Наречие как часть речи

Разделы: Русский язык


Цель: повторить, обобщить и расширить сведения о наречии как части речи.

Задачи:

Образовательные:

  • совершенствовать умения определять признаки наречия как части речи;
  • учить определять синтаксическую роль наречий;
  • учить находить наречия в тексте среди сходных частей речи.

Развивающие:

  • продолжить формирование рефлексивной, коммуникативной, информационной компетенций обучающихся;
  • способствовать развитию связной речи учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и уважение к родному языку.

Тип урока: комбинированный.

Планируемый результат:

обучающиеся

  • знают основные понятия темы;
  • находят наречия в тексте и определяют их роль;
  • преобразовывают информацию;
  • формулируют собственную точку зрения;
  • составляют высказывание на лингвистическую тему.

Формы организации работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах, самоконтроль.

Оборудование урока: мультимедийное оборудование, раздаточный материал, рисунки.

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1. Оргмомент Проверяет готовность класса к уроку Мобилизуют готовность работать
2. Создание эмоционального настроя Показывает Рисунок 1:

- Ребята, какое, на ваш взгляд, отношение может иметь этот рисунок к нашему уроку?

Ответы детей (на рисунке изображён фразеологизм “работать спустя рукава”)
Показывает Рисунок 2:

- Выберите себе левый или правый вариант работы и запишите этот фразеологизм в тетрадь.

Записывают фразеологизм: “работать засучив рукава” или “работать спустя рукава”.
- Объясните отсутствие запятой в записанном выражении.

- Чем являются по отношению друг к другу эти фразеологизмы?

- Что такое антонимы?

Объяснения детей

- Антонимами.

Отвечают

3. Вызов мотивации - Отправляясь в путешествие, обязательно надо взять с собой...?

- Правильно! Мы с вами давно путешествуем по просторам русского языка, и запас знаний у нас приличный, надеюсь. Сможете продемонстрировать?

- Запасы!

 

-Да!

4.Орфографическая задача -Предлагаю сыграть в игру “Вратарь”. “Ловить” нашему вратарю придётся орфограмму “Гласные в приставках пре- / при-”.

- Кто желает защищать ворота?

(Последнее слово диктует учитель – “прекрасно”.)

Один ученик у доски, обозначая орфограммы, записывает слова, которые предлагают ему другие учащиеся. Все пишут эти же слова в тетрадях. Условие игры: называть слова только с указанной орфограммой; если ученик у доски допустил ошибку, значит, пропустил гол. По окончании игры учащиеся оценивают работу “вратаря”.
5. Проблемная ситуация - Произведите морфемный разбор последнего слова (прекрасно). - Чтобы правильно разобрать слово по составу, мы должны знать, какая это часть речи.
6. Решение проблемы - Придумайте и запишите такие предложения со словом “прекрасно”, чтобы было понятно, какая перед нами часть речи. Придумывают и записывают предложения. (Примерно: Праздничное утро прекрасно! Дети выступили на конкурсе прекрасно.)
7. Грамматическая задача - Произведите синтаксический разбор записанных предложений.

- Можем мы теперь произвести морфемный разбор слова “прекрасно”?

- Чем являются слова “прекрасно” по отношению друг к другу?

Производят синтаксический разбор.

- Да, можем. (Производят морфемный разбор)

Повторяют понятие омоформы.

8. Актуализация знаний по теме урока - Как же отличить наречие от других частей речи? Ответы детей
9. Сообщение темы урока - Какова же, по-вашему, тема нашего урока сегодня? Обоснуйте ответ.

Записывает тему урока на доске.

Версии учащихся и обоснование их.

Записывают тему урока в тетрадях.

10. Целеполагание - Какие цели мы поставим перед собой? Ответы учащихся.
11. Работа с теоретическим материалом - Слово нашему исследователю. Он получил предварительное задание исследовать слово “наречие” с этимологической точки зрения.

 

 

- Спасибо исследователю. А вот мнение А.С.Пушкина (на экране появляется запись): Наречие – особенная часть речи: и трудная, и интересная; а ещё она живописует глагол”. (А.С.Пушкин)

Сообщение ученика:

- Слово “наречие” имеет этимологический корень “реч-”, что значит “говорить”, “глаголить”. Получается, “наРЕЧие” = “наГЛАГОЛие”. Какой вывод можно сделать?

Предположения учащихся (о тесной связи наречия с глаголом)

12. Работа с учебником - Изучите теоретический материал на странице 92 учебника. Проанализируйте, что вы знали и что нового открыли. Работают с теоретическим материалом (учебник “Русский язык, 7 класс”, автор – М.Т.Баранов и др., 2013). Анализируют по схеме “знаю - узнал”.
13. Практикум - Выполните упражнение № 218 по правилу “Ты – мне, я – тебе” Знакомятся с заданием, затем спрашивают у соседа по парте, как он понял задание. В случае затруднения объясняют друг другу непонятное. После выполнения упражнения – взаимопроверка в парах.
14. Динамическая пауза - А теперь все тихо встали...
Мы как будто в лес попали.
Землянику собирали
И орехи доставали.
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели – вновь за дело!
Встают
Шаг на месте
Наклоны
Тянутся вверх
Наклоны
Повороты
Садятся
15.Исследовательская деятельность - Проведём небольшую исследовательскую работу. Поможет нам игра “Мы с вами знакомы”. Работаем в парах. Ваша задача – выписать из предложенных предложений словосочетания с наречиями, разобрать эти словосочетания и сделать вывод, к каким частям речи могут присоединяться наречия. Работают в парах с предложениями на карточке:

1) Мы очень хорошо отдохнули на перемене.

