Проблема: Как на письме обозначить мягкость согласного звука?
Цели:
- активизировать представление учащихся о различии согласных по твёрдости — мягкости;
- обобщить представление о способах обозначения мягкости согласных;
- сформировать умение обозначать мягкость согласных буквами е, ё, ю, я, и;
- сформировать умение обозначать мягкость согласных мягким знаком.
Планируемые результаты:
Предметные:
- узнают о способах обозначения мягкости согласных;
- узнают особенности букв е, ё, ю, я;
- узнают особенности буквы и;
- научатся различать согласные по твёрдости - мягкости и обозначать мягкость согласных мягким знаком;
- научатся обозначать мягкость согласных буквами е, ё, ю, я;
- обозначать мягкость согласного буквой и;
- сравнивать количество букв и звуков в словах.
Универсальные учебные действия (УУД)
формирование работать в группе.
Личностные:
Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
Ход урока
1. Организационный момент (слайд 2,3).
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
- Проверьте готовность к уроку. Учебник, тетрадь, цветные карандаши (красный, синий, зелёный).
- Откройте тетради и запишите дату.
2. Чистописание. Словарная работа. (слайд 4,5,6,7)
- С какой работы мы всегда начинаем наши уроки русского языка? (чистописание).
- Какая задача стоит перед нами? (пиши красиво).
- Что значит “красиво”? (соблюдая наклон, высоту букв и т.д).
- Напишите только те слова, где правильно стоит ударение.
Алфави'т, яго'да, воробе'й, со'бака, сапоги', сапо'жник.
- Проверьте себя, выделите безударные гласные.
- Что можете сказать о словах сапоги и сапожник?
- Найти и выделить красиво написанные буквы и слова.
Распустились три цветка,
Спорят с ночи до утра,
Кто красивее, нежней,
Рассудите их скорей!
Лучшие буквы определите,
И кружочком их обведите!
3. Актуализация знаний
- На какие две группы делятся звуки?
(работа в группах)
- Всё, что мы знаем о звуках, вы отразите в таблице. Соберите таблички, составьте схему и сделайте вывод.
Таблички со словами на партах у каждой группы, дети собирают из них схему.
- А какие буквы не обозначают звуков? (ъ и ь)
4. Постановка темы урока. (слайд 8,9,10)
(на доске картина весны, включается тихая музыка Чайковского “Времена года”)
- Какой сегодня день недели? Какое число? Месяц?
- Прочитайте надпись на доске:
На дворе звенит капель
Это месяц наш апрель.
Апрель - это месяц какого времени года?
Правильно, это второй месяц весны. - Я записала несколько весенних слов. Прочитайте их.
КАПЛЯ
АПРЕЛЬ
СОСУЛЬКА
- Что можете отметить в них общего? (звук [л'] )
- Дайте характеристику звуку [л'].
- Одинаковым ли способом обозначим мягкость согласного звука [ л'] в этих словах на письме? (разными)
- Так о чём же мы сегодня на уроке будем говорить?
Сформулируйте тему урока.
Различные способы обозначения мягкости согласных на письме.
5. Работа по теме урока.
Обозначение мягкости согласных ь знаком. (слайд 11, 12)
Весной природа пробуждается от зимнего сна. Совершается множество чудес и открытий.
Сегодня на уроке проведём исследование, как же на письме обозначаются твердые и мягкие согласные звуки, в этом нам помогут фокусники.
Живёт в стране Грамматика Известный фокусник – Ь. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову, то оно делается совершенно неузнаваемым.
Фокусник Мягкий знак:
- Я фокусник! Я фокусник! Я умею превращать одни слова в другие.
Вот смотрите! Слово ЕЛ я превращаю (водит руками) в название дерева.
А теперь смотрите, как шест превращается в число.
Я великий волшебник! Я великий фокусник!
- Ребята, а кто может разгадать его фокус? (ь знак обозначает на письме мягкость согласных)
Правильно, ребята. А теперь мы с вами тоже попробуем превратить одни слова в другие.1 ученик у доски, остальные в тетрадях записываем.
Ест – есть, шест – шесть, пенки – пеньки, уголки – угольки, банка – банька.
Работа по учебнику. (слайд 14) Упражнение 1. Стр 81
- Прочитайте.
- Выпишите слова, в которых мягкость согласного обозначена ь знаком.
- подчеркните синим цветом твёрдые согласные, а зелёным мягкие согласные.
- Сколько букв и звуков в слове АПРЕЛЬ? Объясните. Произнесите согласные в этом слове. Какие из них твёрдые, а какие мягкие?
- Какая особенность в произношении мягких согласных звуков? (губы растягиваются в улыбке)
- Что происходит с согласными звуками, рядом с которыми стоит Ь.
