Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Односоставные предложения», закрепим умения и навыки распознавания таких предложений и понаблюдаем за употреблением всех видов односоставных предложений в речи, будем учиться уместному употреблению односоставных предложений в устной и письменной речи. Это цель нашего урока.
Записываем число, классная работа. Тема: «Односоставные предложения. Обобщение».
На доске вы видите текст романса Н.П.Грекова:
Погоди! Для чего торопиться?
Ведь и так жизнь несётся стрелой.
Погоди! Мы успеем проститься,
Как лучами восток загорится,-
Но дождёмся ль мы ночи такой?Посмотри, посмотри, как чудесно
Убран звёздами купол небесный,
Как мечтательно смотрит луна!
Как темно в этой сени древесной
И какая везде тишина!Только слышно, как шепчут берёзы
Да стучит сердце в пылкой груди…
Воздух весь полон запахом розы…
Милый друг! Это жизнь, а не грёзы!
Жизнь летит… Погоди! Погоди!Пусть погаснут дневные светила.
Жизнь летит, а за ночью могила,
А до ней люди нас разлучат…
Погоди!- люди спят, ангел милый.
Погоди!- ещё звёзды горят!
- Ребята, из каких предложений состоит данный текст?
- Каких предложений больше в данном отрывке?
- Выпишем односоставные предложения, определим их вид.
- Какова роль односоставных предложений в раскрытии содержания романса?
- Какой тип односоставных предложений мы не встречаем в тексте?
- Какие орфограммы вы должны вспомнить, если вы бы диктовали этот текст своим одноклассникам?
Предлагаю игру «Путаница»
Перед вами слайд с данными об односоставных предложениях. Но эти данные перепутались. Давайте попробуем вернуть всё на свои места. Работаем в парах. Правильные ответы заносим в тетрадь.
Вид предложения |
Признаки |
Пример |
Безличное |
Главный член-сказуемое (глагол в форме 1-2 лица) |
Весна! |
Определённо-личное |
Главный член - подлежащее |
Тебе звонили |
Неопределённо-личное |
Главный член-сказуемое (безличный глагол) |
Светает |
Назывное |
Главный член - сказуемое
|
Встаю каждый день рано |
Давайте проверим, как вы справились с этим заданием.
Ребята, проведём с вами небольшой распределительный диктант. Запишите сначала односоставные предложения, а затем двусоставные предложения. Подчеркните в них грамматическую основу. Укажите вид односоставных предложений.
Ах, как скоро ночь минула! Чему смеётесь? Над собой смеётесь! Вдруг слышу за спиной страшное шипение. Тонкий свист рябчика, костёр раздвигающий мглу. Налево от дома светлело зарево пожара. На дворе было морозно, но тихо. Без счастья и в лес по грибы не ходи. Было жутко, и все, не сговариваясь, держались вместе. Люблю тебя, Петра творенье…
Итак, мы с вами повторили всё, что мы знаем об односоставных предложениях. А теперь проверим, как вы усвоили эту тему. Решите небольшой тест. Обменяемся листочками и проверим друг у друга правильность выполнения.
Тест
1. Какое предложение является односоставным?
А) Тиха украинская ночь.
Б) На душе светло.
В) Дорожки не расчищены.
Г) Хороши вечера на Волге.
2.Какое предложение является неопределённо - личным?
А) Люблю тебя, Петра творенье.
Б) Нельзя было думать и об Оренбурге, претерпевающем все бедствия осады.
В) Построили редут.
Г) Сказку легко выделить среди других произведений устного народного творчества.
3. Какое предложение является обобщённо - личным?
А) Соловья баснями не кормят.
Б) В садах жгут прошлогоднюю листву.
В) Позвони мне завтра.
Г) В гостях хорошо, а дома лучше.
4. Какое предложение является безличным?
А) После драки кулаками не машут.
Б) За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
В) Не хочу ходить нарядная без сердечного дружка.
Г) За ними надо смотреть в оба.
5. Сколько назывных предложений во фрагменте стихотворения К.Бальмонта?
Недвижный камыш. Не трепещет осока.
Глубокая тишь. Безглагольность покоя.
А) 1; Б) 2; В) 3; Г) 4.
- Ребята, перед вами картина И.И.Шишкина «Зима». И.И.Шишкин - один из известных русских художников-пейзажистов. Шишкин знал русскую природу «учёным образом» и любил её со всей силой своей могучей натурой. Сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Многим известны его картины: «Утро в сосновом лесу» («Медведи»), «Корабельная роща», Лес вечером», «Рожь», «Зима» и многие другие. Обратимся к картине «Зима».
- Какое настроение создаёт картина?
- Подберите разные виды предложений, изображающих то, что вы видите на данной картине. Лучшие предложения запишем на доске.
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру: описать пейзаж за окном, используя разные виды предложений.
Рефлексия
- Сегодня на уроке я узнал….
- Было интересно….
- Теперь я могу…