Цели урока:
- обобщить теоретические сведения о способах передачи чужой речи;
- систематизировать представления о передаче чужой речи разными способами и о соотношении её со схематическим изображением;
- проконтролировать уровень владения пунктуационными навыками;
- конструировать примеры с разными способами передачи чужой речи в различном структурном и пунктуационном оформлении (в том числе в соответствии со схемами);
- вырабатывать умение анализировать цитаты о языке (для подготовки к написанию лингвистического сочинения части С2 ГИА);
- формировать и развивать коммуникативную и лингвистическую компетенцию;
- развивать интерес к изучению языка;
- воспитывать уважительное отношение к собеседнику во время диалога и осознанное отношение к языку.
ХОД УРОКА
При подготовке к уроку класс делится на группы, включающие в свой состав учеников разного уровня подготовленности (сильный, средние, слабые). Каждому из них отводится определённая роль: контролёр, практик, теоретик (в соответствии с уровнем знаний по теме, выявленным на предыдущих уроках).
Каждая группа в соответствии со своей темой получает теоретическое домашнее задание (повторить теорию по теме (контрольные вопросы стр.209-210). Практическое задание – подобрать не менее пяти высказываний о русском языке.
Группы знатоков:
- Прямой речи.
- Косвенной речи.
- Диалога.
- Цитат.
Раздаточный материал: матрица для обобщения знаний по теории, лист самоконтроля, тестовые задания.
1. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами открываем заседание клуба Знатоков «Чужой речи».
На доске протокол заседания и эпиграф к уроку.
Протокол:
- Теоретическая часть (коллективная работа).
- Теоретико-практическая часть (работа по группам).
- Проблемно-творческая часть (работа в парах).
- Тестовая часть (индивидуальная работа).
- Рефлексия.
1. Теоретическая часть заседания (Приложение 1)
– Посмотрите на доску. На ней вы видите слова
К.Г.Паустовского о русском языке. «Нет ничего
такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя
было бы передать русским словом».
– Эти слова очень мудрые, ёмкие, они отражают и
тему нашего сегодняшнего урока. О чём хотел
сказать известный писатель? (О многообразии
русского языка)
– Как называется дословная выдержка из
какого-либо текста? (Цитата)
– А цитата, предпосланная тому или иному
произведению и выражающая его основной смысл
это…? (Правильно, эпиграф.)
– Скажите, пожалуйста, какой способ передачи
информации мы используем, когда нам необходимо
передать смысл того или иного высказывания?
– А что называют чужой речью?
– С какой целью авторы вводят чужую речь в
повествование?
– Сделаем вывод. Всё вышесказанное подтверждает
мысль К.Паустовского о том, что русским словом
можно передать абсолютно всё, в том числе и чужую
речь.
– Оцените свою деятельность (лист
самоконтроля).
2. Теоретико-практическая часть заседания
– Какие основные разновидности способов
передачи чужой речи вы знаете?
– Приступим к работе в группах. На ваших
столах вы видите матрицы.
– Что у нас получится, если мы их заполним? (Опорный
конспект по теме)
– Возьмите листочки с домашним заданием,
передайте их членам другой группы (по цепочке 1-2-й
и т.д.)
– Выберите из полученного вами языкового
материала не менее трёх цитат о русском языке для
подтверждения различных вариантов записи
предложений с чужой речью. Дополните
теоретический материал нужной информацией.
- Группа №1. Прямая речь. Пункт 1 матрицы.
- Группа №2. Косвенная речь. Пункт 2 матрицы.
- Группа №3. Диалог. Пункт 3 матрицы.
- Группа №4. Цитата. Пункт 4 матрицы.
Организатор отвечает за работу всей группы, курирует её. Теоретики работают с деформированным текстом, отвечая на вопросы по теории. Все вместе обдумывают, каким образом записать цитаты в соответствии с задачей группы. Делают запись в своих ОК. Ответственные – Практики.
Отчёты групп
По очереди выступают Организаторы каждой из
четырёх групп.
Организатор, проверивший работу членов своей
группы, комментируя теоретический материал,
зачитывает составленные группой в соответствии
с требованием задания предложения. Все их
записывают. Остальные члены той группы, которая
выступает, становятся на время отчёта
консультантами членов других групп.
