Род имен существительных. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Класс: 5

Учебник: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И.В. Русский язык для 5-го класса основной школы. В 2 кн. Кн. 2/ Под науч. ред. акад. РАО А.А.Леонтьева. – Изд. 3-е, испр. – М.: Баласс, 2009. – 208 с., ил. (Образовательная система “Школа 2100”. Серия “Свободный ум”).

Тип урока. Комбинированный

Форма урока: традиционный.

Метод: комбинированный, игровой.

Основные термины и понятия: род, постоянный морфологический признак, падежные формы, категория имени существительного, способ определения рода, способ выражения рода,

Наглядность: словари, мультимедийная презентация, инсценирование

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедиапроектор, ЦОР (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6996b477-db8f-4570-9d9b-c82ebc25bbe3/index_listing.html)

Цель урока: распознавать род имён существительных, правильно употреблять в речи (согласовывать) имена существительные с формами прилагательных и глаголов в прошедшем времени

Задачи урока:

Образовательные:

  • развить умение формулировать определение понятий;
  • формировать умение применять на практике правила правописания и произношения;
  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические умения.

Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода; развитие критического мышления;
  • развитие внимания; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных).

Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку, изучаемому предмету;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.

Технологическая карта урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Деятельность учителя на уроке Деятельность ученика Формируемые УУД
I. Организационный этап.

Включает в деловой ритм, готовит класс к работе.

Отвечают на приветствие учителя. Личностные:

готовность к равноправному сотрудничеству

II. Проверка выполнения домашнего задания.

Формулирует задания, организует оценочные высказывания обучающихся, проверку выполнения упражнения

Составьте монологический ответ “Имена существительные одушевлённые, неодушевлённые”. Дайте рецензию на ответ товарища по критериям: правильность, полнота, последовательность, доказательность.

Составьте на основе правила схему.

Каким алгоритмом пользовались при выполнении письменного задания?

Какой признак является главным при распределении слов в два столбика в домашнем упр. 372? (распределение по столбикам по алгоритму)

Слушают монологический ответ, готовятся к рецензированию. Составляют опорную схему.

О Н

В.п. = Р.п.

В.п. = И.п.

Отвечают на поставленный вопрос. Объясняют свой выбор. По очереди комментируют.

Личностные: готовность к равноправному сотрудничеству

Регулятивные:

оценивают достигнутый результат, овладевают навыками контроля и оценки результатов деятельности; формирование умений предъявлять, воспринимать информацию в словесной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста правила

Познавательные: выражают смысл ситуации различными средствами (схемы, знаки); осознанно строят речевые высказывания в устной форме.

III. Постановка учебной задачи.

Выдвигает проблему.

Какую категорию имени существительного возможно определить, пользуясь этим же морфологическим признаком? Послушайте “Весёлые рифмы”, сформулируйте тему урока и ответ на вопрос.

Род мужской, конечно, мой:
Мой брат, мой сад, стул мой.
Женский род помню я:
То, про что скажу – моя:
Моя ручка, моя тучка и тетрадь моя.
Средний род – оно моё:
Моё окно, село моё.

Напоминает обучающимся, какие опорные слова возможно подставлять, если известен род имени существительного.

Обеспечивает мотивацию выполнения задания. Выполняя задания упр. № 374 в учебнике, мы должны будем сформулировать главный вопрос урока и ответить на него. (Лексическая работа (со словами: столяр, истома, верстак) по ходу выполнения упражнения.)

Слушают стихотворение и определяют категорию имени существительного, озвучивают понятие, формулируют выводы наблюдений.

Записывают тему в тетрадь.

По очереди комментируют слова, при необходимости обращаются к электронному словарю.

Личностные: устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива

Регулятивные: самостоятельно формулируют тему и цели урока,ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно

Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации, применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств (электронные словари)

IV.Актуализация знаний.

Выдвигает проблему.

Какой же вопрос вы назовёте главным? Формулирует задание. Как ответить на поставленный вопрос? Для чего нужно уметь определять род? Правило имеет примеры. Сопоставьте полученный вывод с правилом в учебнике на стр. 25. Что вы заметили? Выделите окончания существительных в трёх записанных вами колонках. Все ли варианты окончаний м.р., ж.р., ср.р. вы можете обнаружить?

Формулируют выводы наблюдений.

Анализируют, делают выводы.

Личностные: устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива

Регулятивные: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи, самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней, сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона

Познавательные: Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки

V.Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

Формулирует задание, самостоятельную работу с учебником, проводит параллель с ранее изученным материалом.

В упр. № 375 есть только указание на то, какие окончания могут быть у имён существительных во всех трёх родах. Внимательно прочитайте задание к этому упр. на стр. 25 и заполните карандашом пустые квадраты.

Какие окончания у вас вписаны?

С какими же окончаниями нет слов в столбиках, записанных ранее в тетради?

Возможно, решить эту задачу поможет упр. из коллекции ЦОР (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6996b477-db8f-4570-9d9b-c82ebc25bbe3/index_listing.html) Запишите в соответствующие столбики недостающие примеры. Продолжаем отвечать на вопросы учебника на стр. 26. Может ли слово с окончанием – а быть не женского рода, с нулевым окончанием - не мужского рода, с окончанием - е – не среднего рода? Какого рода существительные человек и человечище, талант и талантище? Как это доказать? Закрепить полученные сведения можно на упр. из единой коллекции ЦОР. А можно ли сказать, что существительные изменяются по родам? Выдвигает проблему. Подводит обучающихся к выводу о том, что существительные не изменяются по родам. Я попробую опровергнуть ваше утверждение. На доске пары слов.

