Главная дидактическая цель урока: научить учащихся применять способ действия при выборе гласных О–А в корнях -раст-, -ращ-, -рос-.
Задачи:
– по достижению личностных результатов: развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью (письменной – в части прописных умений в корнях с чередованием О–А; устной – в части выстраивания диалога с учителем и одноклассниками);
– по достижению метапредметных результатов: развитие исследовательской компетентности учащихся; воспитание бережного отношения к природе.
– по достижению предметных результатов: формирование навыка правописания корней -раст-, -ращ-, -рос-.
Оборудование урока: интерактивная доска, опорные таблицы, раздаточный материал.
Этапы урока | Содержание этапов урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент (2 мин.). | Создание условий для изучения нового материала. Эмоциональный и интеллектуальный настрой на предстоящую работу. |
Приветствие учащихся и просьба проверить готовность
рабочего места. Объявление темы урока, беседа о результатах деятельности и о том, как их достичь (развитие коммуникативных и регулятивных УУД). Задача – подвести к тому, что первый шаг для усвоения нового – это проверка тех умений и навыков, которые для этого понадобятся. |
Подготовка рабочего места. Настрой на предстоящую работу. |
2. Проверка домашнего задания (3 мин.).
Цели: |
Повторение правописания корней -лаг-, -лож-. Прил..гать, перел..жить, сл..гаемое, обл..жили, дол..жить, отл..жить, предл..гать, сл..жить. |
Работа со словами. – В каких морфемах находится орфограмма? Рассказать правило о правописании корней -лаг-, -лож- (орф. №12 ). |
Запись слов в 2 столбика. Объяснение правописания корней -лаг-, -лож-. Проверка по экрану. |
3.Формирование новых знаний (15 мин.). Цель: |
1. Словарный диктант.
Листья растения, молодая поросль, кусты разрастаются, морские водоросли, растительный мир, выращенный сад, росток розы, густые заросли, отрастить чёлку. Самопроверка. 2. Изучение таблицы №1 (по экрану) раСТи выраЩенный подроСла 3. Выполнение заданий на компьютере. Р..сти возр..ст прир..сли 4. Таблица №2 (по экрану) Исключения: росток, отрасль, ростовщик, Ростов, Ростислав. |
В результате наблюдений подведение учащихся к
самостоятельным выводам. Формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать. Закрепление полученных знаний. Мотивированный поиск, способствующий запоминанию слов – исключений. Проверка умений различать существительные и глаголы. |
Выявление своих ошибок.
Участие в коллективном обсуждении. Изучив запись на таблице, делают выводы: в словах с корнями -раст-, -ращ- пишется а, с корнем -рос- пишется о. Проверка по контрольной программе, выявление слов-исключений. Нахождение существительных, глаголов, определение их признаков. Чтение содержания таблицы, исправление ошибок, объяснение значения слов-исключений. Игра “Кто больше?”: составление словосочетаний. |
4. Формирование умений и навыков (22 мин.). Цель: |
1. Объяснительный диктант. Объяснить правописание корней, значение пословиц. Где сосна взросла, там она и красна. Глядя на лес, не вырастешь. Испокон века книга растит человека. Живи своим умом, а честь расти трудом. 2. Синтаксический разбор
предложения (по группам). 3. Выписать слова с корнями -раст-, -рос- (8 слов). Доказать, что
выписали правильно. 4. Прочитать предложения. Заменить их словами-синонимами. 5. Списать текст, вставляя пропущенные буквы. |
Развитие самостоятельности мышления на основе
полученной информации; развитие способности излагать точку зрения.
Формирование умения “видеть” предложение, его основу. Воспитание чувства взаимоподдержки, личной ответственности. Индивидуальная работа со слабыми учащимися. Проверка умений различать а, о в корнях -раст-, -ращ-, -рос-, выделять корень в словах (орф. №13). Развитие речи учащихся, обогащение их синонимами, закрепление умения различать слова с данными корнями. Закрепление и проверка правописных умений (по корням –раст-, -ращ-, -рос-). Развитие логически построенной речи учащихся. Организация групповой работы по проверке работы. |
Работа по группам с использованием таблиц. Синтаксический разбор предложения: “Возраст зелёной аптеки исчисляется веками”. Объяснение правописания слова возраст. Проверка выполнения. Доказывают, что в выписанных ими словах -раст-, -рос- являются корнями. Выразительное чтение, определение синонимов. Участие в коллективном обсуждении. |
5. Обобщение изученного (3 мин.). Задание на дом. Цель: |
1. Написать сочинение-миниатюру “Лекарственные
растения” (для 1 группы). 2. Составить сообщение о правописании корней -раст-, -ращ-, -рос- (для 2 группы), выполнив упр. 455. 3. Подготовить выступление по теме “Как бы я объяснил(а) правописание корней -раст-, -ращ-, -рос- своим друзьям из 5 класса?” (Для 3 группы.) |
Организация обсуждения (со всем классом) вопроса о том,
что нужно, чтобы грамотно писать корни с чередованием гласных О–А.
(Нужно тренировать внимательность –способность видеть эти условия в
тексте.) Мотивация учащихся на выполнение домашнего задания. |
Участие в обсуждении с одноклассниками и учителем вопроса о том, что нужно, чтобы грамотно писать корни с чередованием гласных О–А. |