Пунктуация при вводных словах, предложениях и вставных конструкциях

Разделы: Русский язык


Главная дидактическая цель — обобщить изученный материал по теме “Пунктуация при вводных словах, предложениях и вставных конструкциях”.

Обучающая цель - продолжить формирование навыка грамотного пунктуационного оформления вводных слов и вставных конструкций в письменной речи.

Развивающая цель- совершенствовать умения сравнения, анализа, синтеза.

Воспитывающие цели - укреплять навыки работы в паре: оценивать и этично принимать или отвергать ответ партнера, доказывая свою точку зрения.

Наглядность: презентация “Пунктуация при вводных словах, предложениях и вставных конструкциях”, стенд “Успешные люди Санкт-Петербурга”, высказывание В.А.Сухомлинского.

Раздаточный материал: теоретический материал “Основные группы вводных слов”, листы “Успешный человек - это...”, текст Д.С.Лихачева “Слово к молодым” из книги “Земля родная”, бланк ответов № 1.

ТСО - медиапроектор.

Содержание урока

I этап урока - согласование целей субъектов деятельности.Исходя из темы урока, учащимся предлагается поставить цели к уроку.

Презентация.

II этап (на экране проецируется слайд 1: книга А.П.Чехова и иллюстрация из рассказа “Ионыч”) - взаимопроверка домашнего задания с помощью слайда 2: выписать из текста “Семья Туркиных” (отрывок из рассказа А.П.Чехова “Ионыч”) вводные слова и определить их значения. (Домашнее задание: спишите, расставляя знаки препинания. Выпишите вводные слова и определите их значение.)

Семья Туркиных

Когда в губернском городе С. пр..езжие жаловались на скуку и однообразие жизни то местные жители как бы оправдываясь говорили что напротив в С. очень хорошо что в С. библиотека театр клуб бывают балы что наконец есть умные интересные пр..ятные семьи с которыми можно завести зн..комства. И указывали на семью Туркиных как на самую образова..ую и т..лантливую.

Эта семья жила на главной улице возле губернатора в собственном доме. Сам Туркин Иван Петрович полный красивый брюнет с бакенами устраивал любительскиесп..ктакли с благ..творительной целью сам играл старых генералов и при этом кашлял очень смешно. Он знал много анекдотов ш..рад поговорок любил шутить и острить и всегда у него было такое выражение что нельзя было понять, шутит он или говорит серьезно. Жена его Вера Иосифовна худощавая миловидная дама в pince-nez писала повести и романы и охотно читала их вслух своим гостям. Дочь Екатерина Ивановна молодая девушка играла на роял.. . Одним словом у каждого члена семьи был какой-нибудь свой т..лант. (А.Чехов)

Подведение итога выполнения домашнего задания.

Повторение теоретического материала.

- Какие еще группы вводных слов вам известны? (вводные слова, выражающие чувства говорящего, оценку говорящим степени реальности сообщаемого, указывающие на источник сообщения, и вводные слова, представляющие собой призывы к собеседнику или читателю с целью привлечь его внимание к сообщаемому: видишь (ли), понимаешь (ли), извините, пожалуйста и др.)

III этап - применение теоретических знаний на практике.

Вся работа по теме данного урока объединяется актуальной темой “Успешный человек”. В связи с этим учащимся задается вопрос:

- Можно ли семью Туркиных назвать успешной, а ее членов успешными людьми?

- Но прежде чем дать ответ на этот вопрос, давайте попытаемся определить: чтотакоеуспех. Может быть, вам поможет высказывание Сухомлинского, взятое в качестве эпиграфа к уроку: “Успех -...источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей”.

(Ответы учащихся: успех – достижение целей; наличие способностей и умение применить их; учиться хорошо и закончить успешно школу; хорошая семья; физическое и нравственное здоровье человека.)

- А теперь сравнимнаши определения со значениями, данными в словарях

В.И. Даля и С.И.Ожегова (слайд 3).

Успех — это удача, польза, счастье.

Толковый словарь живого великорусского языка. В.И.Даль

Успех — 1. Удача в достижении чего-нибудь. 2. Общественное признание.

3. Хорошие результаты в учебе, работе. Словарь русского языка. С.И.Ожегов

- На розданных вам листах напишите, пожалуйста, определение успешногочеловека, используя в предложениях вводные слова.

- Я, думаю, что работа будет более продуктивной, если мы обратим внимание наснимкиуспешных людей из нашего города, добившихся огромных успехов в области политики, спорта и культуры.

(По мнению учащихся, успешный человек – это “конечно же, человек, который достиг поставленных целей, реализовал свои способности”; “на мой взгляд, человек, здоровый, жизнерадостный, получающий удовольствие от того, чем он занимается в жизни”; “во-первых, человек, получивший хорошее образование, во-вторых, имеющий высокий профессиональный уровень, в-третьих, востребованный”; “разумеется, человек, свободный в своем выборе”; “ по-моему, человек, способный понимать окружающих, сочувствовать им”;“может быть, человек, просто любящий семью и посвятивший сою жизнь самым дорогим людям”)

- Итак, мы дали лексические значения слова успех, определили, каких людей мы считаем успешными, и, наконец, давайте выясним: успешны ли чеховскиегерои.

