Русский язык
-
Удивительный мир сказок А.С.Пушкина 2024
Задачи урока: повторить и закрепить знания сказок А.С.Пушкина, вспомнить интересные фрагменты; учить правильно и четко отвечать на поставленные вопросы, активизировать словарный запас; развивать речь, умение внимательно слушать; воспитывать любовь, уважение и интерес к сказкам А.С.Пушкина; определить вид сказок А.С.Пушкина по их признакам; уточнить отличие авторской сказки от народной.
-
Итоговая контрольная работа по русскому языку (тестирование) за курс 6-го класса по ФГОС 3.0 2024
Данная контрольная работа составлена в форме тестовых заданий на примере работ МЦКО и ОГЭ по русскому языку. Работа направлена на проверку умений анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам; с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи; умение характеризовать тексты различных функционально-смысловых типов речи. Тестовые задания проверяют умение распознавать эпитеты, метафоры, олицетворения; понимать их основное коммуникативное назначение в художественном тексте и использовать в речи с целью повышения её богатства и выразительности; различать слова с точки зрения их происхождения: исконно русские и заимствованные слова; различать слова с точки зрения их принадлежности к активному или пассивному запасу. Задания помогают проверить умение определять способы словообразования; проводить синтаксический анализ словосочетаний, синтаксический и пунктуационный анализ предложений (в рамках изученного); применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
-
Урок по теме "Дополнение" 2024
Цель урока: повторить основные сведения о дополнении как второстепенном члене предложения; обобщить знания о дополнении, известные учащимися по курсу 5–7-х классов; расширить представления о дополнении, способах его выражения; формировать умение различать прямые и косвенные дополнения.
-
О ложном и истинном в творчестве писателей-фронтовиков Е.Носова, К.Воробьёва 2024
Проблема. Иносказательность и многозначность рассказа «Штырь» занимает в русской литературе 20 века значительное место, не изменяя своей сущности, но подвергаясь временным изменениям. В статье рассматривается композиционно-речевая структура дискурса писателей-курян XX века с вниманием к его эмоционально-экспрессивным словам и выражениям; даётся расшифровка рассказа «Штырь».
-
Конспект урока "Исследование местоимений". Тема: «Функции местоимений в художественном тексте». 10-й класс 2024
Задачи урока: повторение и синтез ранее усвоенного материала по теме «Местоимение» (умение находить местоимения в тексте; определять их грамматические признаки; выявлять текстообразующую роль местоимений).
-
Использование сюжетных картинок и кинофильмов на уроках развития речи 2024
Использование сюжетных картинок и кинофильмов на уроках развития речи дает толчок фантазии, предопределяет содержания сочинений: эмоциональный заряд сказывается на торжественности изложения, на яркости пейзажных описаний и др. Использование данных инструментов обучения позволяет направить работу учащихся; задание точно изложить содержание сюжетных картинок или фильма не лишает работу творческого характера, так как ребята в этом случае самостоятельно ищут словесный эквивалент зрительному ряду. Для сочинений целесообразно подбирать сюжетные фильмы, видовые фильмы и киноочерки. Понимание учащимися сюжета, увлеченность работой скажутся и на содержании сочинения.
-
Ольга Капица – слова мастерица: музыкально-литературная композиция по колыбельным, потешкам и пестушкам из книги "Баю-баю-баиньки"" 2024
С 2008 года в Волгограде проводятся «Дни русского языка», посвящённые нашему знаменитому земляку, российскому лингвисту, специалисту по сравнительно-историческому языкознанию, слависту, лексикографу, этимологу, доктору филологических наук, члену-корреспонденту АН СССР, академику РАН, Олегу Николаевичу Трубачёву (23.10.1930, Сталинград – 9.03.2002, Москва). Ребята из подготовительной к школе группы «Умники и умницы», участники фольклорного кружка «Родничок» и кружка «Язык родной, дружи со мной» МОУ детского сада № 21 решили участвовать в номинации «Мои первые книжки» фестиваля и подготовить музыкально-литературную композицию по колыбельным, потешкам, пестушкам из книги Ольги Капицы «Баю-баю-баиньки».
-
Программа по подготовке к ОГЭ по русскому языку 2024
Представлена Программа по подготовке к ОГЭ по русскому языку в 9-м классе.
-
Нейропсихологические приемы на уроках русского языка 2024
Не зная законов развития детского мозга, современному учителю невозможно результативно преподавать. Сегодня мы с вами поговорим о приемах, которые можно использовать на уроках русского языка в 5–9-х классах.
-
Урок обобщающего повторения по русскому языку в 7-м классе "Производные предлоги" 2024
Цель урока: развивать языковые навыки учащихся посредством дидактических игр на основе развития умения решать жизненные задачи в различных сферах деятельности через активизацию прикладных знаний, так необходимых в быстроменяющемся мире.
-
Элективный курс по русскому языку: «Сочинение: законы и секреты мастерства. Подготовка к ЕГЭ» 2024
Основными целями курса являются совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.
-
Фразеологизмы 2024
Цели урока: повторить понятие о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи; развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; научить распознавать фразеологические обороты, показать их эмоционально-выразительные достоинства.
-
Урок русского языка во 2-м классе "Главные члены предложения" 2024
Цели урока: способствовать развитию представления о том, что в каждом предложении о ком-либо или о чем-либо говорится; создать условия для формирования умения находить в предложении главные члены (основу).
-
Работа с нелинейными текстами как способ формирования читательской грамотности 2024
В статье рассматриваются виды нелинейных текстов – один из способов формирования и развития читательской грамотности как основного компонента функциональной грамотности, показаны их возможности и конкретные подходы работы для использования в образовательном процессе.
