Цель: повторить, обобщить и расширить сведения о наречии как части речи.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать умения определять признаки наречия как части речи;
- учить определять синтаксическую роль наречий;
- учить находить наречия в тексте среди сходных частей речи.
Развивающие:
- продолжить формирование рефлексивной, коммуникативной, информационной компетенций обучающихся;
- способствовать развитию связной речи учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к родному языку.
Тип урока: комбинированный.
Планируемый результат:
обучающиеся
- знают основные понятия темы;
- находят наречия в тексте и определяют их роль;
- преобразовывают информацию;
- формулируют собственную точку зрения;
- составляют высказывание на лингвистическую тему.
Формы организации работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах, самоконтроль.
Оборудование урока: мультимедийное оборудование, раздаточный материал, рисунки.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Оргмомент | Проверяет готовность класса к уроку | Мобилизуют готовность работать |
2. Создание эмоционального настроя | Показывает Рисунок 1:
- Ребята, какое, на ваш взгляд, отношение может иметь этот рисунок к нашему уроку? |
Ответы детей (на рисунке изображён фразеологизм “работать спустя рукава”) |
Показывает Рисунок 2:
- Выберите себе левый или правый вариант работы и запишите этот фразеологизм в тетрадь. |
Записывают фразеологизм: “работать засучив рукава” или “работать спустя рукава”. | |
- Объясните отсутствие запятой в
записанном выражении. - Чем являются по отношению друг к другу эти фразеологизмы? - Что такое антонимы? |
Объяснения детей - Антонимами. Отвечают |
|
3. Вызов мотивации | - Отправляясь в путешествие,
обязательно надо взять с собой...? - Правильно! Мы с вами давно путешествуем по просторам русского языка, и запас знаний у нас приличный, надеюсь. Сможете продемонстрировать? |
- Запасы!
-Да! |
4.Орфографическая задача | -Предлагаю сыграть в игру “Вратарь”.
“Ловить” нашему вратарю придётся орфограмму
“Гласные в приставках пре- / при-”. - Кто желает защищать ворота? (Последнее слово диктует учитель – “прекрасно”.) |
Один ученик у доски, обозначая орфограммы, записывает слова, которые предлагают ему другие учащиеся. Все пишут эти же слова в тетрадях. Условие игры: называть слова только с указанной орфограммой; если ученик у доски допустил ошибку, значит, пропустил гол. По окончании игры учащиеся оценивают работу “вратаря”. |
5. Проблемная ситуация | - Произведите морфемный разбор последнего слова (прекрасно). | - Чтобы правильно разобрать слово по составу, мы должны знать, какая это часть речи. |
6. Решение проблемы | - Придумайте и запишите такие предложения со словом “прекрасно”, чтобы было понятно, какая перед нами часть речи. | Придумывают и записывают предложения. (Примерно: Праздничное утро прекрасно! Дети выступили на конкурсе прекрасно.) |
7. Грамматическая задача | - Произведите синтаксический разбор
записанных предложений. - Можем мы теперь произвести морфемный разбор слова “прекрасно”? - Чем являются слова “прекрасно” по отношению друг к другу? |
Производят синтаксический разбор. - Да, можем. (Производят морфемный разбор) Повторяют понятие омоформы. |
8. Актуализация знаний по теме урока | - Как же отличить наречие от других частей речи? | Ответы детей |
9. Сообщение темы урока | - Какова же, по-вашему, тема нашего урока
сегодня? Обоснуйте ответ. Записывает тему урока на доске. |
Версии учащихся и обоснование их. Записывают тему урока в тетрадях. |
10. Целеполагание | - Какие цели мы поставим перед собой? | Ответы учащихся. |
11. Работа с теоретическим материалом | - Слово нашему исследователю. Он получил
предварительное задание исследовать слово
“наречие” с этимологической точки зрения.