(Ответ учащегося: “Несмотря на то что жители губернского города С. семью Туркиных считали “самой образованной и талантливой”, а их дом духовным центром, всё же представителей этой семьи нельзя назвать успешными людьми: рухнули необоснованные надежды Котика(которая “ударяла по клавишам”) на карьеру пианистки, в романах Веры Иосифовны не было того, что бывает в жизни, остроты и анекдоты Ивана Петровича глупы и пошлы.На самом деле все представители семьи Туркиных - несчастные люди, они вызывают жалость у читателя: каждую осень мать и дочь едут в Крым, чтобы поддержать своё здоровье, а отец семейства, “когда трогается поезд, утирает слезы...”)

Дифференцированная работа в паре с текстом Д.С.Лихачева “Слово к молодым” из книги “Земля родная”. На экране спроецирован слайд 4.

Слово к молодым

1. Очень трудно сказать напутствие молодежи.

2. Многое уже сказано, и сказано хорошо.

3. И все-таки я постараюсь сказать то, что считаю самым важным и что, как мне представляется, каждому человеку, вступающему в большую жизнь, надо твердо осознать.

4. Очень многое в том, чего человек достигает в жизни, какое он занимает в ней положение, что приносит другим и получает для себя, - зависит от него самого.

5. Удача не приходит случайно.

6. Она зависит от того, что человек считает в жизни удачей, как он сам себя оценивает, какую жизненную позицию избрал, какая, наконец, цель у него в жизни...

7. “Приносить как можно больше пользы людям!”

8. Не слишком ли общо и абстрактно поставлена задача?

9. Да, конечно, попробуем конкретизировать эту жизненную позицию человека, чтобы она действительно могла направлять его жизнь...

10. Надо быть увлеченным своей профессией, своим делом, теми людьми, которым непосредственно оказываешь помощь (особенно это необходимо педагогу или врачу), и теми, которым приносишь помощь “издали”, не видя их...

11. В жизни человека огромную роль играет любовь...

12. Если вы любите своих родителей, то вы любите их “во всех измерениях”: вы любите смотреть старые альбомы с фотографиями — какими они были в детстве, до свадьбы, молодыми и постаревшими (ох, как красивы старые лица добрых людей!).

13. Если вы любите свою страну, вы не можете не любить своей истории, не можете не беречь памятников прошлого...

14. И эта любовь к прошлому своего народа должна быть у людей всех профессий, всех научных и ненаучных специальностей.

15. Ибо патриотизм — это та великая надличностная сверхзадача всей вашей деятельности, которая будет избавлять вас и от слишком острых неприятностей, личных неудач и правильно, по безошибочному пути направлять вашу деятельность в поисках истины, правды и надежного личного успеха.

(По Д.С.Лихачеву)

Задание:

учащимся III ряда выписать из текста предложения с вводными словами (6, наконец; 9, конечно).

II ряда: с вводным предложением(3, как мне представляется,)

I ряда: c вставными конструкциями (10 (особенно это необходимо педагогу или врачу); 12 (ох, как красивы старые лица добрых людей).

определить устно значения вводных слов, предложений, конструкций.

(При необходимости перед началом работы вспомнить, какими знаками препинания в основном выделяются вводные предложения, вставные конструкции).

На доске один из учащихся выписывает предложение с вставной конструкцией.

При самопроверке после ответов учащихся на экране высвечивается ответ.

В тетради учащегося должны быть записаны все варианты заданий.

Подведение итога выполнения задания в паре.

- Какими знаками препинания выделяются вводные слова, предложения и вставные конструкции?

- Скобки являются более сильным выключающим знаком по сравнению с тире. Предлагаю записать пример, в котором вводная конструкция выделяется с помощью тире.

Как важно сегодня - завтра уже может быть поздно! - увлечь человека прекрасной задачей овладеть всей полнотой культуры.

- Какое значение имеет вставное предложение?

- Нужно ли в данном случае выделять запятыми сочетаниеможет быть?

Почему?

- По мнению Д.С.Лихачева, что еще необходимо человеку в жизни, чтобы достичь успеха? (Учащиеся комментируют содержание 14 и 15 предложений).

IV этап урока - обсуждение домашнего дифференцированного задания.

1. Написать сочинение-рассуждение по тексту Лихачева (задание части С: сформулируйте позицию автора. Аргументированно ответьте: согласны или не согласны с автором).

2. Составить задания к тексту Лихачева (с А28 по В8) и написать ответы в бланках ответов № 1.

Обязательное условие: использование в работах вводных слов, предложений и вставных конструкций.

V этап урока -рефлексия.

- Какую роль в предложениях играют вводные слова, предложения и вводные конструкции?

(позволяют выразить отношение говорящего к высказыванию, привлечь внимание к сообщаемому, сделать речь выразительной, образной, особенно в художественном и публицистическом стилях речи, внести в предложение замечание, пояснение).

- Какой материал урока для вас оказался сложным? На какие моменты нам следует обратить внимание на втором уроке по данной теме (в процессе которого будет вырабатываться навык различения вводных слов и членов предложения, а также грамотного пунктуационного оформления вводных и вставных предложений)?

- Как вы считаете, вы были успешны сегодня на уроке? Почему?

Запишите ответ в листах “Успешный человек - это...”. Примеры записей учащихся: “Успешен уже только потому, что помог одноклассникам поставить цели к уроку”, “Я был успешен на уроке, так как без затруднений выполнил задание к тексту Д.С.Лихачева.”; “Считаю, что успешно справилась со всеми заданиями на уроке, без ошибок выполнила домашнюю работу”; “Я доволен собой, так как помог своему партнеру в нахождении предложения с вставными конструкциями”.