«Заседание клуба знатоков "чужой речи"». 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цели урока:

  • обобщить теоретические сведения о способах передачи чужой речи;
  • систематизировать представления о передаче чужой речи разными способами и о соотношении её со схематическим изображением;
  • проконтролировать уровень владения пунктуационными навыками;
  • конструировать примеры с разными способами передачи чужой речи в различном структурном и пунктуационном оформлении (в том числе в соответствии со схемами);
  • вырабатывать умение анализировать цитаты о языке (для подготовки к написанию лингвистического сочинения части С2 ГИА);
  • формировать и развивать коммуникативную и лингвистическую компетенцию;
  • развивать интерес к изучению языка;
  • воспитывать уважительное отношение к собеседнику во время диалога и осознанное отношение к языку.

ХОД УРОКА

При подготовке к уроку класс делится на группы, включающие в свой состав учеников разного уровня подготовленности (сильный, средние, слабые). Каждому из них отводится определённая роль: контролёр, практик, теоретик (в соответствии с уровнем знаний по теме, выявленным на предыдущих уроках).

Каждая группа в соответствии со своей темой получает теоретическое домашнее задание (повторить теорию по теме (контрольные вопросы стр.209-210). Практическое задание – подобрать не менее пяти высказываний о русском языке.

Группы знатоков:

  • Прямой речи.
  • Косвенной речи.
  • Диалога.
  • Цитат.

Раздаточный материал: матрица для обобщения знаний по теории, лист самоконтроля, тестовые задания.

1. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами открываем заседание клуба Знатоков «Чужой речи».

На доске протокол заседания и эпиграф к уроку.

Протокол:

  • Теоретическая часть (коллективная работа).
  • Теоретико-практическая часть (работа по группам).
  • Проблемно-творческая часть (работа в парах).
  • Тестовая часть (индивидуальная работа).
  • Рефлексия.

1. Теоретическая часть заседания (Приложение 1)

– Посмотрите на доску. На ней вы видите слова К.Г.Паустовского о русском языке. «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
– Эти слова очень мудрые, ёмкие, они отражают и тему нашего сегодняшнего урока. О чём хотел сказать известный писатель? (О многообразии русского языка)
– Как называется дословная выдержка из какого-либо текста? (Цитата)
– А цитата, предпосланная тому или иному произведению и выражающая его основной смысл это…? (Правильно, эпиграф.)
– Скажите, пожалуйста, какой способ передачи информации мы используем, когда нам необходимо передать смысл того или иного высказывания?
– А что называют чужой речью?
– С какой целью авторы вводят чужую речь в повествование?
– Сделаем вывод. Всё вышесказанное подтверждает мысль К.Паустовского о том, что русским словом можно передать абсолютно всё, в том числе и чужую речь.
Оцените свою деятельность (лист самоконтроля).

2. Теоретико-практическая часть заседания

– Какие основные разновидности способов передачи чужой речи вы знаете?
– Приступим к работе в группах. На ваших столах вы видите матрицы.
– Что у нас получится, если мы их заполним? (Опорный конспект по теме)
– Возьмите листочки с домашним заданием, передайте их членам другой группы (по цепочке 1-2-й и т.д.)
– Выберите из полученного вами языкового материала не менее трёх цитат о русском языке для подтверждения различных вариантов записи предложений с чужой речью. Дополните теоретический материал нужной информацией.

  • Группа №1. Прямая речь. Пункт 1 матрицы.
  • Группа №2. Косвенная речь. Пункт 2 матрицы.
  • Группа №3. Диалог. Пункт 3 матрицы.
  • Группа №4. Цитата. Пункт 4 матрицы.

Организатор отвечает за работу всей группы, курирует её. Теоретики работают с деформированным текстом, отвечая на вопросы по теории. Все вместе обдумывают, каким образом записать цитаты в соответствии с задачей группы. Делают запись в своих ОК. Ответственные – Практики.

Отчёты групп

По очереди выступают Организаторы каждой из четырёх групп.
Организатор, проверивший работу членов своей группы, комментируя теоретический материал, зачитывает составленные группой в соответствии с требованием задания предложения. Все их записывают. Остальные члены той группы, которая выступает, становятся на время отчёта консультантами членов других групп.

– Итак, мы получили опорный конспект по изученной нами теме. Оцените свою деятельность (лист самоконтроля).

