Тип урока: развитие речи.
Ведущая педагогическая технология: педагогическая мастерская.
Цель урока:
– познакомить со структурой, историей письма;
– расширять представления учащихся о роли и значении письма в частной жизни
человека;
– способствовать формированию умения составлять собственные письма с
учётом правил текстообразования;
– воспитывать активную социальную позицию ученика;
– воспитание интереса к письму.
Символ урока: письмо (конверт на доске), презентация (Приложение 1), памятка (Приложение 2).
Эпиграф к уроку:
Как хорошо, что люди придумали почту.
Возьмёшь кусочек души, положишь его в конверт,
заклеишь и бросишь его в другую душу –
ждущую и мятущуюся.
(Н.В. Гоголь “Мертвые души”.)
Ход урока
I. Организационный момент.
II. “Индукция” создание эмоционального настроя, включение чувств учеников.
– Здравствуйте, ребята. Все готовы к уроку? Тогда начнём наш урок.
Рисунок (Художник Даниэль Ф. Герхарц).
Рис. 1
Посмотрите на этот рисунок и попытайтесь составить устный рассказ. Кто изображён на картине? Дайте ей имя. Что она делает? Как вы думаете, хорошее письмо она пишет? А как вы узнали?
III. “Самоконструкция”.
Какие из предложенных слов станут ключевыми на сегодняшнем уроке?
Слова на карточках: АДРЕС, АДРЕСАНТ, АДРЕСАТ,
ПИСЬМО, ПОЧТА, ЭПИСТОЛЯРНЫЙ.
Словарная работа.
Адресант – тот, который отправляет письмо.
Адресат – тот, который получает письмо.
Адрес (фр. adresse и adresser – “направлять”):
Почтовый адрес – условная кодификация места нахождения объекта в пространстве, применяемая для целей почтовой связи.
Письмо (сообщéние) – написанный в компактной форме на бумаге или других материалах текст. Также письмо является важной перепиской между двумя и более адресатами.
Эпистолярный стиль – стиль речи, используемый при написании писем в частной переписке.
IV. Историческая справка.
Как вы думаете, на чём доставляли письмо к назначенному месту? Мы можем написать письмо в Америку, В Индию, в Турцию.
КЛАСТЕР.
На самолёте (воздушный путь).
В поезде (железнодорожный путь).
На кораблях (морской путь).
В специальных автомашинах,
На оленях, лошадях.
А кто доставляет письмо адресату?
– Почтальон.
– Правильно. Как вы думаете кто раньше доставлял письма к назначенному месту?
КЛАСТЕР.
Гонец.
– В давние времена никто гонцам не завидовал. Гонцами были самые бедные люди, поэтому у не было ни лошадей, ни оленей. Они должны пробегать очень дальний путь сам, чтобы доставить письмо. Когда уходил в чужую страну, то передавал своё имущество своим детям из страха, что не вернётся домой. На одиноко бегущего человека часто нападали дикие звери.
А по обычаям повелителей азиатских стран, гонцу, принёсшему плохие вести, могли запросто отрубить голову. И родители советовали сыновьям: будь кем угодно, только не гонцом.
Голубь.
– Когда ещё не было радио, рыбаки, уходившие на промысел два-три месяца, не могли дать о себе знать родным. Единственной надеждой был голубь, птица – вестник. Её использовали ещё египетские фараоны, персидские цари, греческие и римские полководцы.
Бывают случаи, когда голубиная почта действует и сегодня.
Бутылка.
– Есть ещё бутылочная почта. Она служит науке. С кораблей, изучающих мировой океан, сбрасывают в море стеклянные сосуды с письмами внутри. Нашедшего такой сосуд просят сообщить как можно точнее, где он выловлен, и отправить письмо научному институту по напечатанному на ней адресу.
Бочка.
– Конечно, бочка – это не очень-то надёжный способ послать известие из дальнего плавания. Найти бочку в волнах океана, пожалуй, не легче, чем иголку в стогу сена. Но всё-таки надежда есть.
– Ребята, кто догадался, о чём же мы будем говорить на уроке?
Сегодня познакомимся с историей письма, научимся правильно заполнять адрес письма, узнаем из каких частей состоит письмо и попытаемся написать письмо.
V. Целеполагание.
Итак, записываем сегодняшнее число.
Тема урока: Письмо как письменный речевой жанр.
– Скажите, ребята, на чем мы сегодня пишем письмо?
(На бумаге.)
Но когда ещё не изобрели бумагу, где писали письма?
Есть очень любопытных и интересных историй о происхождении письма. С этими историями вас познакомят ваши одноклассники.
