Тип урока: комплексное применение знаний по разделу “Фонетика”.
Цель:
- формирование умений учащихся, связанных со способностью различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, выполнять фонетический разбор слова;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся, обеспечивающей развитие умений и навыков анализа текста;
- развитие речемыслительной деятельности учащихся; воспитание духовно развитой личности.
Задачи:
- производить фонетический разбор слов;
- воспроизводить текст по памяти;
- определять тему, основную мысль текста, стиль и тип речи;
- создавать текст-описание;
- развивать и совершенствовать коммуникативно-речевые умения учащихся;
- воспитывать любовь к родной природе.
Ожидаемые результаты урока:
- учащиеся совершенствуют навыки в выполнении фонетического разбора слов, в определении темы, основной мысли текста, типа и стиля речи.
- формируют комплекс речевых умений;
Оборудование:
- учебник Т. Л. Ладыженской “Русский язык-5”;
- раздаточный материал (сигнальные карточки; цветок с лепестками, карточки для индивидуальной работы);
- компьютер, мультимедийный проектор, экран;
- презентация;
- словарь С.И. Ожегова.
План урока
- Организационный момент.
- Сообщение темы и цели урока.
- Подготовка к основному этапу урока.
- Обобщение и систематизация изученного материала.
- Информация о домашнем задании.
- Подведение итогов урока. Выставление оценок.
- Рефлексия.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели урока
– Когда с тобой мы слово пишем,
Его в уме мы как бы слышим.
Когда же люди говорят,
То произносят звуков ряд.
А изучает их, заметьте-ка
Раздел грамматики – ... “Фонетика” (хором). Приложение 1. Слайд 2.
– Сегодня на уроке мы обобщим знания, полученные при изучении раздела “Фонетика”, тем самым подготовимся к контрольному диктанту. В этом нам поможет весёлый гном, вместе с которым мы совершим путешествие по интересным станциям. Приложение 1. Слайд 3,4
III. Подготовка к основному этапу урока
– Но сначала обменяем тетради, оформим их. Начнём со словарного диктанта.
1. Словарный диктант на основе вопросов, с самопроверкой.
(По мере написания графически обозначаем орфограмму)
- Как называется рабочий по бетонным работам? (Бетонщик)
- Как иначе мы называем родник? (Источник)
- Рабочий, который производит кладку из камня. (Каменщик)
- Замените близким по смыслу словом выражение “тёмный фон”. (Мрачный).
- Рабочий, который занимается сваркой. (Сварщик)
- Рабочий типографии, который производит набор. (Наборщик).
– Что мы можем сказать о правописании данных слов? Кто написал диктант без ошибок?
– Какие части речи встретились в словарном диктанте?
2. Устная синтаксическая пятиминутка.
– Дайте характеристику предложения, объясните постановку знаков препинания, составьте схему.
(Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, осложнено однородными сказуемыми, на письме разделяются запятыми).
IV. Обобщение и систематизация изученного материала
Станция “Теоретическая”. Дети по очереди выходят к доске, снимают лепестки с цветка и отвечают на вопросы.
- Что изучает раздел науки о языке – фонетика?
- Расскажите о гласных звуках.
- Расскажите о согласных звуках.
- Для чего нужно знать алфавит?
- Какими буквами обозначается мягкость согласных звуков?
- В каких случаях буква ь не пишется между согласными для обозначения мягкости?
- Как называются процессы, происходящие с согласными звуками? (Озвончение, оглушение).
- Приведите примеры процессов озвончения, оглушения.
Станция “Схематическая”. Работа происходит в два этапа.
1. Определите количество звуков и букв.
Ёжик, врач, звёздный, льдины, почта, каюта, боец, море, сон, дорога, больше.
Учащиеся поднимают сигнальные карточки. Буква Б – звуков больше, М – звуков меньше, О – одинаковое количество.
2. Индивидуальная работа с карточками на доске.
Сделать фонетический разбор слов гром, яма.
Остальные учащиеся делают фонетический разбор слов самостоятельно (взаимопроверка).
Станция “Творческая”.
Приложение 1. Слайд 5, 6.
Письмо по памяти.
– За окном – зима. Эта пора привлекала художников и поэтов прошлого и настоящего. Послушайте строки знакомого вам стихотворения А.С. Пушкина “Зимнее утро”.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
– Прочитайте выразительно эти строки.
– Как связаны чувства человека с состоянием природы?
– Рассмотрите фотографию. Отвечает ли это изображение настроению стихотворения А.С. Пушкина “Зимнее утро”?
– Обратите внимание на орфограммы и пунктограммы. Прочитайте внимательно, будем писать стихотворение по памяти. (Взаимопроверка).
Станция “Грамматическая”.
Списать текст, вставить пропущенные буквы, графически объяснить их написание, расставить знаки препинания. (Упражнение 303 из учебника).
Станция “Лингвистическая”.
Приложение 1. Слайд 7.
– Прочитайте текст. Определите его основную мысль. Подберите заголовок. (Жители зимнего леса).
– Какую картину рисует ваше воображение, когда вы читаете эти строки? Попытайтесь устно нарисовать её.
– Теперь можете сравнить, соответствует ли ваше описание описанию на картине? Чего не хватает?
– Вспомните, к какому стилю речи относится текст, в котором ярко выражено отношение автора к тому, о чём он пишет, и в котором рисуется словами какая-то картина? (К художественному)
– К какому типу речи относится данный текст? (Повествование. Здесь говорится о последовательно следующих друг за другом событиях, используются глаголы).
– Какова роль глаголов в данном тексте? (С помощью одних глаголов передаётся движение природы, с помощью других создаются зрительные и слуховые впечатления).
– Элементы какого типа речи мы ещё наблюдаем? (Описание. Описывается зимняя природа, употребляются прилагательные).
– Все ли слова вам понятны?
Приложение 1. Слайд 8.
Горностай – небольшое хищное животное с ценным белым мехом и чёрным кончиком хвоста. (По словарю Ожегова).
Горностай – маленький зверёк, меньше белки. Лапы у него короткие, но сильные, точно пружинки. Тело длинное, гибкое. Летом он бурый. А зимой, как снег белый. Только кончик носа и кончик хвоста чернеют на снегу.
V. Информация о домашнем задании
Приложение 1.Слайд 9.
– Сейчас вы получите карточки, где будут опорные слова из данного текста. Дома вы напишите сочинение-миниатюру “Жители зимнего леса”, в своё повествование можете включить описание горностая, сделать фонетический разбор любого слова.
Можно сделать упражнение 305 с дополнительными заданиями из учебника.
VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
– Что делали на уроке, чтобы успешно решить поставленные задачи?
VII. Рефлексия
– Что понравилось в своих действиях?
– Над чем надо ещё работать?