3. Проблемно-творческая часть заседания

– Выполните задание, указанное на вашей карточке.

(Учитель раздаёт карточки с дифференцированными по уровню сложности заданиями и распределяет их в соответствии с уровнем знаний учеников в паре сменного состава. Количество пар, выполняющих задание того или иного уровня сложности, варьируется в зависимости от уровня подготовленности и количества учеников в классе)

Карточка 1. Замените предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью.

  • «Мой дед землю пахал», – с надменной гордостью отвечал Базаров.
  • Андрей воскликнул: «Я таких людей видел множество!»
  • Командир приказал: «Огонь!»
  • «Который час – спросил я.
  • Врач спросил: «Какая у вас была температура?»
  • Мать просила: «Не опаздывайте к чаю!»
  • Мы захотели узнать: «Скоро будет поезд в Курск?»

Карточка 2. Замените предложения с косвенной речью предложениями с прямой речью. Постарайтесь использовать разную последовательность слов автора и прямой речи.

  • Базаров отвечал с надменной гордостью, что его дед землю пахал.
  • Андрей воскликнул, что он таких людей видел множество.
  • Командир приказал, чтобы открыли огонь.
  • Я спросил, который час.
  • Врач спросил, какая у меня была температура.
  • Мать просила нас, чтобы мы не опаздывали к чаю.
  • Мы захотели узнать, скоро ли будет поезд в Курск.

Карточка 3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением прямой и косвенной речи. Укажите, из каких произведений взяты 1 и 4 предложения?

  • Он говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге совсем издержался.
  • Меня спросили, где я раньше работал?
  • Иван хотел узнать у кучера, что куда они заехали.
  • Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.
  • Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.
  • В детстве мама всегда спрашивала: «Кем я хочу быть?» И я всегда отвечала: «Учительницей».
  • Дядя Олег спросил, какой подарок хочется ему на день рождения?

Карточка 4. Ответьте на вопросы упражнения 432. Постройте схемы 1 и 2 предложений. Придумайте по одному примеру к каждому из пяти способов передачи чужой речи.

Карточка 5. Известен факт такой «бессловесной» переписки. Французский писатель В.Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю.
К рукописи он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а был только знак: «?» Издатель также ответил письмом без слов, в нём был только знак: «!»

  • Какой способ передачи чужой речи вы видите в данном для анализа отрывке?
  • Объясните смысл переписки писателя и издателя. Включите в своё рассуждение предложения с прямой речью или диалог. Выскажите своё мнение о роли знаков препинания в речи.
  • Знаете ли вы подобные примеры неоднозначного употребления знаков препинания? (этот вопрос для устного ответа)

Карточка 6. Текст-загадка. Объясните смысл текста. Какой способ передачи чужой речи используется? Разбейте текст на реплики персонажей и расставьте знаки препинания.

Калуша   бирит   калушатам    Калушаточки!   И   бирят   калушата.   А   Калуша   Инда, калушата,    побирим    об   АБВ!    Яете    АБВ?    АБВ    волят    калушата.   Не,    не   яем.   АБВ трямкают?   Ни.   АБВ дюбые?   Ни, ни!   бирит    Калуша.    Яйте: АБВ - абвука!    Без   АБВ   калушата   не   высяпают   в   калуши.   Калушата   аж   блуки   вымзили   Абвука?     Калуша   волит    Без   абвуки   на   напушке   некузяво!

Карточка 7. Объясните, как вы понимаете смысл высказывания К. Паустовского «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Рассуждая, не забудьте привести аргументы и сделать вывод.

Карточка 8. Переводчики. Задание выполняется на английском языке.
Замените прямую речь косвенной. Запишите. Сделайте вывод об особенностях такой замены в английском языке и сравните с русским.

  • He has said, «The ship will arrive at the end of the week».
  • She said, «He is reading».
  • He says, «Marry will do it!»
  • Marry says, «He has taken my dictionary».

Отчёты рабочих пар

На 1-м уроке учащиеся выполняют работу по карточкам. Те, кто работал с карточками 1-3, выполняли работу на доске. Они комментируют свои ответы, класс их выборочно записывает. Ответы остальных учеников заслушиваются на 2-ом уроке.