-
Слова, обозначающие предметы 2024
Цель урока: создание условий для формирования представления о словах, обозначающих предметы и их лексическом значении; формирование у учащихся умения распознавать слова, обозначающие предметы, аргументировать свой выбор.
-
Тренинг по предупреждению грамматических и речевых ошибок при выполнении творческого задания ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку 2024
Анализ и статистика результатов ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, наблюдение за учебным процессом показали, что с 2020 года значительно увеличилось количество грамматических и речевых ошибок в творческих работах учащихся, что приводит к потере баллов по критериям, оценивающим данный аспект, проверки ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. В связи с этим на уроках русского языка необходимо регулярно проводить работу по культуре речи. Поэтому в данной статье рассмотрен пример комплекса упражнений, направленных на предупреждение и устранение типичных грамматических и речевых ошибок школьников.
-
Коммуникативно-речевая игра как интерактивный метод обучения 2024
Интерактивное обучение сегодня – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность и интеллектуальную состоятельность, что и делает продуктивным сам процесс обучения.
-
Трудности при подготовке старшеклассников к ЕГЭ по русскому языку и пути их преодоления 2024
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку – это важный и сложный процесс, с которым сталкиваются школьники, их родители и преподаватели. Единый государственный экзамен представляет собой не только проверку знаний, но и своеобразный стресс-тест на выдержку и умение справляться с давлением. В этой статье мы рассмотрим основные трудности, с которыми сталкиваются школьники при подготовке к ЕГЭ по русскому языку, и предложим возможные пути их преодоления.
-
Урок русского языка в 5-м классе «Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-), -ива-(-ыва-). Практикум» 2024
Методическая разработка представляет собой урок русского языка в 5-м классе по теме «Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова-(-ева-), -ива-(-ыва-). Практикум». На уроке закрепляются умения практического применения знаний по данной теме. Используемые различные виды заданий помогают правильно организовать деятельность учащихся и способствуют лучшему усвоению изученных орфограмм.
-
Местоимение. Понятие о местоимении. Местоимение и другие части речи 2024
Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, количество и признаки, но не называет их. Местоимениями могут быть слова и словосочетания, лишенные собственного лексического значения. Их основной функцией является замена существительных, числительных и прилагательных. Они обеспечивают смысловую связь между предложениями в тексте и позволяют избегать повторения слов.
-
Исследовательская работа "Фразеологизмы в речи современных школьников" 2024
Русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. Чтобы достичь полного взаимопонимания, яснее и образнее выражать свою мысль, человек в своей речи использует фразеологизмы. Фразеологизмы в русском языке в повседневной речи употребляются достаточно часто. Порой люди не замечают, что произносят эти устойчивые выражения - настолько они привычны и удобны. Употребление фразеологизмов придает речи живость и красочность. Мы решили исследовать фразеологизмы и попытаться понять, насколько часто встречаются они в речи, что они обозначают.
-
Местоимение как часть речи. 6-й класс 2024
Цели урока: дать понятие о местоимении как части речи; научить находить местоимения в речи, правильно их употреблять, определять их роль в тексте; способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса.
-
СМИ и её влияние на устную речь народа 2024
В современном мире средства массовой информации (СМИ) играют ключевую роль в формировании общественного мнения, культуры и языка. Они оказывают значительное влияние на устную и письменную речь людей, особенно молодого поколения. В данной статье мы рассмотрим основные аспекты этого влияния и его последствия для общества.
-
Виды сложных предложений 2024
Цели урока: повторение и углубление сведений о сложном предложении; отрабатывать умения различать сложные предложения по типу связи; развивать навыки правильного использования сложных предложений в речи; воспитывать бережное отношение к родному языку.
-
Конспект урока по русскому языку "Союз. Сочинительные и подчинительные союзы" 2024
Цели урока: знакомство с типами союзов; формирование умения разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; выработка навыка постановки запятой в союзном сложном предложении.
-
Урок русского языка в 6-м классе на тему "Отрицательные местоимения" 2024
Цели урока: обобщение уже имеющихся знаний по теме «Местоимение»; выявить, что обозначают и как образуются отрицательные местоимения, сформулировать правила написания отрицательных местоимений.
-
Разработка урока по литературе в 11-м классе "Анализ прозаического текста и написание сочинения по теме "Может ли быть бесполезной надежда?" 2024
Цель урока: в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты); использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа.
-
Контрольный диктант по теме "Падежные окончания имён прилагательных" 2024
Представлен текст контрольного диктанта для 4-го класса по теме "Падежные окончания имён прилагательных".
-
Дорога к облакам: как спроектировать современный урок 2024
Часто в советской школе нерадивым ученикам с упреком говорили: «Хватит витать в облаках!». Прошли годы, и слова эти получили новое звучание: сегодня именно облачные технологии позволяют учителю организовать активную познавательную деятельность детей на основе внутренней мотивации, сделать образовательный процесс личностно значимым и увлекательным, выйти за пределы классно-урочной формы, осознать, что современное образование не имеет границ, а педагогу и ученику действительно «по дороге с облаками». Мне эту «дорогу» открыл Microsoft Office 365, а универсальной образовательной платформой стал Microsoft Teams. Здесь можно найти большие возможности для организации смешенного обучения. Проведение учебных занятий в формате видеоконференции позволяет организовать урок любого типа по ФГОС и при этом угнаться за поколением Z.
-
Технологическая карта урока русского языка "Правописание приставок ПРЕ-/ПРИ-" 2024
Цели урока: соблюдать правила правописания гласных в приставках пре- и при-; проведение морфемного анализа слов; определять орфограмму в слове; обозначать орфограмму в слове; составлять и писать предложения со словами, имеющими данную орфограмму.