Пронесёмся мысленно в государство Шумер, существовавший за 3 тысяч лет до нашей эры.
Рис. 2
“Говорящая глина”.
Рис. 3
Тут нарисовано что-то похожее на кусок мыла. Только исчерченный какими-то клинышками. Это письмо. Оно слеплено из глины. А клинышки – вместе привычных нам букв. Они продавлены на влажной глине трёхгранной тонкой палочкой из тростника. Клинышки разные, есть среди них значки, рисунки.
Люди, понимающие язык клинописи – так называется эта письменность, – прочтут, что нанесено палочкой на куске глины. Чтобы знаки не смазались, не потеряли форму, письмо обожгут в печи, оно станет твёрдым, прочным. Такие письма называют таблетками.
А конверт? Таблетку уложат в глиняную оболочку, процарапают на ней имя адресата и тоже обожгут.
При войнах и в торговле – свои секреты. Вот почему письма отправляли в глиняных конвертах. Такой не распечатаешь. Тот, кому предназначалось это письмо, осторожно разбивал конверт.
Папирус.
Рис. 4
Пока в соседних странах писали на глине, в Египте пользовались лёгким папирусом. Листы папируса получали из стволов болотного тростника. Макая кисточку писцы наносили на папирус знаки – иероглифы. Папирус свёртывали в трубочку, перевязывали и вручали послание гонцу.
Берестяная грамота.
Рис. 5
При раскопах в Киевской Руси учёных заинтересовали кусочки берёсты, верхнего слоя берёзовой коры. Оказалось, на берёстах тоже писали письма. Буквы не писали, а выдавливали заострёнными палочками из кости или дерева.
Шёлк.
Рис. 6
В Китае рисовали знаки на шёлке. Но шёлк был очень дорогим.
Но вот в начале нашей эры человечество получило первые листы бумаги. Китайские историки называют имя изобретателя: чиновник Цай-Лунь.
Первую бумагу получили из древесной коры и старых рыболовных снастей.
Сегодня её делают из леса. А ещё – из старых, исписанной бумаги, из ненужных книг, газет – макулатуры. Сдавать её на переработку двойная выгода. Сберегаются зелёные леса, а хлам превращается в новую бумагу.
Таким образом, сегодня мы пишем на бумаге.
VI. А что такое письмо? (Презентация.)
VII. Работа над Памяткой № 1.
Для того чтобы Ваше письмо было доставлено вовремя
к месту назначения, необходимо адресные данные адресата и отправителя на
всех видах конвертов указывать следующим образом: в верхнем левом углу указаны данные отправителя (от кого, откуда);в правой нижней части – реквизиты получателя (кому, куда):наименование адресата (для граждан это фамилия, имя, отчество);название улицы, номер дома, номер квартиры ;название населённого пункта (города, посёлка и т.д.);название района ;название края, республики ;название страны ,почтовый индекс .Адрес на конверте представляет собой простое предложение с однородными членами, поэтому слова должны разделяться друг от друга запятыми, а после сокращений ставится точка. И не забудьте наклеить на конверт почтовую марку. Теперь, когда вы знаете правила заполнения конверта, сможете отправить письмо, и оно вовремя дойдёт до адресата. ЖЕЛАЮ УДАЧИ! |
Учитель: Рассмотрите внимательно конверт, прочитайте Памятку.
Беседа по вопросам:
1) Что вы запишете в левом верхнем углу конверта?
2) Где нужно записать информацию об адресате?
3) Где следует записать индекс адресанта?
VIII. Работа над Памяткой № 2.
СТРУКТУРА ПИСЬМA
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПЕРЕПИСКИ
|
IX. Творческая работа в группах:
1-й этап: каждый пишет своё письмо;
2-й этап: каждое письмо читается и обсуждается в группе;
3-й этап: лучшее письмо корректируется.
X. “Афиширование”. Одно письмо от группы представляется классу, обсуждается содержание и композиция.
XI. “Разрыв”.
После обсуждения лучшего письма устно проводится работа над грамматическими и речевыми ошибками. (Приложение.)
XII. Рефлексия.
– что нового вы сегодня узнали,
– какими в разное время были письма,
– как подписывать конверт,
– как правильно писать письма.
Мы сегодня познакомились с тем, что такое письмо, зачем оно нужно, с основными правилами его написания и структурой. А теперь мы попробуем себя в этом нелегком деле.
XIII. Домашнее задание: каждому оформить своё письмо как страничку в сборник “Лучшие письма года”.
Урок окончен.
Литература.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1990.
- Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1991.
- Кублицкий Г. Письмо шло 5 тысячелетий. М.: Малыш, 1991.