Цели урока:
- Обучающие: повторить понятие главных членов предложения; сформировать умение выделять грамматическую основу предложения; научить различать сложные и простые предложения.
- Развивающие: способствовать развитию критического мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющиеся знания.
- Воспитательные: формировать интерес к русскому языку.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование урока: проектор, компьютер, презентация Microsoft Power Point, листы самооценки, цветные полоски, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вот опять звенит звонок.
Начинается урок.
Дети все за парты сели
И на доску поглядели!
Приветствие. Запись числа и «Классной работы».
Приготовьте листы самооценки и цветные полоски.
II. Актуализация изученного.
Роберт Стивенсон – известный английский писатель, автор знаменитой книги «Остров Сокровищ».
Мальчиком Стивенсон болел и целые дни и недели проводил в стране Кровати. Так он сам ее называл. Здесь мальчик жил в воображаемом мире, прекрасном и сказочном. Диван– это горы, ковер – глубокое море. Одеяло – снежные вершины.
Мы тоже сегодня отправимся в волшебное путешествие (СЛАЙД 1). Посмотрите на карту. Куда лежит сегодня наш путь?
- Что такое предложение?
- Что мы знаем о предложениях? Расскажите, рассмотрев карту.
Хотите познакомиться с жителями страны поближе? (СЛАЙД 2).
- Кто главные члены этой семьи?
- Назовите второстепенные члены.
- Прочитайте предложение и дайте его характеристику по наличию грамматических основ.
- По наличию второстепенных членов?
- По цели высказывания?
- По интонации?
III. Стадия вызова.
Мы продолжаем изучение раздела науки о языке, который называется «Синтаксис».
- Выполните в тетрадях тест «Верные-неверные утверждения». Вы читаете данные на слайде утверждения, в тетрадях ставите номер и слово «да», «нет». Затем проверим, поменявшись тетрадями в парах. Оцените друг друга.
- Проверим, как справились? Взаимопроверка, меняемся тетрадями.
IV. Стадия осмысления.
Какова же тема нашего урока? (СЛАЙД 3).
А какие виды предложений вы знаете?
Запишите тему урока в тетради.
Какова наша цель на уроке? (подвести к понятию простые\сложные).
(СЛАЙД 4.) Прочитайте. Вам понятна цель урока?
Какие задачи (шаги) надо выполнить, чтобы ее добиться?
Итак, отправляемся в путешествие по морю Знаний. Вы готовы к нему?
Поднимите на своем корабле зеленый флажок, если вы ничего не боитесь и уверены в себе.
Желтый – если сомневаетесь в своих силах.
Красный – боитесь, что ничего не получится.
У каждого из вас есть «бортовой журнал»– лист самооценки. Не забывайте вносить туда информацию.
V. Высаживаемся на острове Сокровищ в море Знаний.
На берегу рассыпаны бусинки-слова. Соберите из них бусы-предложение и запишите в тетрадях.
(СЛАЙД 5).
- Перед вами одинаковое количество слов, почему же первый пример неясен?
- ДОСКА: Выполните синтаксический разбор предложения, которое у вас получилось.
VI. А теперь отплываем к Таинственному острову (СЛАЙД 6). Нас ждет новое испытание.
- Сравните предложения и сделайте вывод самостоятельно. Какова функция союза И?
- Сравните простые предложения в составе сложного. Есть ли у сложного предложения категория распростаненности?
VII. Продолжаем исследовать остров Размышляй.
- (СЛАЙД 7). Прочитайте стихотворение.
- Сколько здесь предложений? Почему такие разные ответы? (5 простых в составе сложного).
- Представьте себе сложное предложение в виде дома. Из скольких этажей будет этот состоять? Назовите грамматические основы в предложениях.
- Как отделяются друг от друга простые предложения на письме? А в устной речи?
- Что общего у всех 5 этажей? (крыша – интонационная и смысловая законченность).
- А простое предложение – это какой домик? (одноэтажный).
- «Лови ошибку». Прочитайте простые предложения на слайде. Все ли с ними хорошо? (нарушены орфографические и речевые нормы).
- Вывод какой? (Хотя есть смысловая и интонационная законченность, не соблюдены орфографические и речевые нормы).
ФИЗМИНУТКА «Рыбалка». Работаем веслами, смотрим в бинокль по сторонам, приветствуем аборигена, закидываем несколько раз удочку. Сайра. (СЛАЙД 8).
VIII. Причаливаем к материку – Учебнику.
- Стр. 152. Просмотровое чтение.
- Поставьте +, если этот материал вам уже известен.
- ? – над чем будем работать?
- Читаем материал более внимательно.
- Вопросы после параграфа.
- Отправляемся в южные страны, где растет кофе. А где он растет?
- УПР. 413. Работа с текстом.
Читаем текст. Какова его основная мысль? (козы открыли для нас этот чудесный напиток)
- Выполняем задания: 1 ученик выписывает на доску слова с пропусками, 1в.– работает с простыми предложениями, 2 в.– работают со сложными.
- Характеризуем предложения по количеству грамматических основ.
- СП – союзные или бессоюзные?
ДОСКА: какое предложение соответствует схеме: [ ], (что … ).
- Придумайте словосочетания с существительным кофе. Орфоэпический словарик.
IX. Работа с кластером в парах.
Приложение 1.
Придумайте 3 предложения для кластера по картинкам на стр.154 самостоятельно. Какие это будут предложения? (простые, союзные и бессоюзные сложные)
X. Какова была цель урока?
- (СЛАЙД 9). Мы достигли цели? Что мы для этого делали?
- Оцените смайликами в «бортовых журналах» свою работу на уроке. Приложение 3.
- Поднимите цветные флажки. Довольны ли вы своей работой на уроке?
XI. Стадия рефлексии.
У вас новая карта. (СЛАЙД 10). На какой остров вы сейчас отправитесь и что с собой возьмете? Чемодан, если материал урока вам пригодится; мясорубку, если материал урока вы еще доработаете дома; корзину, если материал оказался ненужным. Приложение 2.
Проверка 1-2 ответов.
Д/з: упр.420 или 416 на выбор.