Для выполнявших задания 4-8 ключ для проверки – на слайдах презентации. (Приложение 1) Для тех, у кого задание творческое, напарник устно рецензирует работу, а учитель впоследствии её проверяет, выставляя оценку.
Оцените деятельность вашего напарника и свою собственную (лист самоконтроля).

4. Тестовая часть заседания

На заключительном этапе нашего заседания мы выполним тестовые задания, что поможет проверить уровень усвоения теоретического и практического материала.

(Каждый член группы получает свой вариант теста. (Приложение 2) Выполнив работу, учащиеся обмениваются ими и проверяют «по ключу», выданному им учителем, верность выполнения задания.)

– Какие задания вызвали затруднения? Обсуждение.
Оцените свою деятельность (лист самоконтроля).

5. Подведение итогов урока

– Назовите способы передачи чужой речи? Какой способ передает чужую речь наиболее полно, детально? Какой – наименее точно?

Дополнительные вопросы по теории для блиц-опроса:

  • Высказывания других лиц, включенные в авторское повествование – это…
  • Слова, вводящие прямую речь, называются …
  • Передача чужой речи, сохраняющая ее содержание и форму – это…
  • Разговор двух, реже нескольких лиц – это…
  • Слова, обращенные к собеседнику – это…
  • Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения – это…
  • Дословная выдержка из какого либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова – это…
  • Какое место занимает подлежащее в словах автора, вводящих косвенную речь?
  • Какими средствами связи присоединяется косвенная речь к словам автора, если прямая речь – вопросительное предложение, повествовательное, побудительное?
  • Каким членом в предложении с косвенной речью становится обращение, употребленное в прямой речи.

6. Рефлексия. «Заверши тезис»

  • Сегодня на уроке я узнал(а) …
  • Самым интересным для меня было …
  • Самым трудным для меня стало….
  • Мне нужно ещё повторить…
  • Этот урок помог мне…

7. Домашнее задание (дифференцированное)

На «3» – упр.408, 409 составить предложения
На «4» – упр.433. Восстановить схемы, подобрать примеры к ним.
На «5» – написать рассуждение, объяснив смысл высказывания о русском языке. «Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения» В.Г.Белинский.

8. Слово учителя. В заключение нашего урока я хочу поблагодарить вас за хорошие ответы и поздравить со вступлением в клуб Знатоков «Чужой Речи». На сегодня заседание объявляю закрытым.

Список литературы

  1. Учебник «Русский язык: Учебн. для 8 кл. общеобразоват. учреждений» / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов. – 2 изд., стер. – М.: Высш.шк., 1989.
  3. Купалова А.Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. М. Дрофа 2002.
  4. С.И. Львова. Язык и речь. Учебное пособие для 8-9 классов. М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово» – РС», 2000.
  5. Л.Петрушевская «Пуськи бятые». http://lib.ru/PROZA/PETRUSHEWSKAYA/butyawka.txt
  6. Материалы уроков сайта Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:
  7. Урок русского языка в 8-м классе по теме «Пунктуация. Функция знаков препинания». Бурзунова Г.Е.
  8. Урок русского языка «Предложения с чужой речью». Васильева А.В.
  9. Урок русского языка в 7-м классе. «Прямая речь и её замена косвенной». Зайцева Н.А.
  10. Тесты по русскому языку. 8 класс. Гузиёва О.А.
  11. Презентация к уроку английского языка «Reported Speech».

Лист самоконтроля

Вид работы Оценка
1. Обсуждение эпиграфа и темы урока (коллективная работа)  
2. Теоретико-пратическая часть (работа в группах)  
3. Проблемно-творческая часть (работа в парах)  
4. Тестовая часть (индивидуальная работа)  
5. Оценка учителя  

Матрица. Способы выражения чужой речи

I. Прямая речь – это
1. Составьте схемы предложений с прямой речью
2. Запишите 3 примера, иллюстрирующие разные схемы
II. Косвенная речь – это
1. В предложениях с косвенной речью обе части связываются с помощью…………
2. Запишите 3 примера, иллюстрирующие разные способы перестроения прямой речи в косвенную.
III. Диалог – это
1. Как оформить диалог при записи?
2. Запишите диалог.
IV. Цитата – это
1. Как оформить цитату при записи?
2. Запишите 3 предложения, включив в них цитаты.