Контрольная работа по теме "Причастие. Причастный оборот" для 7-го класса

Разделы: Русский язык

Класс: 7

Ключевые слова: причастие, причастный оборот


Цели:

  • активизация самостоятельной деятельности обучающихся;
  • контроль сформированности орфографических и пунктуационных умений и навыков;
  • развитие логических умений: анализ, классификация, систематизация и обобщение языкового материала;
  • развитие творческих способностей;
  • воспитание стремления к системным занятиям по русскому языку и к самоконтролю.

Вариант 1

Часть А

Задание 1. Начертите таблицу. Образуйте от глаголов все возможные причастия.

Глагол

Действительное причастие настоящего времени

Действительное причастие прошедшего времени

Страдательное причастие настоящего времени

Страдательное причастие прошедшего времени

Глаголы: соединить, возглавлять, утеплить, заморозить, умножать

Задание 2. Выберите одно причастие из таблицы, образуйте с ним причастный оборот, а затем – предложение. Причастный оборот подчеркните как член предложения.

Задание 3. Выполните морфологический разбор причастия из вашего предложения.

Задание 4. Укажите ошибочное утверждение.

  1. Причастия обозначают проявляющийся во времени признак предмета по действию.
  2. Причастия бывают настоящего и прошедшего времени.
  3. Причастный оборот является одним членом предложения - определением.
  4. Причастие обозначает действие предмета.

Задание 5. Укажите действительное причастие настоящего времени. Выпишите это слово.

  1. Сгибаемый
  2. Приносящий
  3. Охваченный
  4. Прочитавший

Задание 6. Укажите действительное причастие прошедшего времени. Выпишите это слово.

  1. Давший
  2. Волшебный
  3. Невидимый
  4. Закрытый

Задание 7. Укажите страдательное причастие настоящего времени. Выпишите это слово.

  1. Лечащий
  2. Оклеенный
  3. Опекаемый
  4. Ранний

Задание 8. Укажите страдательное причастие прошедшего времени. Выпишите это слово.

  1. Превратившийся
  2. Клюквенный
  3. Скошенный
  4. Выросший

Задание 9. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово, поставьте ударение.

  1. ПонЯтый
  2. НачАвший
  3. НачАтый
  4. ПоднЯтый

Задание 10. Какое слово состоит из пяти морфем? Выпишите и разберите его.

  1. Слышится
  2. Зажаристая
  3. Подсвечивать
  4. Разбросанный

Задание 11. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е? Выпишите эти слова.

  1. О поступивш..м сообщени..
  2. О помогавш..м сын..
  3. С бьющ..мся сердц..м
  4. О притаивш..йся мыш..

Задание 12. В каком причастии на месте пропуска пишется буква Е? Выпишите это слово.

  1. Чу..вший
  2. Кле..вший
  3. Увид..вший
  4. Услыш..вший

Задание 13. В каком причастии на месте пропуска пишется буква Я? Выпишите это слово.

  1. Пен..щийся
  2. Бор..щийся
  3. Бре..щийся
  4. Мо..щий

Задание 14. В каком причастии на месте пропуска пишется буква Я? Выпишите словосочетание.

  1. Замеш..нный в преступлении человек
  2. Постро..нный дом
  3. Выкач..нный из шины воздух
  4. Засе..нное поле

Задание 15. В каком слове пишется одна буква Н? Выпишите словосочетание.

  1. Сломле(н,нн)ые прутики
  2. Сея(н,нн)ые вчера озимые
  3. Девушка образова(н,нн)а
  4. Печё(н,нн)ые яблоки

Задание 16. Укажите правильное объяснение постановки запятых или их отсутствия в данном предложении.

В одном месте горная речка пробила (?) встававший отвесной каменной стеной (?) скалистый берег.

  1. Предложение с причастным оборотом, запятые не нужны.
  2. Предложение с причастным оборотом, запятые нужны.
  3. Причастный оборот стоит перед определяемым словом, запятые не нужны.
  4. Причастный оборот стоит после определяемого слова, запятые нужны.

Задание 17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Запишите все цифры правильного ответа.

Степной воздух(1) наполненный тысячами разных птичьих свистов(2) был жарким (3) а в высоком небе неподвижно стояли ястребы(4) распластавшие свои крылья.

  1. 1,2,3,4
  2. 1,2,3
  3. 1,3,4
  4. 2,3,4

Задание 18. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. Выпишите предложение и расставьте знаки препинания.

  1. Перед глазами ехавших расстилалась бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов.
  2. Со всех сторон красноватые скалы, обвешанные зелёным плющом, жёлтые обрывы, исчерченные промоинами.
  3. В железной печи близ закрытой двери, мерцающей толстым инеем, давно погас огонь.
  4. Песок бросаемый ветром на скалы, постепенно обтачивает их.

Задание 19. Укажите предложения, в которых НЕ со словами надо написать слитно.

  1. На столе стояла банка с огурцами, (не)открытая мною с самого утра.
  2. (Не)оконченное письмо осталось лежать в ящике стола.
  3. Преподавателю пришлось работать с очень (не)подготовленной аудиторией.
  4. После тренировки Лёша был (не)уставший, а полный сил и энергии.

Часть В

Прочитайте текст и выполните к нему задания 1-5. Ответами к заданиям 1-5 являются слово или несколько слов.

(1)Старый пруд был затянут ряской. (2)Мы спустились сюда из сада, спугнули плескавшихся здесь диких уток. (3) Неожиданно одна из них тяжело плюхнулась в пруд и поплыла.(4) Мне хотелось пройти к разрушенному кирпичному дому, со всех сторон заросшему липами и дубами.(5)Валентин Петрович купил его, чтобы построить дом, напоминавший ему отцовский.(6) Мы прошли вдоль берега пруда. (7) Наша тропинка устремилась к дому, обрушенные стены которого выглядывали сквозь кусты. (8) Мы осторожно побродили внутри заброшенного холодного дома по тёмным разломанным сгнившим доскам, и Петрович поделился планами его обустройства.

  1. Выпишите из данного текста действительные причастия прошедшего времени.
  2. Укажите вид причастия из предложения (2).
  3. Укажите синтаксическую роль слова «затянут» из предложения (1)
  4. Укажите время причастия «заброшенного» из предложения (8)
  5. Укажите номера предложений, в которых есть причастный оборот.

Часть С

Напишите мини-сочинение (50–60 слов) на тему «Что может разрушить дружбу?». Ответьте на вопрос и докажите свою точку зрения. Приведите аргументы Используйте в сочинении 3–4 причастия.

Вариант 2

Ответы