Цель: провести мониторинг сформированности у учащихся умения определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с различными видами связи, правильно расставлять знаки препинания и проводить синтаксический анализ предложения, текста с учетом особенностей и требований Единого государственного экзамена.
Задачи:
– образовательные: углубить представления учащихся о структуре сложного
предложения, отработать навык постановки знаков препинания в сложном предложении
с разными видами связи;
– развивающие: развивать аналитические способности – сравнивать, сопоставлять,
делать вывод, совершенствовать навык самоконтроля и самокоррекции учебной
деятельности;
– воспитательные: воспитывать потребность правильно оценивать собственную
деятельность, культуру речи.
Ход урока
| I. “Разминка” 1. а) Какой связью связаны простые предложения первого (второго) сложных предложений? б) На сколько основных (крупных) частей можно разделить первое (второе) предложения? какая связь при этом выступает в качестве основной? |
|
|
|
Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью, состоит из двух частей, соединенных сочинительным союзом и, первая часть – простое предложение, вторая часть – сложноподчиненное предложение с двумя придаточными и последовательным подчиненным. |
|
|
Сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью; состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью; первая и вторая части – сложно-подчиненные предложения. |
| 2. “Блиц– опрос” (устно). Определите виды придаточных предложений а) Палатку надо натягивать так, чтобы она гудела, как барабан (К. Паустовский). |
Образа действий. |
| б) Потом ее надо окопать, чтобы во время дождя вода стекала в канавы по бокам палатки и не подмочили пол (К. Паустовский) | Цели. |
| в) Почти нет той минуты в сутках, чтобы в последовских полях не кипела работа (М. Салтыков– Щедрин) | Определительное. |
| г) Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо (В. Маяковский). | Изъяснительное. |
| д) Надо всегда поступать честно, чтобы ни перед кем не было стыдно (К. Паустовский). | Цели. |
| е) Она любила Ричардсона не потому, чтобы прочла, не потому, чтоб Грандисону она Ловласа предпочла… (А.Пушкин). | Причины. |
Основная часть.
| 1. Постановка запятой в сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью. При каких условиях рядом стоящие союзы разделяются запятой? | |
| Кругом лежит еще снег (1) но (2) если быть внимательным (3) можно заметить приближение весны | Ответ 1, 2, 3. |
| Кругом лежит еще снег (1) но (2) если быть внимательным (3) то можно заметить приближение весны | Ответ 1, 3. |
| 2. Определение видов союзной и бессоюзной связей в сложном предложении. Соотнесите вид связи. | |
| 1. Солнце закатилось, и ночь последовала за ним, без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (М. Лермонтов) | А. сочинительная и бессоюзная связи. |
| 2. Когда проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (А. Чехов) | Б. сочинительная и подчинительная связи. |
| 3. Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою, а оно, стараясь брызнуть светом на мир, напряженно палило свои лучи во все стороны и заливало горизонт золотом (А. Чехов) | В. подчинительная и бессоюзная связи. |
| 4. Уже давно село солнце, но еще лес не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (И. Бунин). | Г. сочинительная, подчинительная и
бессоюзная связь. Ответ: 1-Б, 2-А, 3-Г, 4-А. |
| 3. Синтаксический разбор сложного предложения. Выбери правильный ответ. | |
| Но вот однажды, в оттепельный
мартовский день, когда аэродром за одно утро вдруг потемнел, а пористый
снег осел, так, что самолеты оставляли на нем глубокие борозды, Алексей
поднялся на своем истребителе; солнце, согревая все своим теплом, было
уже высоко. 1. Предложение состоит из: |
Ответ: В-5. |
| 2. Между первым и вторым предложениями связь. А – подчинительная (придаточное изъяснительное). Б – подчинительная (придаточное определительное). В – сочинительная. |
Ответ: Б – подчинительная (придаточное определительное).
|
| 3. Третье предложение относится к первому как А – придаточное обстоятельственное. Б – придаточное определительное. В – придаточное изъяснительное. |
Ответ: Б – придаточное определительное. |
| 4. Второе и третье предложения находятся в А – однородном подчинении. Б – последовательном подчинении. В – неоднородном подчинении. Г – параллельном подчинении. Д – комбинированном подчинении. |
Ответ: А – однородном подчинении.
|
| 5. Между третьим и четвертым предложениями связь А – сочинительная. Б – подчинительная (придаточное меры и степени). В – подчинительная (придаточное определительное). |
Ответ: Б – подчинительная (придаточные меры и степени). |
| 6. Это предложение А – сложноподчиненное предложение с однородным и комбинированным подчинением. Б – сложноподчиненное предложение с однородным и последовательным подчинением. В – сложное предложение с разными видами связи. |
Ответ: В – сложное предложение с разными видами связи. |
|
7. Эта схема соответствует данному предложению
|
Ответ: А – Да. |
| 4. Составьте схемы предложений. | |
| 1. Лишь изредка, если вблизи замечалась
лодка или что-нибудь подозрительное, скользил по воде яркий луч
прожектора, но через минуту– две он мгновенно исчезал, и тогда снова
водворялась тьма. 2. Медленно, длинными зигзагами поднимался караван по белому склону все выше и выше; казалось, что конца не будет подъему. 3. По сумрачному небу носились пустые тучи, и, хотя шел только третий час дня, было темно |
Ответ:
|
| III. Синтаксический анализ предложений в тексте. | |
| Алгоритм анализа. 1. Найдите
основы, разделите на части. |
Самостоятельно проанализировать
предложения по схеме. Печальную историю Ромео и Джульетты, известную всему миру, Шекспиру помог поведать знакомый многим ботаник Шерард. Не удивляйтесь: писатель был дружен с Шерардом, а тот увлекался разведением лютиков. Ученый как раз посвятил Шекспира в тайны этого растения, утверждая: яды лютиков вовсе не опасны, яд можно обратить на пользу, если умело использовать его силу. Именно так и поступает в пьесе Шекспира аптекарь Лоренцо, когда Джульетта обращается к нему за помощью, а получив от аптекаря снадобье, Джульетта погрузилась в глубокий сон, который родные и близкие принимают за смерть. |
| IV. Рефлексия “Закончи фразу”. | |
| Было непросто….. У меня получилось….. Хотелось бы….. |
|




