Тип урока: изучение нового материала.
Метод обучения: деятельностный метод обучения.
Учебник для общеобразовательных учреждений/М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба; М.: Просвещение, 2010. – 254 с.
Цели урока:
- Образовательные:
- рассмотреть условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными;
- формировать навык обозначения орфограммы № 32 и условий её выбора;
- Развивающие:
- формировать познавательный интерес к русскому языку на основе новизны изучаемого материала;
- формировать исследовательские компетентности учащихся;
- формировать учебные действия анализа на основе правила, обобщения на основе постановки вопросов по теме, на основе формулирования выводов по новой теме;
- развивать действия контроля и самоконтроля на основе отработки правила с помощью алгоритма;
- развивать умения самостоятельно работать с информацией;
- развивать монологическую речь уч-ся;
- развивать коммуникативные умения и навыки;
- развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал;
- Воспитательные:
- воспитывать стремление к рефлексии и самоконтролю;
- воспитывать доброту, способность к взаимовыручке.
Демонстрационный материал на уроке: компьютерная презентация Power Point (Приложение 1)
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (2 мин.)
Звучит музыкальная композиция (П.И. Чайковский «Времена года. Октябрь»).
Учитель: Здравствуйте, дети. Садитесь. За окном стоит поздняя осень. Сыро. Холодно. Идет безнадежный дождь. А мы унывать не будем, потому что в нашем доме, родной школе, нам вместе тепло и уютно. Здесь мы учимся, в первую очередь, добрым делам, добрым помыслам. А добро, по народному определению, является Божьим делом. В народе говорят: «Добром жизнь украшается – что степь цветами». Пословицы помогают нам жить по совести. И одна из пословиц напоминает, что человеку всегда есть чему учиться. Звучит она так: « Век живи – век учись » (дети заканчивают хором пословицу). Итак, в добрый час, ребята, за новыми открытиями.
2. Актуализация знаний. Фиксирование затруднения в деятельности (5 мин.)
На доске записан текст. Начинается работа по тексту. (Слайд 1) Задание: объяснить написание изученных орфограмм.
П…шел дож…, нал…тел вет..р. Р…котал гром . Молния осв…щала все вокруг. Раз…гралась не(погода). Все бе…покоились (об)отц… А отца волновала (не)погода, а снар…жение.
3. Постановка учебной задачи (5 мин.)
Учитель: Что удивляет в тексте?
Ученик: В тексте встречается два раза слово (не)погода (имя существительное), объяснить написание данного слова затрудняемся ,т.к. эту орфограмму не изучали.
Учитель: Какой вопрос возникает?
Ученик: В каких случаях пишем НЕ с существительными слитно, а в каких случаях пишем НЕ с существительными раздельно.
Учитель: Сформулируйте тему урока, подумайте, чему будем учиться сегодня на уроке.
После прозвучавших ответов учащихся учитель четко проговаривает тему урока, цель. Запись темы в тетрадь. (Слайд 2)
4. «Открытие» детьми нового знания (10 мин.)
Учащиеся знакомятся с теоретической частью
учебного материала. Работа по группам (3 группы).
(Слайд 3). Другие ученики работают по
карточкам.
Шестиклассники выделяют в теоретической
части глаголы, которые помогут составить шаги
алгоритма: употребляется (1 гр.); есть,
т.е. существует (2 гр.); заменяется (3 гр.)
Каждая группа получает задание. (Слайд 4)
1группа.
(Не)настье задержало наш отъезд.
- Найти существительное с НЕ.
- Будет ли существительное употребляться без НЕ?
Ученик: Существительное ненастье не употребляется без НЕ.
Учитель: Сделайте вывод.
Ученик: НЕ с существительным пишем слитно.
Запись первого шага алгоритма:
1. Определить, употребляется ли существительное без НЕ
НЕТ
Пиши слитно
2 группа
(Не)силой борются, а умением.
- Назвать однородные члены в предложении.
Ученик: Силой – умением.
Учитель: Каким союзом она связаны?
Ученик: Союзом а.
Учитель: Какое значение он вносит в предложение?
Ученик: Противопоставление.
Учитель: Сделайте вывод.
Ученик: НЕ с существительным пишется раздельно.
Учитель: Итак, употребляется данное существительное без НЕ?
Ученик: Да.
Запись второго шага алгоритма:
2. Проверить, есть ли противопоставление с союзом а или нет
ДА
Пиши раздельно.
3 группа.
