Урок-путешествие с использованием ИКТ на тему "Правописание частицы "не" с именами существительными"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (381 кБ)


Цели и задачи урока:

  1. Обеспечить усвоение материала.
  2. Развивать навыки правописания «не» с именами существительными.
  3. Способствовать развитию интереса и любви к родному языку.

Ход урока

I. Орг. момент.

Цитата на экране:

Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно. (Б. Житков)

Учитель: Когда будет от учения “радостно и победно”?

Когда сможешь преодолеть себя, самостоятельно открыть что-то новое и, наверное, помочь другу.

Вы правы, вам сегодня, я надеюсь, предстоит испытать радость от учения.

Для начала нужно размяться. Итак, РАЗМИНКА ( спишите, вставляя пропущенные буквы):

ПутЕшествие, рюКзак, прИвал, кОстер, кОтелок, воСхождение, бЕречЬ, бЕседовать, мАршрут, мЕчта, раСсвет, фотоаППарат.

Объясните правописание слов.

Ответьте на вопросы:

Какой единой темой объединены слова? Какое слово является ключевым? Правильно. И это не случайно. Я приглашаю вас в путешествие к новым вершинам орфографии. Итак, вперед!

II. Развитие умений и навыков.

1. Повторение орфограммы по таблице:

– Рассмотрите схему.

Сделайте вывод, как пишется “НЕ” с именами существительными?

– Когда пишется слитно, когда раздельно?

2. Составление алгоритма орфограммы.

3. Закрепление изученного (устно).

ЗАДАНИЕ 1. Замените синонимом или близким по значению словосочетанием.

  1. Горе – несчастье.
  2. Ложь – неправда.
  3. Враг – недруг
  4. Рассеянность – невнимание.
  5. Сомнение – недоверие. ( «Проверим себя»)

ЗАДАНИЕ 2. Составьте и запишите предложения, в которых эти существительные с “НЕ” следует писать раздельно:

  • Не счастье, а горе сблизило людей.
  • Не правда, а ложь наносит непоправимый вред дружбе.
  • Не друг, а враг не скажет правду.
  • Не доверие, а сомнение закралось в сердце.

4. Тернист наш путь к познанию. Устали, значит, настало время привала. (ФИЗКУЛЬТМИНУТКА)

Послушайте сказку Бориса Заходера:

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица “НЕ”.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение?
Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разбериха.
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная.
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шел несуразный дотепа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна Смеяна…
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы “НЕ”.

Забавная сказка? Почему она такой получилась?

Назовите слова, от которых убежала частица “НЕ”.

ЗАДАНИЕ3. Запишите существительные, которые без “НЕ” не употребляются.

Недоумение, нелепость, неразбериха, незабудки, ненастье, неряха, недотепа, невежа, Несмеяна

Помогите разгадать путаницу.

Сидя в парке на скамейке, услышала я сказочный разговор. Ожили герои стихотворения Маршака “Кот и лодыри”. Лодыри с возмущением говорят: “Совсем кот обнаглел. Ругает нас за пропуски уроков, а сам не может ни номера на доме прочесть, ни одной буквы не знает. Полный невежа”. В чем ошиблись герои? Составьте словарную статью:

  • Невежа – это…
  • Невежда – это…

(Пока записывают, рассказать этимологию этих слов)

НЕВЕЖА – НЕВЕЖДА. Эти слова имели одно значение. Они были однокоренными со словом ведать, то есть знать. Интересно, что этот корень есть и в слове ВЕДЬМА: она знает все.

Человек, который мало знал, назывался невежа, а по-старославянски – невежда. В современном русском языке значения этих слов разошлись: невежда – тот, кто мало знает и не хочет знать больше. Невежа – это невежливый, невоспитанный человек. А слово ведьма в современном русском языке потеряло связь со словами невежа и невежда. (Ш.Журжина, Н.Костромина.)

ПРИВАЛ: подведение итогов на данном этапе по результатам выполненных заданий. (Физминутка) Составьте слово из начальных букв.

  1. Наука, изучающая постановку знаков препинания. (Пунктуация)
  2. Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению.( Омонимы)
  3. Слова, близкие по лексическому значению.(Синонимы)
  4. Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка.(Лексика)
  5. Гласная, которая пишется в сложных словах после твердых согласных. (О)
  6. Предложения, которые произносятся с особым чувством.(Восклицательные)
  7. Гласная после ц в слове цирк. (И)
  8. Продолжи фразу: “Правописание и –ы после…” (Ц)
  9. Гласная после ц в слове цыпленок. (Ы)

– Какое слово получилось? (пословицы).

– Что называется пословицами?

– Какую роль они играют в нашем языке?

1. Продолжите пословицу:

  1. Ученье свет, а (неученье – тьма)
  2. Охота пуще (неволи)
  3. (НЕ)работа сушит, а (забота).
  4. Жизнь прожить – (НЕ поле перейти)

2. Найди четвертое лишнее (устно): не правда, а ложь; не друг, а враг; не дом, а хижина; не счастье, а горе. Обоснуйте свой выбор.

III. Контроль за усвоением материала. Решение теста с последующей проверкой.

А1 Имя существительное пишется с НЕ раздельно:

  1. (НЕ) видимкою луна освещает снег летучий.
  2. Передо мной был (не)враг, а друг.
  3. (Не)известности уже не было.
  4. Мы остановились в (не)доумении.

А2 НЕ пишется слитно:

  1. Это (не)правда, а откровенная ложь.
  2. (Не)правду я не потерплю.
  3. Это надо считать (не)удачей, а случайностью.
  4. Царевна (Не)смеяна – героиня многих сказок.

А3 Имя существительное пишется с НЕ раздельно:

  1. Удивила (не)зависимость и резкость.
  2. Появилась (не)решительность, а какая – застенчивость.
  3. С (не)ряхой мало кто общается.
  4. (Не)счастье, а горе постигло нас.

А4 Слово с НЕ пишется слитно

  1. Вовремя письмо (не) отправили.
  2. Не все (не)настье, проглянет и красное солнышко.
  3. Кто рано сеет, тот семян (не) теряет.
  4. Мне сегодня (не)здоровится.

IV. Подведение итогов. Выставление и комментирование оценок.

Домашнее задание: § 43 (38), упр. №243