Тема урока "Словарные слова в ребусах"

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


В русском языке одной из трудных тем для изучения является работа со словами с непроверяемым написанием (словарными словами). Можно разделить словарные слова на группы по способу запоминания: полногласие, словообразование, ассоциативный метод, метод этимологической справки, проверка по сильной и слабой позициям, механическое запоминание. Как правило, написание этих слов приходится запоминать механически. Но осмысленное запоминание, безусловно, эффективнее. С помощью ребусов можно заинтересовать ребят, окунуть их в атмосферу игровой ситуации на уроке. Ребус – это игра, загадка, а учиться через игру, с использованием занимательных и развивающих заданий всегда интереснее. Ребусы относятся к разновидностям интеллектуальных, развивающих игр. Поэтому разгадывание ребусов на уроках и других занятиях развивает интеллект, память, внимание и кругозор учеников.

“Словарные слова в ребусах” - это презентация с подборкой словарных слов в виде ребусов к учебнику русского языка Т.Г.Рамзаевой (2 класс). Но данные словарные слова изучаются и по другим программам. Ниже перечислены правила разгадывания ребусов.

Чтобы решить ребус надо расшифровать его по частям, то есть записать подряд наименования всех изображённых букв, рисунков и цифр, а за тем разделить их на слова и составить по смыслу зашифрованный текст. Зная эти правила, можно самим составлять ребусы.

Правила разгадывания (составления) ребусов [3]:

Правило 1. Названия всех нарисованных предметов надо читать в именительном падеже. Умение правильно назвать изображённый на рисунке предмет представляет одну из главных трудностей при расшифровке ребусов. Часто предмет, изображённый в ребусе, может иметь несколько названий. Например: глаз и око, нога и лапа; или же предмет может иметь одно общее или одно конкретное название, например: рыба-общее название; сазан, карась, щука - конкретное названия. Подбирать нужно подходящее по смыслу чтение. Так, знак 1 в ребусе Р 1 А читается как “один”: РОДИНА, а в ребусе Ш 1 А как “кол”: ШКОЛА. Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.

Пример:

Правило 2. Если слева от рисунка стоят запятые, то нужно отбросить первые буквы слова (столько букв, сколько стоит запятых). Если запятые стоят справа от рисунка, следует отбросить последние буквы.

Пример:

Правило 3. Если часть слова произносится одинаково с числительным, то в ребусе можно изобразить её числами. Отдельные слоги в ребусе можно изображать при помощи нот.

Правило 4. Если над рисунком стоят цифры, значит, буквы надо читать в том порядке, который указан цифрами.

Пример:

Строчка вида 2,4,6,7 означает, что из слова необходимо использовать только буквы под номерами 2,4,6 и 7.

Пример:

Правило 5. Если над рисунком изображена зачёркнутая буква, значит, эту букву надо из полученного слова убрать.

Иногда бывают перечеркнуты номера букв с начала слова. Необходимо вычеркнуть только буквы с соответствующим порядковым номером.

Пример:

Было слово "ПАЛАЧ" стало "ПЛАЧ".

Правило 6. Если рядом с зачёркнутой буквой стоит другая или использована стрелка, показывающая переход от одной буквы к другой, значит, нужно заменить букву в слове.

Пример:

В ребусах рядом с рисунком или над ним могут стоять две буквы со знаком равно между ними. Это означает, что буква, находящаяся слева, заменяется второй буквой. Если указано равенство типа 2=Р, то следует вторую букву заменить на Р.

Пример:

  сачок - сучок

Правило 7. Если над рисунком между цифрами вставлена буква, это значит, что эту букву надо вставить в полученное слово между буквами, стоящими на местах, указанных цифрами.

Пример:

Правило 8. Если рисунок перевёрнут вверх ногами, то слово, соответствующее рисунку, надо читать справа налево.

В ребусах часто обыгрываются предлоги (правила 9–15):

Такие слова, как перед, над, на, под, за, при, у, о, в, как правило, в ребусах рисунком не изображаются, но выявляются из соответствующего положения букв и рисунков. Буквы могут быть изображены внутри других букв, над другими буквами, под и за ними. В таких случаях необходимо понять, в каких пространственных отношениях состоят изображенные буквы.

Правило 9. Если одна буква изображена в другой, то читаем так:

Правило 10. Если по одной букве изображена другая, то читаем так:

Такие части слова как с, к, из, от, по, и можно рисунком не изображать, а использовать их в качестве предлогов или союзов, указывающих отношение одного элемента ребуса к другому.

Правило 11. Если изображение одной буквы составлено из другой, много раз повторенной буквы, то читаем так:

Правило 12. Если буквы стоят рядом и дружно взялись за руки (обыгрывается предлог С), читаем так:

Правило 13. Если одна буква расположена рядом с другой (обыгрывается предлог У), читаем так:

Правило 14. Если одна буква направлена к другой, читаем так:

Правило 15. Если одна буква расположена сверху другой, то возможны различные чтения. Это взаимное расположение букв можно передать с помощью предлогов “на”, “над”, “под”. Примеры:

Если одна буква изображена перед другой (соответственно, эта другая оказывается за первой), то возможны чтения с предлогами “за” или “перед”.

Список литературы.

1. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2 класс. В 2 ч.: Учебник. - М.: Дрофа; Московские учебники, 2011. — 128 с.

2. http://images.yandex.ru (картинки для ребусов)

3. http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/SLOVESNIE_GOLOVOLOMKI.html?page=0,3#part-2015

4.  http://nazva.net/rubric/16/