Говорить (не)правду.
Учитель: Употребляется ли существительное без НЕ?
Ученик: Да.
Учитель: Есть противопоставление с союзом а в предложении?
Ученик: Нет.
Учитель: Определите третий шаг нашего алгоритма.
Ученик: Можно заменить существительное синонимом без НЕ или близким по значению выражением? Можно заменить. Значит, пишу слитно.
Запись третьего шага алгоритма:
3.Можно заменить существительное синонимом без НЕ или близким по значению выражением?
ДА Пиши слитно |
НЕТ Пиши раздельно |
Фиксирование алгоритма закончилось (Слайд 5).
Решение проблемной ситуации предложено детьми:
Физкультминутка
Руки подняли и покачали –
(Все движения согласно тексту)
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули–
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем–
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем–
Крылья сложили назад.
5. Первичное закрепление во внешней речи (5 мин.)
(Слайд 6)
Выполнение коллективное упражнений. №238 (5
словосочетаний). №240 (5-е и 7-е предл), №242 (1-5 предл).
Проговаривание вслух установленных действий
алгоритма. Ученики делают вывод.
6. Самостоятельная работа (5 мин.) (Приложение 2)
Задание №1.
Рассмотреть алгоритм действия «НЕ с существительными», объяснить написание слов «неряха», «недруг».
Задание №2. Заполнить данную таблицу.
|
|
(не)вежа, (не)лепость, (не)здоровье, (не)приятель, (не)скромность, (не)годование, (не)счастье.
Задание №3. Творческое задание.
Составить небольшой текст из 5 связанных по смыслу предложений, включив пословицу «Друзья познаются в несчастье». Сделать вывод.
7. Повторение (5 мин.)
На доске записано стихотворение.
Задание: объяснить написание НЕ со словами. Обязательно сделать вывод.
Уже (не)цвесть цветку в пустыне,
В клетке пташке (не)петь,
Уж на горькой на полыни
Сладкой ягоде (не)зреть.
Ясну солнышку в (не)настье
В синем небе (не)сиять!
Добру молодцу в (не)счастье
Дней веселых (не)видать!
П. Ершов.
8. Рефлексия деятельности. Итог занятия (3 мин.)
Звучит самооценка детьми собственной деятельности. Вывод делают ученики (по всему уроку).
– Что для меня на уроке было самым интересным?
– Что на уроке для меня было трудным?
– На что мне надо обратить внимание в домашней
работе при подготовке к следующему уроку?
Остальные учащиеся делают записи в карточках. Учитель перед началом урока раздает каждому ученику карточку данного содержания.
Оценки.
Домашнее задание (на выбор):
(Слайд 7)
1) Создать памятку «Правописание НЕ с
существительными».
2) Составить тест «Правописание НЕ с
существительными».
3) Провести исследовательскую работу «НЕ с
существительными». Проанализировать 4-5 страниц
из произведения художественной литературы. Цель:
установить, как часто употребляется НЕ с
существительными, выписать эти слова и объяснить
правила правописания.
________________________________________________________
Данный урок актуальный, так как в основе лежит
проблемная ситуация – возникновение в сознании
вопроса и потребность получить ответ на него.
Учащиеся 6 класса лучше воспринимают учебный
материал при высокой положительной мотивации.
Такая мотивация формируется при создании
нестандартных ситуаций
(задания-исследования).
Учащимся было предложено объяснить правильное
употребление и написание НЕ с существительными.
Очень важно, что новый материал шестиклассники
получили не в готовом виде, а провели небольшое
исследование, сделали выводы и сформулировали
алгоритм действий. Знания на уроке учащиеся
добывали сами и, отвечая на вопросы, доказывали
мнения. Таким образом, находили правильный ответ.
Ученики ощутили радость успеха в проявлении
знаний, оценили свои достижения. Такая работа
способствует и воспитанию интереса к урокам
русского языка.
На уроке использовались такие учебные
задания, где сильна взаимозависимость
результатов индивидуальной и групповой работы.
Педагог стимулировал деятельность детей,
контролировал и корректировал их работу. Таким
образом, учитель управлял исследовательской
деятельностью учащихся.
Обучение было организовано так, чтобы
целенаправленно вести за собой развитие.
Результативность урока определилась
умением учащихся объяснять условия выбора
слитного и раздельного написания НЕ с
существительными; умением применять
знания на практике; создавать творческие
работы.
Цели урока достигнуты. Домашнее задание было дифференцированным.