- Какой вывод мы с вами сделаем?
Вывод: мягкость согласного звука обозначается на письме мягким знаком (Ь). (слайд 15)
Физминутка.
Обозначение мягкости согласных гласными буквами е, ё, ю, я, и. (слайд 17, 18 )
- Я тоже могу показывать фокусы, говорит второй фокусник Гласный. Посмотрите, как растение превращается в закрывающееся отверстие, например, в танке. (ЛУК – ЛЮК)
слово РОВ (дотрагиваются волшебной полочкой) превращается в громкий плач! (РОВ – РЁВ)
- В чём секрет фокуса? (Не только ь, но и гласные буквы е, ё, и, ю, я обозначают мягкость согласных.)
- Что вы можете рассказать о йотированных гласных? (в начале слова или после гласной, буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука. А после согласной один звук, и при этом согласная смягчается).
Работа на доске.
- Прочитайте слова. Нам надо эти слова поделить на две группы. Как вы думаете, на какие?
Лед, соль, вишня, пальто, уголь, клюква, деревня, полька.
(На две группы. В одну группу слова, в которых мягкость обозначена буквами и, е, ё, ю, я, а в другую группу слова, в которых мягкость согласных обозначена с помощью ь.)
Работа выполняется письменно. Выборочно ученики у доски по одному слову.
лед соль вишня пальто клюква уголь деревня полька
Работа по учебнику стр.82.
- Вспомните, как обозначаем твёрдые звуки на письме, и как мягкие. (квадратная скобка для обозначения звуков, если звук мягкий, то выделяем сверху запятой).
На партах рисунки:(лист, улитка, крыша), (кот, окно, нитки), (мел, арбуз, часы)
(должны получиться слова: люк, конь, мяч.)
Учитель. Вам нужно поймать первые звуки в словах и собрать новое слово, а потом записать.
Первый рисунок – лист.
Дети. Звук [л'].
Учитель. Улитка, какой первый звук?
Дети. Звук [у].
Учитель. А в слове крыша?
Дети. Звук [к].
Учитель. Кто собрал слово?
Дети. Слово люк. (Некоторые дети могут сказать лук, следует обратить их внимание, что первый звук мягкий [л'].)
Учитель. Как запишем слово?
Ученик записывает на доске.
Учитель. Как ты обозначил мягкость на письме?
Ученик. С помощью буквы ю.
Аналогично разбирается второе слово.
Учитель. Какое второе слово?
Дети. Конь.
Учитель. Как обозначить мягкость на письме?
Дети. С помощью мягкого знака.
Физминутка.
Щ, Ч, Й – всегда мягкие согласные. (слайд 19,20)
- Ребята, смотрите, а под этой шляпой скрылись буквы Щ,Ч,Й. Они говорят, что они заколдованные, им и фокусы не надо показывать.
- Что же это за колдовство? (звуки щ, ч, й всегда мягкие, их смягчать не надо)
- А какие согласные не поддаются фокусникам и остаются всегда твёрдыми? (ж,ш,ц)
Молодцы, ребята!
Друзья, я знаю это точно:
Должна быть в каждом деле [Т О Ч' К А]
- Мой знакомый ученик записал слово так. Кто прочитает вслух?
ТОЧЬКА
- Что вы заметили?
- С чем вы не согласны?
(звук [Ч'] всегда мягкий, то дополнительная мягкость ему не нужна)
- Хотя и, в стихотворении говорится, что должна быть точка в каждом деле, но сегодня на уроке мы точку ещё не ставим.
Ребята пока наши волшебники нам рассказывали о фокусах русского языка, гласные буквы тоже решили пошалить и поменялись местами. Вы должны будете вернуть гласные на место. Запишите предложения , исправьте все ошибки.
На берозах стучат датлы.
Серожа и Пета кормят индука.
У Вяли завали цвети.
Луся лубит вышни.
Ката грела утуг.
Смотрите какие красивые предложения у нас получились.
Найдите и подчеркните в предложении главные члены предложения. Давайте проверим.
6. Рефлексия. (слайд 21, 22, 23, 24, 25)
- Итак, я предлагаю сделать вам по нашему уроку вывод, как же обозначается на письме мягкость согласных.
Мягкий знак
Мягкий знак, мягкий знак
Без него нельзя никак,
Без него не написать
30, 20,10, 5.
Вместо есть напишем ест,
Вместо шесть получим шест.
Станут пенками пеньки
Уголками – угольки,
Банька в банку превратится.
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
О.Высоцкая
7. Итог урока
Ребята, давайте устроим сегодня в классе цветочную поляну. Оцените свою работу, как вы поработали. Если отлично то берёте красный цветок, если что то у вас не получилось, то жёлтый. А если же вы считаете, что работали на уроке плохо, то синий.