Правописание Не с существительными

Разделы: Русский язык


Тип урока: изучение нового материала.

Метод обучения: деятельностный метод обучения.

Учебник для общеобразовательных учреждений/М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян,  И.И. Кулибаба; М.: Просвещение, 2010. – 254 с.

Цели урока:

  • Образовательные:
    • рассмотреть условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными;
    • формировать навык обозначения орфограммы № 32 и условий её выбора;
  • Развивающие:
    • формировать познавательный интерес к русскому языку на основе новизны изучаемого материала;
    • формировать исследовательские компетентности учащихся;
    • формировать учебные действия анализа на основе  правила, обобщения на основе постановки вопросов по теме, на основе формулирования выводов по новой теме;
    • развивать действия контроля и самоконтроля на основе отработки правила с помощью алгоритма;
    • развивать умения самостоятельно работать  с информацией;
    • развивать монологическую речь уч-ся;
    • развивать коммуникативные умения и навыки;
    • развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал;
  • Воспитательные:
    • воспитывать стремление к рефлексии и самоконтролю;
    • воспитывать доброту, способность к взаимовыручке.

Демонстрационный материал на уроке: компьютерная презентация Power Point (Приложение 1)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (2 мин.)

Звучит музыкальная композиция (П.И. Чайковский «Времена года. Октябрь»).

Учитель: Здравствуйте, дети. Садитесь. За окном стоит поздняя осень. Сыро. Холодно. Идет безнадежный дождь. А мы унывать не будем, потому что в нашем доме, родной школе, нам вместе тепло и уютно. Здесь мы учимся, в первую очередь, добрым делам, добрым помыслам. А добро, по народному определению, является Божьим делом. В народе говорят: «Добром жизнь украшается – что степь цветами».  Пословицы помогают  нам жить по совести. И  одна из пословиц напоминает, что человеку всегда есть чему учиться. Звучит она так: « Век  живи – век учись »  (дети заканчивают хором пословицу). Итак, в добрый час, ребята, за новыми открытиями.

2. Актуализация знаний. Фиксирование затруднения в деятельности (5 мин.)

На доске записан текст. Начинается работа по тексту. (Слайд 1) Задание: объяснить написание изученных орфограмм.

П…шел дож…,  нал…тел вет..р.  Р…котал гром .  Молния  осв…щала все вокруг. Раз…гралась  не(погода).  Все  бе…покоились (об)отц… А отца волновала (не)погода, а снар…жение.

3. Постановка учебной задачи (5 мин.)

Учитель: Что удивляет в тексте?

Ученик: В тексте встречается два раза слово (не)погода (имя существительное), объяснить написание данного слова затрудняемся ,т.к. эту орфограмму не изучали.

Учитель: Какой вопрос возникает?

Ученик: В каких случаях пишем НЕ с существительными слитно, а в каких случаях пишем НЕ с существительными раздельно.

Учитель: Сформулируйте тему урока, подумайте, чему будем учиться сегодня на уроке.

После прозвучавших ответов учащихся учитель четко проговаривает тему урока, цель. Запись темы в тетрадь. (Слайд 2)

4. «Открытие» детьми нового знания (10 мин.)

Учащиеся знакомятся  с теоретической частью учебного материала. Работа по группам (3 группы). (Слайд 3). Другие ученики  работают по карточкам.
Шестиклассники выделяют в  теоретической  части глаголы, которые помогут составить шаги алгоритма:  употребляется (1 гр.);  есть, т.е.  существует (2 гр.);  заменяется (3 гр.)
Каждая группа получает задание. (Слайд 4)

1группа.

(Не)настье задержало наш отъезд.

  • Найти существительное с НЕ.
  • Будет ли существительное   употребляться без  НЕ?

Ученик: Существительное ненастье не употребляется без НЕ.

Учитель: Сделайте вывод.

Ученик: НЕ с существительным пишем слитно.

Запись первого шага алгоритма:

1. Определить, употребляется ли существительное без НЕ

 

НЕТ

Пиши слитно

2 группа

(Не)силой борются, а умением.

  • Назвать однородные члены в предложении.

Ученик: Силой – умением.

Учитель: Каким союзом она связаны?

Ученик: Союзом а.

Учитель: Какое значение он вносит в предложение?

Ученик: Противопоставление.

Учитель: Сделайте вывод.

Ученик: НЕ с существительным пишется раздельно.

Учитель: Итак, употребляется данное существительное без НЕ?

