Правописание корней -раст-, -ращ-, -рос-

Разделы: Русский язык


Главная дидактическая цель урока: научить учащихся применять способ действия при выборе гласных О–А в корнях -раст-, -ращ-, -рос-.

Задачи:

по достижению личностных результатов: развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью (письменной – в части прописных умений в корнях с чередованием О–А; устной – в части выстраивания диалога с учителем и одноклассниками);

– по достижению метапредметных результатов: развитие исследовательской компетентности учащихся; воспитание бережного отношения к природе.

– по достижению предметных результатов: формирование навыка правописания корней -раст-, -ращ-, -рос-.

Оборудование урока: интерактивная доска, опорные таблицы, раздаточный материал.

Этапы урока Содержание этапов урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент (2 мин.). Создание условий для изучения нового материала.

Эмоциональный и интеллектуальный настрой на предстоящую работу.

Приветствие учащихся и просьба проверить готовность рабочего места.

Объявление темы урока, беседа о результатах деятельности и о том, как их достичь (развитие коммуникативных и регулятивных УУД). Задача – подвести к тому, что первый шаг для усвоения нового – это проверка тех умений и навыков, которые для этого понадобятся.

Подготовка рабочего места. Настрой на предстоящую работу.
2. Проверка домашнего задания (3 мин.).

Цели:
– развитие регулятивных и коммуникативных УУД;
– актуализация знаний, необходимых для усвоения новой темы.

Повторение правописания корней -лаг-,
-лож-.

Прил..гать, перел..жить, сл..гаемое, обл..жили, дол..жить, отл..жить, предл..гать, сл..жить.

Работа со словами.

– В каких морфемах находится орфограмма?

Рассказать правило о правописании корней -лаг-, -лож- (орф. №12 ).

Запись слов в 2 столбика.

Объяснение правописания корней -лаг-, -лож-. Проверка по экрану.

3.Формирование новых знаний (15 мин.).

Цель:
– развитие регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.

1. Словарный диктант.

Листья растения, молодая поросль, кусты разрастаются, морские водоросли, растительный мир, выращенный сад, росток розы, густые заросли, отрастить чёлку.

Самопроверка.

2. Изучение таблицы №1 (по экрану)

раСТи выраЩенный подроСла
выраСТи взраЩённый выроСла
-раст– -ращ– -рос-

3. Выполнение заданий на компьютере.

Р..сти возр..ст прир..сли
Р..сли р..стения разр..слись
Выр..сли выр..щенный ср..щение
Зар..сли подр..сти ср..щение
Вставить пропущенные буквы.

4. Таблица №2 (по экрану)

Исключения: росток, отрасль, ростовщик, Ростов, Ростислав.

В результате наблюдений подведение учащихся к самостоятельным выводам.

Формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать.

Закрепление полученных знаний.

Мотивированный поиск, способствующий запоминанию слов – исключений.

Проверка умений различать существительные и глаголы.

Выявление своих ошибок.

Участие в коллективном обсуждении.

Изучив запись на таблице, делают выводы: в словах с корнями -раст-, -ращ- пишется а, с корнем -рос- пишется о.

Проверка по контрольной программе, выявление слов-исключений.

Нахождение существительных, глаголов, определение их признаков.

Чтение содержания таблицы, исправление ошибок, объяснение значения слов-исключений. Игра “Кто больше?”: составление словосочетаний.

4. Формирование умений и навыков (22 мин.).

Цель:
– развитие регулятивных и коммуникативных УУД;
– развитие предметных навыков (орфографической зоркости).

1. Объяснительный диктант.
Объяснить правописание корней, значение пословиц.
Где сосна взросла, там она и красна.
Глядя на лес, не вырастешь.
Испокон века книга растит человека.
Живи своим умом, а честь расти трудом.

2. Синтаксический разбор предложения (по группам).
Индивидуально-групповая работа.

3. Выписать слова с корнями -раст-, -рос- (8 слов). Доказать, что выписали правильно.
Растущий, прорастающий, простейший,
росточек.
Простачок, выросли, оросили, подрастать.
Роскошный, расти, растаять, растворимый
Растительный, растолстеть, растение,
растяпа.
Возрастной, растрёпанный, расталкивать.
Проверка выполнения.

4. Прочитать предложения. Заменить их словами-синонимами.
Частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место (заросли).
Тебе надо несколько вырасти, стать старше (подрасти).
Молодой лес, побеги растений от корней, пней или семян (поросль)
Отдельная область деятельности, науки, производства (отрасль).

5. Списать текст, вставляя пропущенные буквы.
Р..стёт число людей, желающих общаться с природой. Р..стительность Татарстана чрезвычайно разнообразна.
Р..стения-первые лекарства человека. Выр..щивание лекарственных растений-острая необходимость.
Медицинская отр..сль промышленности должна заниматься поддерживанием зар..слей лекарственных р..стений и нар..щивать их производство.
Сбор лекарственных р..стений – большая трудоёмкая работа. Значительно удобнее собирать сырьё, когда р..стения образуют большие зар..сли.

Развитие самостоятельности мышления на основе полученной информации; развитие способности излагать точку зрения.

Формирование умения “видеть” предложение, его основу. Воспитание чувства взаимоподдержки, личной ответственности. Индивидуальная работа со слабыми учащимися.

Проверка умений различать а, о в корнях -раст-, -ращ-, -рос-, выделять корень в словах (орф. №13).

Развитие речи учащихся, обогащение их синонимами, закрепление умения различать слова с данными корнями.

Закрепление и проверка правописных умений (по корням –раст-, -ращ-, -рос-).

Развитие логически построенной речи учащихся.

Организация групповой работы по проверке работы.

Работа по группам с использованием таблиц.

Синтаксический разбор предложения:

“Возраст зелёной аптеки исчисляется веками”. Объяснение правописания слова возраст.

Проверка выполнения. Доказывают, что в выписанных ими словах -раст-, -рос- являются корнями.

Выразительное чтение, определение синонимов.

Участие в коллективном обсуждении.

5. Обобщение изученного (3 мин.).

Задание на дом.

Цель:
– развитие регулятивных УУД.

1. Написать сочинение-миниатюру “Лекарственные растения” (для 1 группы).

2. Составить сообщение о правописании корней -раст-, -ращ-, -рос- (для 2 группы), выполнив упр. 455.

3. Подготовить выступление по теме “Как бы я объяснил(а) правописание корней -раст-, -ращ-, -рос- своим друзьям из 5 класса?” (Для 3 группы.)

Организация обсуждения (со всем классом) вопроса о том, что нужно, чтобы грамотно писать корни с чередованием гласных О–А. (Нужно тренировать внимательность –способность видеть эти условия в тексте.)

Мотивация учащихся на выполнение домашнего задания.

Участие в обсуждении с одноклассниками и учителем вопроса о том, что нужно, чтобы грамотно писать корни с чередованием гласных О–А.