Мельник мельница
Кувшин кувшинка
Кузнец кузница

Керосин керосинка (керосиновый нагреватель с фитилями).

Разве нельзя сказать, что существительные изменяются по родам?

На основе проведённого наблюдения какой важный вывод можно сделать?

Анализируют, делают выводы, работают в тетради и у доски.

Вписывают карандашом в пустые квадраты окончания. Делят слова на группы.

Анализируют, делают выводы.

Отвечают на поставленные вопросы.

Формулируют выводы наблюдений,

объясняют свой выбор.

Личностные: устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива

Регулятивные: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи, ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно

Познавательные: создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста

VI. Физминутка

Создает условия для снятия переутомления у детей.

Участвуют в динамической паузе Личностные:

готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика

Коммуникативные: Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения

VII. Закрепление изученного материала.

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

А сейчас вы станете свидетелями удивительного, забавного и вместе с тем поучительного спора, связанного как раз с темой нашего урока.

Инсценировка.

За обеденным столом ресторана две девушки – русская и немка. Они спокойно едят, общаются. Их разговор слышит армянин-официант.

-Ага! – проговорила русская женщина, вспомнив смешную старинную примету. – Какая-то дама собралась к нам в гости. Ложка упала!

-Почему дама?- удивилась немка. Ложка – “дер лёффель!” Ложка – мужского рода. Должен какой-нибудь мужчина прийти…

Русская возмутилась:

- Ну вот ещё! Это если бы ножик упал, тогда это значило бы мужчину. Ножик – мужского рода…

- Ха-ха-ха! – засмеялась немка. Ножик мужского рода? Да ведь если ножик упадёт, это ничего не значит. Он – “дас мессэр” - рода среднего.

Официант с недоумением посмотрел на одну и другую спорящих и наконец произнёс:

- Простите, но я ничего не понимаю… Я вижу тут какое-то забавное суеверие. Но на чём оно основано? Почему ножик может чем-то напоминать мужчину или ложка – женщину? Мне это непонятно.

(Текст составлен на основе книги Л.Успенского “Слово о словах”.)

Организует обсуждение способов решения.

Послушав небольшое сообщение нашего знатока, объясните, почему официант-армянин не понял, о чём спорят девушки.

Монологическое высказывание знатока.

Знаете ли вы, что есть языки, в которых у существительных нет никакого рода – ни мужского, ни женского, ни среднего? Их называют “безродовыми” языками. Это английский, финский, венгерский, эстонский, турецкий, китайский, вьетнамский, японский, узбекский и другие.

В армянском языке у существительных тоже не никаких родов – ни мужского, ни женского, ни среднего, поэтому официанту- армянину действительно невозможно объяснить, почему русские верят, что если упала ложка – придёт женщина, а если ножик – мужчина.

Есть языки, в которых существительные имеют только два рода. Это французский, итальянский, румынский, молдавский.

Есть языки, в которых родов намного больше, чем в нашем языке. Например, во многих языках народов Кавказа, Африки может быть до 40 родов. Их там называют “классами”. Есть класс, обозначающий людей (сын, дочь, мать, брат), класс животных (овца, обезьяна, лев), класс вещей (стол, шкаф, нож), класс круглых предметов (колесо, яблоко, мяч), класс деревьев (клён, тополь) и другие классы.

Выдвигает проблему.

Объясните, почему официант-армянин не понял, о чём спорят девушки?

Группа пятиклассников участвует в инсценировке, остальные смотрят инсценировку.

Слушают доклад, делятся впечатлениями об увиденном и услышанном.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на поставленный вопрос.

Личностные: Освоение общекультурного наследия России, уважение и принятие других народов России, межэтническая толерантность, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия, устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного

мотива Регулятивные: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи Познавательные: Ориентируются и воспринимают тексты разных стилей, извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров , устанавливают причинно-следственные связи, строят логические цепи рассуждений

VIII. Информация о домашнем задании (комментирование)

Дает комментарий к домашнему заданию, задание на поиск в тексте новой информации.

Об этом явлении в языках разных народов вы прочитаете в домашнем упражнении № 376. Цель чтения – найти новую информацию, сформулировать кратко основное содержание текста.

Вам предстоит нелёгкая письменная работа: определение рода у 7 существительных.

Сразу это сделать будет трудно.

Обеспечивает положительную реакцию детей на работу одноклассников.

Помогут вам знатоки, которые занимались поиском ответов на этот вопрос.

- Среди существительных встречаются слова, у которых трудно определить род. В таких случаях необходимо обращаться к словарям. Вот в каких словарях ваши одноклассницы обнаружили категорию рода существительных: толковый, орфографический, тематический, словарь трудностей, орфоэпический.

Слушают доклад с опорой на мультимедийную презентацию, делятся впечатлениями об увиденном и услышанном. Личностные: устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива Регулятивные: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи, ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Определяют основную и второстепенную информацию, применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств (электронные словари)
IX.Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

Над какой темой работали?

Для чего нужно уметь определять род? Что нового узнали о существовании этой категории в других языках? Какими словарями воспользуетесь при затруднении в определении рода?

Объективно оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных обозначений на “Светофоре успешности”.

  • Красный сигнал – многие задания выполнить не удалось
  • Жёлтый сигнал – задания выполнены с недочётами
  • Зелёный сигнал – многие задания выполнены успешно.
Отвечают на поставленные вопросы. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) посредством “Светофора успешности”

Личностные: Позитивная самооценка, потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика Регулятивные: Оценивают достигнутый результат Познавательные: выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей, умеют заменять термины определениями