Цели:
- активизация самостоятельной деятельности обучающихся;
- контроль сформированности орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- развитие логических умений: анализ, классификация, систематизация и обобщение языкового материала;
- развитие творческих способностей;
- воспитание стремления к системным занятиям по русскому языку и к самоконтролю.
Вариант 1
Часть А
Задание 1. Начертите таблицу. Образуйте от глаголов все возможные причастия.
Глагол | Действительное причастие настоящего времени |
Действительное причастие прошедшего времени |
Страдательное причастие настоящего времени |
Страдательное причастие прошедшего времени |
|
|
|
|
|
Глаголы: соединить, возглавлять, утеплить, заморозить, умножать
Задание 2. Выберите одно причастие из таблицы, образуйте с ним причастный оборот, а затем – предложение. Причастный оборот подчеркните как член предложения.
Задание 3. Выполните морфологический разбор причастия из вашего предложения.
Задание 4. Укажите ошибочное утверждение.
- Причастия обозначают проявляющийся во времени признак предмета по действию.
- Причастия бывают настоящего и прошедшего времени.
- Причастный оборот является одним членом предложения - определением.
- Причастие обозначает действие предмета.
Задание 5. Укажите действительное причастие настоящего времени. Выпишите это слово.
- Сгибаемый
- Приносящий
- Охваченный
- Прочитавший
Задание 6. Укажите действительное причастие прошедшего времени. Выпишите это слово.
- Давший
- Волшебный
- Невидимый
- Закрытый
Задание 7. Укажите страдательное причастие настоящего времени. Выпишите это слово.
- Лечащий
- Оклеенный
- Опекаемый
- Ранний
Задание 8. Укажите страдательное причастие прошедшего времени. Выпишите это слово.
- Превратившийся
- Клюквенный
- Скошенный
- Выросший
Задание 9. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово, поставьте ударение.
- ПонЯтый
- НачАвший
- НачАтый
- ПоднЯтый
Задание 10. Какое слово состоит из пяти морфем? Выпишите и разберите его.
- Слышится
- Зажаристая
- Подсвечивать
- Разбросанный
Задание 11. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е? Выпишите эти слова.
- О поступивш..м сообщени..
- О помогавш..м сын..
- С бьющ..мся сердц..м
- О притаивш..йся мыш..
Задание 12. В каком причастии на месте пропуска пишется буква Е? Выпишите это слово.
- Чу..вший
- Кле..вший
- Увид..вший
- Услыш..вший
Задание 13. В каком причастии на месте пропуска пишется буква Я? Выпишите это слово.
- Пен..щийся
- Бор..щийся
- Бре..щийся
- Мо..щий
Задание 14. В каком причастии на месте пропуска пишется буква Я? Выпишите словосочетание.
- Замеш..нный в преступлении человек
- Постро..нный дом
- Выкач..нный из шины воздух
- Засе..нное поле
Задание 15. В каком слове пишется одна буква Н? Выпишите словосочетание.
- Сломле(н,нн)ые прутики
- Сея(н,нн)ые вчера озимые
- Девушка образова(н,нн)а
- Печё(н,нн)ые яблоки
Задание 16. Укажите правильное объяснение постановки запятых или их отсутствия в данном предложении.
В одном месте горная речка пробила (?) встававший отвесной каменной стеной (?) скалистый берег.
- Предложение с причастным оборотом, запятые не нужны.
- Предложение с причастным оборотом, запятые нужны.
- Причастный оборот стоит перед определяемым словом, запятые не нужны.
- Причастный оборот стоит после определяемого слова, запятые нужны.
Задание 17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Запишите все цифры правильного ответа.
Степной воздух(1) наполненный тысячами разных птичьих свистов(2) был жарким (3) а в высоком небе неподвижно стояли ястребы(4) распластавшие свои крылья.
- 1,2,3,4
- 1,2,3
- 1,3,4
- 2,3,4
Задание 18. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. Выпишите предложение и расставьте знаки препинания.
- Перед глазами ехавших расстилалась бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов.
- Со всех сторон красноватые скалы, обвешанные зелёным плющом, жёлтые обрывы, исчерченные промоинами.
- В железной печи близ закрытой двери, мерцающей толстым инеем, давно погас огонь.
- Песок бросаемый ветром на скалы, постепенно обтачивает их.
Задание 19. Укажите предложения, в которых НЕ со словами надо написать слитно.
- На столе стояла банка с огурцами, (не)открытая мною с самого утра.
- (Не)оконченное письмо осталось лежать в ящике стола.
- Преподавателю пришлось работать с очень (не)подготовленной аудиторией.
- После тренировки Лёша был (не)уставший, а полный сил и энергии.
Часть В
Прочитайте текст и выполните к нему задания 1-5. Ответами к заданиям 1-5 являются слово или несколько слов.
(1)Старый пруд был затянут ряской. (2)Мы спустились сюда из сада, спугнули плескавшихся здесь диких уток. (3) Неожиданно одна из них тяжело плюхнулась в пруд и поплыла.(4) Мне хотелось пройти к разрушенному кирпичному дому, со всех сторон заросшему липами и дубами.(5)Валентин Петрович купил его, чтобы построить дом, напоминавший ему отцовский.(6) Мы прошли вдоль берега пруда. (7) Наша тропинка устремилась к дому, обрушенные стены которого выглядывали сквозь кусты. (8) Мы осторожно побродили внутри заброшенного холодного дома по тёмным разломанным сгнившим доскам, и Петрович поделился планами его обустройства.
- Выпишите из данного текста действительные причастия прошедшего времени.
- Укажите вид причастия из предложения (2).
- Укажите синтаксическую роль слова «затянут» из предложения (1)
- Укажите время причастия «заброшенного» из предложения (8)
- Укажите номера предложений, в которых есть причастный оборот.
Часть С
Напишите мини-сочинение (50–60 слов) на тему «Что может разрушить дружбу?». Ответьте на вопрос и докажите свою точку зрения. Приведите аргументы Используйте в сочинении 3–4 причастия.