Письмо как речевой жанр

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


Тип урока: развитие речи.

Ведущая педагогическая технология: педагогическая мастерская.

Цель урока:

– познакомить со структурой, историей письма;
– расширять представления учащихся о роли и значении письма в частной жизни человека;
способствовать формированию умения составлять собственные письма с учётом правил текстообразования;
– воспитывать активную социальную позицию ученика;
– воспитание интереса к письму.

Символ урока: письмо (конверт на доске), презентация (Приложение 1), памятка (Приложение 2).

Эпиграф к уроку: 

Как хорошо, что люди придумали почту.
Возьмёшь кусочек души, положишь его в конверт,
заклеишь и бросишь его в другую душу –
ждущую и мятущуюся.
(Н.В. Гоголь “Мертвые души”.)

Ход урока

I. Организационный момент.

II. “Индукция” создание эмоционального настроя, включение чувств учеников.

– Здравствуйте, ребята. Все готовы к уроку? Тогда начнём наш урок.

Рисунок (Художник Даниэль Ф. Герхарц).

Рис. 1

Посмотрите на этот рисунок и попытайтесь составить устный рассказ. Кто изображён на картине? Дайте ей имя. Что она делает? Как вы думаете, хорошее письмо она пишет? А как вы узнали?

III. “Самоконструкция”.

Какие из предложенных слов станут ключевыми на сегодняшнем уроке?

Слова на карточках: АДРЕС, АДРЕСАНТ, АДРЕСАТ,

ПИСЬМО, ПОЧТА, ЭПИСТОЛЯРНЫЙ.

Словарная работа.

Адресант – тот, который отправляет письмо.

Адресат – тот, который получает письмо.

Адрес (фр. adresse и adresser – “направлять”):

Почтовый адрес – условная кодификация места нахождения объекта в пространстве, применяемая для целей почтовой связи.

Письмо (сообщéние) – написанный в компактной форме на бумаге или других материалах текст. Также письмо является важной перепиской между двумя и более адресатами.

Эпистолярный стиль – стиль речи, используемый при написании писем в частной переписке.

IV. Историческая справка.

Как вы думаете, на чём доставляли письмо к назначенному месту? Мы можем написать письмо в Америку, В Индию, в Турцию.

КЛАСТЕР.

На самолёте (воздушный путь).

В поезде (железнодорожный путь).

На кораблях (морской путь).

В специальных автомашинах,
На оленях, лошадях.

А кто доставляет письмо адресату?

– Почтальон.

– Правильно. Как вы думаете кто раньше доставлял письма к назначенному месту?

КЛАСТЕР.

Гонец.

– В давние времена никто гонцам не завидовал. Гонцами были самые бедные люди, поэтому у не было ни лошадей, ни оленей. Они должны пробегать очень дальний путь сам, чтобы доставить письмо. Когда уходил в чужую страну, то передавал своё имущество своим детям из страха, что не вернётся домой. На одиноко бегущего человека часто нападали дикие звери.

А по обычаям повелителей азиатских стран, гонцу, принёсшему плохие вести, могли запросто отрубить голову. И родители советовали сыновьям: будь кем угодно, только не гонцом.

Голубь.

– Когда ещё не было радио, рыбаки, уходившие на промысел два-три месяца, не могли дать о себе знать родным. Единственной надеждой был голубь, птица – вестник. Её использовали ещё египетские фараоны, персидские цари, греческие и римские полководцы.

Бывают случаи, когда голубиная почта действует и сегодня.

Бутылка.

– Есть ещё бутылочная почта. Она служит науке. С кораблей, изучающих мировой океан, сбрасывают в море стеклянные сосуды с письмами внутри. Нашедшего такой сосуд просят сообщить как можно точнее, где он выловлен, и отправить письмо научному институту по напечатанному на ней адресу.

Бочка.

– Конечно, бочка – это не очень-то надёжный способ послать известие из дальнего плавания. Найти бочку в волнах океана, пожалуй, не легче, чем иголку в стогу сена. Но всё-таки надежда есть.

– Ребята, кто догадался, о чём же мы будем говорить на уроке?

Сегодня познакомимся с историей письма, научимся правильно заполнять адрес письма, узнаем из каких частей состоит письмо и попытаемся написать письмо.

V. Целеполагание.

Итак, записываем сегодняшнее число.

Тема урока: Письмо как письменный речевой жанр.

– Скажите, ребята, на чем мы сегодня пишем письмо?

(На бумаге.)

Но когда ещё не изобрели бумагу, где писали письма?

Есть очень любопытных и интересных историй о происхождении письма. С этими историями вас познакомят ваши одноклассники.

Пронесёмся мысленно в государство Шумер, существовавший за 3 тысяч лет до нашей эры.

Рис. 2

“Говорящая глина”.

Рис. 3

Тут нарисовано что-то похожее на кусок мыла. Только исчерченный какими-то клинышками. Это письмо. Оно слеплено из глины. А клинышки – вместе привычных нам букв. Они продавлены на влажной глине трёхгранной тонкой палочкой из тростника. Клинышки разные, есть среди них значки, рисунки.