– Итак, мы получили опорный конспект по изученной нами теме. Оцените свою деятельность (лист самоконтроля).
3. Проблемно-творческая часть заседания
– Выполните задание, указанное на вашей карточке.
(Учитель раздаёт карточки с дифференцированными по уровню сложности заданиями и распределяет их в соответствии с уровнем знаний учеников в паре сменного состава. Количество пар, выполняющих задание того или иного уровня сложности, варьируется в зависимости от уровня подготовленности и количества учеников в классе)
Карточка 1. Замените предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью.
- «Мой дед землю пахал», – с надменной гордостью отвечал Базаров.
- Андрей воскликнул: «Я таких людей видел множество!»
- Командир приказал: «Огонь!»
- «Который час?» – спросил я.
- Врач спросил: «Какая у вас была температура?»
- Мать просила: «Не опаздывайте к чаю!»
- Мы захотели узнать: «Скоро будет поезд в Курск?»
Карточка 2. Замените предложения с косвенной речью предложениями с прямой речью. Постарайтесь использовать разную последовательность слов автора и прямой речи.
- Базаров отвечал с надменной гордостью, что его дед землю пахал.
- Андрей воскликнул, что он таких людей видел множество.
- Командир приказал, чтобы открыли огонь.
- Я спросил, который час.
- Врач спросил, какая у меня была температура.
- Мать просила нас, чтобы мы не опаздывали к чаю.
- Мы захотели узнать, скоро ли будет поезд в Курск.
Карточка 3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением прямой и косвенной речи. Укажите, из каких произведений взяты 1 и 4 предложения?
- Он говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге совсем издержался.
- Меня спросили, где я раньше работал?
- Иван хотел узнать у кучера, что куда они заехали.
- Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.
- Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.
- В детстве мама всегда спрашивала: «Кем я хочу быть?» И я всегда отвечала: «Учительницей».
- Дядя Олег спросил, какой подарок хочется ему на день рождения?
Карточка 4. Ответьте на вопросы упражнения 432. Постройте схемы 1 и 2 предложений. Придумайте по одному примеру к каждому из пяти способов передачи чужой речи.
Карточка 5. Известен факт такой
«бессловесной» переписки. Французский писатель
В.Гюго, закончив роман «Отверженные», послал
рукопись издателю.
К рукописи он приложил письмо, в котором не было
ни одного слова, а был только знак: «?» Издатель
также ответил письмом без слов, в нём был только
знак: «!»
- Какой способ передачи чужой речи вы видите в данном для анализа отрывке?
- Объясните смысл переписки писателя и издателя. Включите в своё рассуждение предложения с прямой речью или диалог. Выскажите своё мнение о роли знаков препинания в речи.
- Знаете ли вы подобные примеры неоднозначного употребления знаков препинания? (этот вопрос для устного ответа)
Карточка 6. Текст-загадка. Объясните смысл текста. Какой способ передачи чужой речи используется? Разбейте текст на реплики персонажей и расставьте знаки препинания.
Калуша бирит калушатам Калушаточки! И бирят калушата. А Калуша Инда, калушата, побирим об АБВ! Яете АБВ? АБВ волят калушата. Не, не яем. АБВ трямкают? Ни. АБВ дюбые? Ни, ни! бирит Калуша. Яйте: АБВ - абвука! Без АБВ калушата не высяпают в калуши. Калушата аж блуки вымзили Абвука? Калуша волит Без абвуки на напушке некузяво!
Карточка 7. Объясните, как вы понимаете смысл высказывания К. Паустовского «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Рассуждая, не забудьте привести аргументы и сделать вывод.
Карточка 8. Переводчики. Задание
выполняется на английском языке.
Замените прямую речь косвенной. Запишите.
Сделайте вывод об особенностях такой замены в
английском языке и сравните с русским.
- He has said, «The ship will arrive at the end of the week».
- She said, «He is reading».
- He says, «Marry will do it!»
- Marry says, «He has taken my dictionary».
Отчёты рабочих пар
На 1-м уроке учащиеся выполняют работу по карточкам. Те, кто работал с карточками 1-3, выполняли работу на доске. Они комментируют свои ответы, класс их выборочно записывает. Ответы остальных учеников заслушиваются на 2-ом уроке.
