Виды предложений по количеству грамматических основ. Простые и сложные предложения. 5-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Цели урока:

  • Обучающие: повторить понятие главных членов предложения; сформировать умение выделять грамматическую основу предложения; научить различать сложные и простые предложения.
  • Развивающие:  способствовать развитию критического мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющиеся знания.
  • Воспитательные:  формировать интерес к русскому языку.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование урока: проектор, компьютер, презентация Microsoft Power Point, листы самооценки, цветные полоски, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вот опять звенит звонок.
Начинается урок.
Дети все за парты сели
И на доску поглядели!

Приветствие. Запись числа и «Классной работы».

Приготовьте листы самооценки и цветные полоски.

II. Актуализация изученного.

Роберт Стивенсон – известный английский писатель, автор знаменитой книги «Остров Сокровищ».

Мальчиком Стивенсон болел и целые дни и недели проводил в стране Кровати. Так он сам ее называл. Здесь мальчик жил в воображаемом мире, прекрасном и сказочном. Диван– это горы, ковер – глубокое море. Одеяло – снежные вершины.

Мы тоже сегодня отправимся в волшебное путешествие (СЛАЙД 1). Посмотрите на карту. Куда лежит сегодня наш путь?

  • Что такое предложение?
  • Что мы знаем о предложениях? Расскажите, рассмотрев карту.

Хотите познакомиться с жителями страны поближе? (СЛАЙД 2).

  • Кто главные члены этой семьи?
  • Назовите второстепенные члены.
  • Прочитайте предложение и дайте его характеристику по наличию грамматических основ.
  • По наличию второстепенных членов?
  • По цели высказывания?
  • По интонации?

III. Стадия вызова.

Мы продолжаем изучение раздела науки о языке, который называется «Синтаксис».

  • Выполните в тетрадях тест «Верные-неверные утверждения». Вы читаете данные на слайде утверждения, в тетрадях ставите номер и слово «да», «нет». Затем проверим, поменявшись тетрадями в парах. Оцените друг друга.
  • Проверим, как справились? Взаимопроверка, меняемся тетрадями.

IV. Стадия осмысления.

Какова же тема нашего урока? (СЛАЙД 3).

А какие виды предложений вы знаете?

Запишите тему урока в тетради.

Какова наша цель на уроке? (подвести к понятию простые\сложные).

(СЛАЙД 4.) Прочитайте. Вам понятна цель урока?

Какие задачи (шаги) надо выполнить, чтобы ее добиться?

Итак, отправляемся в путешествие по морю Знаний. Вы готовы к нему?

Поднимите на своем корабле зеленый флажок, если вы ничего не боитесь и уверены в себе.

Желтый – если сомневаетесь в своих силах.

Красный – боитесь, что ничего не получится.

У каждого из вас есть «бортовой журнал»– лист самооценки. Не забывайте вносить туда информацию.

V. Высаживаемся на острове Сокровищ в море Знаний.

На берегу рассыпаны бусинки-слова. Соберите из них бусы-предложение и запишите в тетрадях.

(СЛАЙД 5).

  • Перед вами одинаковое количество слов, почему же первый пример неясен?
  • ДОСКА: Выполните синтаксический разбор предложения, которое у вас получилось.

VI. А теперь отплываем к Таинственному острову (СЛАЙД 6). Нас ждет новое испытание.

  • Сравните предложения и сделайте вывод самостоятельно. Какова функция союза И?
  • Сравните простые предложения в составе сложного. Есть ли у сложного предложения категория распростаненности?

VII.  Продолжаем исследовать остров Размышляй.

  • (СЛАЙД 7). Прочитайте стихотворение.
  • Сколько здесь предложений? Почему такие разные ответы? (5 простых в составе сложного).
  • Представьте себе сложное предложение в виде дома. Из скольких этажей будет этот состоять? Назовите грамматические основы в предложениях.
  • Как отделяются друг от друга простые предложения на письме? А в устной речи?
  • Что общего у всех 5 этажей? (крыша – интонационная и смысловая законченность).
  • А простое предложение – это какой домик? (одноэтажный).
  • «Лови ошибку». Прочитайте простые предложения на слайде. Все ли с ними хорошо? (нарушены орфографические и речевые нормы).
  • Вывод какой? (Хотя есть смысловая и интонационная законченность, не соблюдены орфографические и речевые нормы).

ФИЗМИНУТКА «Рыбалка». Работаем веслами, смотрим в бинокль по сторонам, приветствуем аборигена, закидываем несколько раз удочку. Сайра. (СЛАЙД 8).

VIII. Причаливаем к материку – Учебнику.

  • Стр. 152. Просмотровое чтение.
  • Поставьте +, если этот материал вам уже известен.
  • ? – над чем будем работать?
  • Читаем материал более внимательно.
  • Вопросы после параграфа.
  • Отправляемся в южные страны, где растет кофе. А где он растет?
  • УПР. 413. Работа с текстом.

Читаем текст. Какова его основная мысль? (козы открыли для нас этот чудесный напиток)

  • Выполняем задания: 1 ученик выписывает на доску слова с пропусками, 1в.– работает с простыми предложениями, 2 в.– работают со сложными.
  • Характеризуем предложения по количеству грамматических основ.
  • СП – союзные или бессоюзные?

ДОСКА: какое предложение соответствует схеме: [ ], (что … ).

  • Придумайте словосочетания с существительным кофе. Орфоэпический словарик.

IX. Работа с кластером в парах.

Приложение 1.

Придумайте 3 предложения для кластера по картинкам на стр.154 самостоятельно. Какие это будут предложения? (простые, союзные и бессоюзные сложные)

X. Какова была цель урока?

  • (СЛАЙД 9). Мы достигли цели? Что мы для этого делали?
  • Оцените смайликами в «бортовых журналах» свою работу на уроке. Приложение 3.
  • Поднимите цветные флажки. Довольны ли вы своей работой на уроке?

XI. Стадия рефлексии.

У вас новая карта. (СЛАЙД 10). На какой остров вы сейчас отправитесь и что с собой возьмете? Чемодан, если материал урока вам пригодится; мясорубку, если материал урока вы еще доработаете дома; корзину, если материал оказался ненужным. Приложение 2.

Проверка 1-2 ответов.

Д/з: упр.420 или 416 на выбор.

Приложения.