- Спасибо исследователю. А вот мнение А.С.Пушкина (на экране появляется запись): Наречие – особенная часть речи: и трудная, и интересная; а ещё она живописует глагол”. (А.С.Пушкин) |
Сообщение ученика: - Слово “наречие” имеет этимологический корень “реч-”, что значит “говорить”, “глаголить”. Получается, “наРЕЧие” = “наГЛАГОЛие”. Какой вывод можно сделать? Предположения учащихся (о тесной связи наречия с глаголом) |
12. Работа с учебником | - Изучите теоретический материал на странице 92 учебника. Проанализируйте, что вы знали и что нового открыли. | Работают с теоретическим материалом (учебник “Русский язык, 7 класс”, автор – М.Т.Баранов и др., 2013). Анализируют по схеме “знаю - узнал”. |
13. Практикум | - Выполните упражнение № 218 по правилу “Ты – мне, я – тебе” | Знакомятся с заданием, затем спрашивают у соседа по парте, как он понял задание. В случае затруднения объясняют друг другу непонятное. После выполнения упражнения – взаимопроверка в парах. |
14. Динамическая пауза | - А теперь все тихо встали... Мы как будто в лес попали. Землянику собирали И орехи доставали. В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели – вновь за дело! |
Встают Шаг на месте Наклоны Тянутся вверх Наклоны Повороты Садятся |
15.Исследовательская деятельность | - Проведём небольшую исследовательскую работу. Поможет нам игра “Мы с вами знакомы”. Работаем в парах. Ваша задача – выписать из предложенных предложений словосочетания с наречиями, разобрать эти словосочетания и сделать вывод, к каким частям речи могут присоединяться наречия. | Работают в парах с предложениями на
карточке: 1) Мы очень хорошо отдохнули на перемене. 2) Ноябрь удивительно тёплый в этом году. 3) Сирень – это недолго цветущий кустарник. 4) Учитель, радостно улыбаясь, похвалил меня. 5) Мой друг живёт в доме напротив. Выписывают словосочетания, при разборе отмечают, что грамматическая связь не выражена, так как наречие – неизменяемая часть речи. Делают вывод, что наречие может присоединяться по смыслу к глаголам, деепричастиям, причастиям, наречиям, прилагательным, существительным. |
- Определите, синтаксическую роль наречий в данных предложениях. | - Наречие является обстоятельством и определением. | |
16. Грамматическая задача | - Мы уже несколько раз сказали, что наречие – неизменяемая часть речи. А если кто-то не согласится с этим тезисом, сумеем мы его доказать? Как? | - Для этого нужно попытаться изменить
словосочетание с наречием: дом напротив – в доме
напротив (главное слово меняется, а наречие нет). Приводят примеры других словосочетаний и записывают их в тетрадь. |
17. Творческая работа | - Вы искали наречия, имеющиеся в предложениях. Попробуйте данный текст дополнить своими наречиями, вставив их на месте пропусков. Работаем в парах. | Текст на карточке: _____наблюдаю из окна, как падает снег. Снежинки опускаются на землю _____ и _______. Такие большие, мохнатые хлопья, как пух. Только _____ хрупкие и изящные. Если _______ смотреть на них, кружащихся в свете фонаря, то может показаться, что они как будто танцуют под музыку, слышимую только ими. (Для менее подготовленных учащихся на карточке имеются слова для справок: торжественно, часто, медленно, долго, очень.) Подбирают наречия, зачитывают полученные тексты, наиболее удачный вариант все записывают в тетрадь. |
18. Работа с текстом. | - Определите тему, основную мысль записанного текста, тип речи, стилевую принадлежность. | Выполняют задания учителя. |
19. Составление высказывания на лингвистическую тему | - Опираясь на текст, подготовьте высказывание о роли наречий в языке. | Выступают с высказываниями на лингвистическую тему. |
20. Рефлексия | - Наш урок близится к концу.
Проанализируйте, достигли ли мы поставленных
целей. Что узнали о наречии? - Что общего у наречия и только что изученного деепричастия? |
Анализируют работу класса. Обобщают полученные знания. |
21. Создание слайда презентации | - Зафиксируйте знания, полученные на уроке, в виде слайда презентации. | Оформляют слайд в тетрадях.
Сопоставляют свою работу и работу учителя. |
22. Подведение итогов, самооценка, домашнее задание | - Начали урок с фразеологизмов. Вернёмся
к рисунку 2 и оценим свою работу на уроке
подходящим фразеологизмом. В этом нам также
поможет карточка-самооценка. - Подберите к записанному выражению синоним-наречие. - Пополним запас знаний, выучив дома правило (стр.91-92), выполнив упражнение № 219 или № 220 (аналогичную работу мы проводили в классе). Для желающих – дополнительное творческое задание – составить словарик наречий для глагола “говорить”. Посмотрим, чей словарик окажется самым объёмным. |
Записывают в тетрадь подходящий
фразеологизм с рисунка или с карточки.
Отвечают, что такое синоним, и подбирают синонимичное наречие. Записывают домашнее задание. |
23. Мозговой штурм | - В последнюю минутку урока представим себя переводчиками и объясним иностранцу (т.е. мне) некоторые непонятные выражения. Объяснить надо одним словом – наречием. | Дети дают коллективный ответ. |
Не в своей тарелке Как в аптеке С грехом пополам Спустя рукава Очертя голову Душа в душу Рукой подать Кот наплакал За тридевять земель В поте лица |
- неловко - точно - еле-еле - плохо - безрассудно - мирно - близко - мало - далеко - усердно |
|
24. Установка на дальнейшее мотивированное изучение русского языка. Оценивание. | - Усердно изучайте русский язык и тогда,
за какие бы тридевять земель вы ни попали,
сумеете любому объяснить, насколько богат,
красив и велик русский язык! - На следующем уроке мы попытаемся открыть другие тайны наречия. Русский язык ещё много сюрпризов приготовил вам. |
|
- А сейчас поставьте себе в дневник оценку за работу, улыбнитесь соседу и с лёгким сердцем шагайте дальше по великой стране знаний. Наш урок закончен. Спасибо за работу. | Самооценка |