Для выполнявших задания 4-8 ключ для проверки –
на слайдах презентации. (Приложение
1) Для тех, у кого задание творческое,
напарник устно рецензирует работу, а учитель
впоследствии её проверяет, выставляя оценку.
– Оцените деятельность вашего
напарника и свою собственную (лист самоконтроля).
4. Тестовая часть заседания
На заключительном этапе нашего заседания мы выполним тестовые задания, что поможет проверить уровень усвоения теоретического и практического материала.
(Каждый член группы получает свой вариант теста. (Приложение 2) Выполнив работу, учащиеся обмениваются ими и проверяют «по ключу», выданному им учителем, верность выполнения задания.)
– Какие задания вызвали затруднения?
Обсуждение.
– Оцените свою деятельность (лист
самоконтроля).
5. Подведение итогов урока
– Назовите способы передачи чужой речи? Какой способ передает чужую речь наиболее полно, детально? Какой – наименее точно?
Дополнительные вопросы по теории для блиц-опроса:
- Высказывания других лиц, включенные в авторское повествование – это…
- Слова, вводящие прямую речь, называются …
- Передача чужой речи, сохраняющая ее содержание и форму – это…
- Разговор двух, реже нескольких лиц – это…
- Слова, обращенные к собеседнику – это…
- Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения – это…
- Дословная выдержка из какого либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова – это…
- Какое место занимает подлежащее в словах автора, вводящих косвенную речь?
- Какими средствами связи присоединяется косвенная речь к словам автора, если прямая речь – вопросительное предложение, повествовательное, побудительное?
- Каким членом в предложении с косвенной речью становится обращение, употребленное в прямой речи.
6. Рефлексия. «Заверши тезис»
- Сегодня на уроке я узнал(а) …
- Самым интересным для меня было …
- Самым трудным для меня стало….
- Мне нужно ещё повторить…
- Этот урок помог мне…
7. Домашнее задание (дифференцированное)
На «3» – упр.408, 409 составить предложения
На «4» – упр.433. Восстановить схемы, подобрать
примеры к ним.
На «5» – написать рассуждение, объяснив смысл
высказывания о русском языке. «Что русский язык
– один из богатейших языков в мире, в этом нет
никакого сомнения» В.Г.Белинский.
8. Слово учителя. В заключение нашего урока я хочу поблагодарить вас за хорошие ответы и поздравить со вступлением в клуб Знатоков «Чужой Речи». На сегодня заседание объявляю закрытым.
Список литературы
- Учебник «Русский язык: Учебн. для 8 кл. общеобразоват. учреждений» / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2009.
- Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов. – 2 изд., стер. – М.: Высш.шк., 1989.
- Купалова А.Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. М. Дрофа 2002.
- С.И. Львова. Язык и речь. Учебное пособие для 8-9 классов. М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово» – РС», 2000.
- Л.Петрушевская «Пуськи бятые». http://lib.ru/PROZA/PETRUSHEWSKAYA/butyawka.txt
- Материалы уроков сайта Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:
- Урок русского языка в 8-м классе по теме «Пунктуация. Функция знаков препинания». Бурзунова Г.Е.
- Урок русского языка «Предложения с чужой речью». Васильева А.В.
- Урок русского языка в 7-м классе. «Прямая речь и её замена косвенной». Зайцева Н.А.
- Тесты по русскому языку. 8 класс. Гузиёва О.А.
- Презентация к уроку английского языка «Reported Speech».
Лист самоконтроля
Вид работы | Оценка |
1. Обсуждение эпиграфа и темы урока (коллективная работа) | |
2. Теоретико-пратическая часть (работа в группах) | |
3. Проблемно-творческая часть (работа в парах) | |
4. Тестовая часть (индивидуальная работа) | |
5. Оценка учителя |
Матрица. Способы выражения чужой речи
I. Прямая речь – это
1. Составьте схемы предложений с прямой речью
2. Запишите 3 примера, иллюстрирующие разные схемы
II. Косвенная речь – это
1. В предложениях с косвенной речью обе части
связываются с помощью…………
2. Запишите 3 примера, иллюстрирующие разные
способы перестроения прямой речи в косвенную.
III. Диалог – это
1. Как оформить диалог при записи?
2. Запишите диалог.
IV. Цитата – это
1. Как оформить цитату при записи?
2. Запишите 3 предложения, включив в них цитаты.