Люди, понимающие язык клинописи – так называется эта письменность, – прочтут, что нанесено палочкой на куске глины. Чтобы знаки не смазались, не потеряли форму, письмо обожгут в печи, оно станет твёрдым, прочным. Такие письма называют таблетками.

А конверт? Таблетку уложат в глиняную оболочку, процарапают на ней имя адресата и тоже обожгут.

При войнах и в торговле – свои секреты. Вот почему письма отправляли в глиняных конвертах. Такой не распечатаешь. Тот, кому предназначалось это письмо, осторожно разбивал конверт.

Папирус.


Рис. 4

Пока в соседних странах писали на глине, в Египте пользовались лёгким папирусом. Листы папируса получали из стволов болотного тростника. Макая кисточку писцы наносили на папирус знаки – иероглифы. Папирус свёртывали в трубочку, перевязывали и вручали послание гонцу.

Берестяная грамота.


Рис. 5

При раскопах в Киевской Руси учёных заинтересовали кусочки берёсты, верхнего слоя берёзовой коры. Оказалось, на берёстах тоже писали письма. Буквы не писали, а выдавливали заострёнными палочками из кости или дерева.

Шёлк.


Рис. 6

В Китае рисовали знаки на шёлке. Но шёлк был очень дорогим.

Но вот в начале нашей эры человечество получило первые листы бумаги. Китайские историки называют имя изобретателя: чиновник Цай-Лунь.

Первую бумагу получили из древесной коры и старых рыболовных снастей.

Сегодня её делают из леса. А ещё – из старых, исписанной бумаги, из ненужных книг, газет – макулатуры. Сдавать её на переработку двойная выгода. Сберегаются зелёные леса, а хлам превращается в новую бумагу.

Таким образом, сегодня мы пишем на бумаге.

VI. А что такое письмо? (Презентация.)

VII. Работа над Памяткой № 1.

Для того чтобы Ваше письмо было доставлено вовремя к месту назначения, необходимо адресные данные адресата и отправителя на всех видах конвертов указывать следующим образом:

в верхнем левом углу указаны данные отправителя (от кого, откуда);

в правой нижней части– реквизиты получателя (кому, куда):

наименование адресата(для граждан это фамилия, имя, отчество);

название улицы, номер дома, номер квартиры;

название населённого пункта(города, посёлка и т.д.);

название района;

название края, республики;

название страны,

почтовый индекс.

Адрес на конверте представляет собой простое предложение с однородными членами, поэтому слова должны разделяться друг от друга запятыми, а после сокращений ставится точка. И не забудьте наклеить на конверт почтовую марку.

Теперь, когда вы знаете правила заполнения конверта, сможете отправить письмо, и оно вовремя дойдёт до адресата.

 ЖЕЛАЮ УДАЧИ!

Учитель: Рассмотрите внимательно конверт, прочитайте Памятку.

 Беседа по вопросам:

1) Что вы запишете в левом верхнем углу конверта?
2) Где нужно записать информацию об адресате?
3) Где следует записать индекс адресанта?

VIII. Работа над Памяткой № 2.

СТРУКТУРА ПИСЬМA
  1. Обращение к адресату. (Не забывай о запятых.)
  2. Начальные фразы.
  3. Содержание письма. (Изложений событий, логическое развитие мыслей.)
  4. Концовка (пожелание, приглашение, поздравление).
  5. Имя адресанта. (Подпись.)
  6. Возможна приписка P.S. (постскриптум – после написанного ).

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПЕРЕПИСКИ

  1. Мысли выражай сжато, точно и ясно.
  2. Добивайся живости, выразительности речи.
  3. Тон письма должен быть вежливым
  4. Будь внимателен к адресату и его вопросам.
  5. Помни правило: сначала о другом, потом о себе.
  6. Письмо должно быть интересным.
  7. Обязательно своевременно отвечай на полученное письмо.

IX. Творческая работа в группах:

1-й этап: каждый пишет своё письмо;
2-й этап: каждое письмо читается и обсуждается в группе;
3-й этап: лучшее письмо корректируется.

 X. “Афиширование”. Одно письмо от группы представляется классу, обсуждается содержание и композиция.

 XI. “Разрыв”.

 После обсуждения лучшего письма устно проводится работа над грамматическими и речевыми ошибками. (Приложение.)

XII. Рефлексия.

– что нового вы сегодня узнали,
– какими в разное время были письма,
– как подписывать конверт,
– как правильно писать письма.

Мы сегодня познакомились с тем, что такое письмо, зачем оно нужно, с основными правилами его написания и структурой. А теперь мы попробуем себя в этом нелегком деле.

XIII. Домашнее задание: каждому оформить своё письмо как страничку в сборник “Лучшие письма года”.

Урок окончен.

Литература.

  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1990.
  2. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1991.
  3. Кублицкий Г. Письмо шло 5 тысячелетий. М.: Малыш, 1991.