знаков препинания при прямой речи и при диалоге )
- Чему я научился (-лась) сегодня на уроке?
- Какие правила важно соблюдать при диалоге особенно с незнакомыми людьми, людьми старшего возраста?
- Какие “волшебные” слова необходимо использовать в устном диалоге?
- В начале урока я просила вас определить дополнительную тему урока. Какая это тема?
(“Нужно быть вежливыми”, “Будьте вежливы” и т.п.)
КОММЕНТИРОВАНИЕ ОЦЕНОК.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Выписать отрывки из сказок, где встречается диалог.
Приложение 1
Вставить пропущенные буквы. Расставить знаки препинания при прямой речи. Построить схему предложения.
Незнакомец спросил с .рдито Который час. Мальчик испуг..нно прош..птал Не знаю.
_________________________________________________________
Вставить пропущенные буквы. Расставить знаки препинания при прямой речи. Построить схему предложения.
Смотрите, в неб . журавли закричал кто-то. Возвращайтесь к нам в..сной кр .чали вслед журавлям р..бята.
Приложение 3
Поинтересоваться у прохожих, как пройти к театру.
__________________________________________________________
Вы - покупатель в магазине. Узнайте, сколько стоит булка хлеба.
_________________________________________________________
Разговор в кассе кинотеатра. Узнайте, какие фильмы идут и купите билеты.
_________________________________________________________
Автобус. Как выйти на нужной, незнакомой вам остановке?
_________________________________________________________
Телефонная справочная служба. Задайте нужный вопрос.
_________________________________________________________
Приложение 2
АНАЛИЗ ТЕКСТА
- Прочитайте стихотворение.
- Определите его главную мысль.
- Рассмотрите особенности диалога.
Ёж фонарик не включил
Из лесной гнилушки
И на ёлку наскочил
Ночью на опушке.
Как твои иголки?
– Ёж спросил у елки.
Все целы. А как твой нос?
Целый! - Ёжик произнес.
Извини! - промолвил Ёж,
Еле сдерживая дрожь.
- Извини и ты, сосед,
- Ёлка скрипнула в ответ.
Ёж и ёлка при ночной Встрече на опушке
Не сказали ни одной Колкости друг дружке.
- В каких реплика диалога отразилась вежливость и внимательное отношение друг к другу его участников?
- Какие предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске использованы?
- Как это отразилось в пунктуации диалога?
- Выпишите предложение с обращением. Постройте схему.