Ученик: Да.

Запись второго шага алгоритма:

2. Проверить, есть ли противопоставление с союзом а или нет

ДА

Пиши раздельно.

3 группа.

Говорить (не)правду.

Учитель: Употребляется ли существительное без НЕ?

Ученик: Да.

Учитель: Есть противопоставление  с союзом а в предложении?

Ученик: Нет.

Учитель: Определите третий шаг нашего алгоритма.

Ученик: Можно заменить существительное синонимом без НЕ или близким по значению выражением? Можно заменить. Значит, пишу слитно.

Запись третьего шага алгоритма:

3.Можно заменить существительное синонимом без НЕ или близким по значению выражением? 

ДА

Пиши слитно

НЕТ

Пиши раздельно

Фиксирование алгоритма закончилось (Слайд 5).

Решение проблемной ситуации предложено детьми:

i

Физкультминутка

Руки подняли и покачали –
(Все движения согласно  тексту)
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули–
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем–
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем–
Крылья сложили назад.

5. Первичное закрепление во внешней речи (5 мин.)

(Слайд 6)

Выполнение коллективное упражнений.  №238 (5 словосочетаний). №240 (5-е и 7-е предл), №242 (1-5 предл).
Проговаривание вслух установленных действий алгоритма. Ученики  делают вывод.

6. Самостоятельная работа (5 мин.) (Приложение 2)

Задание №1.

Рассмотреть алгоритм действия «НЕ с существительными», объяснить написание слов «неряха», «недруг».

Задание №2. Заполнить данную таблицу.

 
неряха

   

(не)вежа, (не)лепость, (не)здоровье, (не)приятель, (не)скромность, (не)годование, (не)счастье.

Задание №3.  Творческое задание.

Составить небольшой текст из 5 связанных по смыслу предложений, включив пословицу «Друзья познаются в несчастье». Сделать вывод.

7. Повторение (5 мин.)

На доске записано стихотворение.

Задание: объяснить написание НЕ со словами. Обязательно сделать вывод.

Уже (не)цвесть цветку в пустыне,
В клетке пташке (не)петь,
Уж на горькой на полыни
Сладкой ягоде (не)зреть.
Ясну солнышку в (не)настье
В синем небе (не)сиять!
Добру молодцу в (не)счастье
Дней веселых (не)видать!

П. Ершов.

8. Рефлексия деятельности. Итог занятия (3 мин.)

Звучит самооценка детьми собственной деятельности. Вывод делают ученики (по всему уроку).

– Что для меня на уроке было самым интересным?
– Что на уроке для меня было трудным?
– На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?

Остальные учащиеся делают записи в карточках. Учитель перед началом урока раздает каждому ученику карточку данного содержания.

Оценки.

Домашнее задание (на выбор):

(Слайд 7)

1) Создать памятку «Правописание НЕ с существительными».
2) Составить тест «Правописание НЕ с существительными».
3) Провести исследовательскую работу «НЕ с существительными». Проанализировать 4-5 страниц из произведения художественной литературы. Цель: установить, как часто  употребляется НЕ с существительными, выписать эти слова и объяснить правила правописания.

________________________________________________________

Данный урок актуальный, так как в основе лежит проблемная ситуация – возникновение в сознании вопроса и потребность получить ответ на него.
Учащиеся 6 класса лучше воспринимают учебный материал при высокой положительной мотивации. Такая мотивация формируется при создании нестандартных   ситуаций (задания-исследования).
Учащимся было предложено объяснить правильное употребление и написание НЕ с существительными. Очень важно, что новый материал шестиклассники получили не в готовом виде, а провели небольшое исследование, сделали выводы и сформулировали алгоритм действий. Знания на уроке учащиеся добывали сами и, отвечая на вопросы, доказывали мнения. Таким образом, находили правильный ответ. Ученики ощутили радость успеха в проявлении знаний, оценили свои  достижения. Такая работа способствует  и воспитанию интереса к урокам русского языка.
На уроке использовались  такие учебные  задания, где сильна взаимо­зависимость результатов индивидуальной и групповой работы. Педагог стимулировал деятельность детей, контролировал и корректировал их работу. Таким образом, учитель управлял  исследовательской деятельностью учащихся.
Обучение было организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Результативность урока определилась  умением  учащихся объяснять условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными; умением  применять знания  на практике;  создавать творческие работы.

Цели урока достигнуты. Домашнее задание было дифференцированным.