2) Ноябрь удивительно тёплый в этом году.

3) Сирень – это недолго цветущий кустарник.

4) Учитель, радостно улыбаясь, похвалил меня.

5) Мой друг живёт в доме напротив.

Выписывают словосочетания, при разборе отмечают, что грамматическая связь не выражена, так как наречие – неизменяемая часть речи. Делают вывод, что наречие может присоединяться по смыслу к глаголам, деепричастиям, причастиям, наречиям, прилагательным, существительным.

- Определите, синтаксическую роль наречий в данных предложениях. - Наречие является обстоятельством и определением.
16. Грамматическая задача - Мы уже несколько раз сказали, что наречие – неизменяемая часть речи. А если кто-то не согласится с этим тезисом, сумеем мы его доказать? Как? - Для этого нужно попытаться изменить словосочетание с наречием: дом напротив – в доме напротив (главное слово меняется, а наречие нет).

Приводят примеры других словосочетаний и записывают их в тетрадь.

17. Творческая работа - Вы искали наречия, имеющиеся в предложениях. Попробуйте данный текст дополнить своими наречиями, вставив их на месте пропусков. Работаем в парах. Текст на карточке:

_____наблюдаю из окна, как падает снег. Снежинки опускаются на землю _____ и _______. Такие большие, мохнатые хлопья, как пух. Только _____ хрупкие и изящные. Если _______ смотреть на них, кружащихся в свете фонаря, то может показаться, что они как будто танцуют под музыку, слышимую только ими.

(Для менее подготовленных учащихся на карточке имеются слова для справок: торжественно, часто, медленно, долго, очень.)

Подбирают наречия, зачитывают полученные тексты, наиболее удачный вариант все записывают в тетрадь.

18. Работа с текстом. - Определите тему, основную мысль записанного текста, тип речи, стилевую принадлежность. Выполняют задания учителя.
19. Составление высказывания на лингвистическую тему - Опираясь на текст, подготовьте высказывание о роли наречий в языке. Выступают с высказываниями на лингвистическую тему.
20. Рефлексия - Наш урок близится к концу. Проанализируйте, достигли ли мы поставленных целей. Что узнали о наречии?

- Что общего у наречия и только что изученного деепричастия?

Анализируют работу класса.

Обобщают полученные знания.

21. Создание слайда презентации - Зафиксируйте знания, полученные на уроке, в виде слайда презентации.

Демонстрирует на экране свой слайд.

Оформляют слайд в тетрадях.

 

Сопоставляют свою работу и работу учителя.

22. Подведение итогов, самооценка, домашнее задание - Начали урок с фразеологизмов. Вернёмся к рисунку 2 и оценим свою работу на уроке подходящим фразеологизмом. В этом нам также поможет карточка-самооценка.

- Подберите к записанному выражению синоним-наречие.

- Пополним запас знаний, выучив дома правило (стр.91-92), выполнив упражнение № 219 или № 220 (аналогичную работу мы проводили в классе). Для желающих – дополнительное творческое задание – составить словарик наречий для глагола “говорить”. Посмотрим, чей словарик окажется самым объёмным.

Записывают в тетрадь подходящий фразеологизм с рисунка или с карточки.

 

Отвечают, что такое синоним, и подбирают синонимичное наречие.

Записывают домашнее задание.

23. Мозговой штурм - В последнюю минутку урока представим себя переводчиками и объясним иностранцу (т.е. мне) некоторые непонятные выражения. Объяснить надо одним словом – наречием. Дети дают коллективный ответ.
Не в своей тарелке

Как в аптеке

С грехом пополам

Спустя рукава

Очертя голову

Душа в душу

Рукой подать

Кот наплакал

За тридевять земель

В поте лица

- неловко

- точно

- еле-еле

- плохо

- безрассудно

- мирно

- близко

- мало

- далеко

- усердно

24. Установка на дальнейшее мотивированное изучение русского языка. Оценивание. - Усердно изучайте русский язык и тогда, за какие бы тридевять земель вы ни попали, сумеете любому объяснить, насколько богат, красив и велик русский язык!

- На следующем уроке мы попытаемся открыть другие тайны наречия. Русский язык ещё много сюрпризов приготовил вам.

 
- А сейчас поставьте себе в дневник оценку за работу, улыбнитесь соседу и с лёгким сердцем шагайте дальше по великой стране знаний. Наш урок закончен. Спасибо за работу. Самооценка