Цели урока:
- обучающие: создать обобщающую опорную схему по данной теме;
- развивающие: развивать логическое мышление, навыки речевой деятельности, разные виды памяти, формировать умение самостоятельно выполнять задание;
- воспитывающие: воспитать интерес к предмету.
Оборудование урока: макет опорной схемы и разрезной материал, карточки с заданиями, компьютер, проектор, учебники по русскому языку 5, 6, 7 классов.
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Откройте тетради и запишите число, классная работа.
II. Переход к теме урока
(слайд)
На собственном опыте я не раз убеждалась, что один из трудных случаев орфографии - слитное и раздельное написание НЕ со словами. Это и будет темой нашего урока.
УЧИТЕЛЬ: В какой роли может выступать НЕ со словом?
ДЕТИ: НЕможет быть частицей, может быть приставкой или частью корня).
УЧИТЕЛЬ: Как это связано с написанием НЕ?
ДЕТИ: Если НЕ частица, то пишется раздельно. Если НЕ приставка или часть корня, то пишется со словом слитно.
III. Проблемный вопрос
УЧИТЕЛЬ: В чём заключается проблема написания НЕ со словами?
ДЕТИ: Выбрать слитное и раздельное написание.
УЧИТЕЛЬ: Сегодня на уроке мы постараемся решить эту проблему с помощью проектной работы по созданию опорной схемы написания НЕ со словами. Макет этой схемы лежит у вас на партах. В процессе нашей групповой работы мы будем заполнять этот макет опорами.
IV. Постановка цели и задач проекта
УЧИТЕЛЬ: Давайте подумаем, а зачем нам нужна опорная схема? В чём она нам поможет?
ДЕТИ: Эта схема поможет нам выбрать правильное написание НЕ со словами, поможет избежать ошибок и т.д.
Первый этап:
- Постановка цели;
- Определение задач.
Цель проекта: придумать опорную обобщающую схему по данной орфограмме.
Задачи проекта:
- уметь с помощью опорной схемы определять слитное и раздельное написание НЕ со словами;
- закрепить навыки написания НЕ с разными частями речи;
- уметь их правильно употреблять в разговорной речи.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, мы выполнили первый этап проектной работы и определили её цель и задачи. А теперь перейдём ко второму этапу. Выполним ряд заданий, которые помогут нам создать опорную схему.
V. Работа с макетом опорной схемы
УЧИТЕЛЬ: Ребята, вашему вниманию, предлагаются тесты.
ТЕСТ №1 (на слайде)
ЗАДАНИЕ: Укажите вариант, в котором НЕ со словом пишется слитно, запишите этот вариант в тетрадь и поясните выбор написания.
- Мы шли по тёмным улицам, (не) встречая прохожих.
- Статья (не)отправлена в редакцию.
- Я (не) смог решить эту трудную задачу.
- Овраг в лесу был (не)глубокий, но обрывистый.
ТЕСТ №2 (на слайде)
ЗАДАНИЕ: Укажите вариант, в котором НЕ со словом пишется раздельно, запишите этот вариант в тетрадь и поясните выбор написания.
- У меня на сердце было (не) спокойно.
- Атака (не) приятеля была успешно отбита.
- В степи появилось озеро, (не) высыхающее даже в жару.
- Старый пруд зарос (не) высоким камышом.
УЧИТЕЛЬ: С чего вы начинали, чтобы правильно выбрать написание НЕ?
ДЕТИ: Надо определить часть речи.
УЧИТЕЛЬ: Внесём это положение в макет схемы. В макете вы видите части речи, в которых при написании НЕ возникают трудности, разделены на три группы. Можете назвать эти группы.
ДЕТИ: Имя существительное, имя прилагательное, наречие на о-, е-
- Глагол, деепричастие
- Причастие
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: Не (нависть)
УЧИТЕЛЬ: Ребята, на доске вы видите слово (не)нависть. Запишите его, раскрыв скобки.
Что скажете о написании этого слова?
ДЕТИ: Ненависть - это существительное, потому что слово без НЕ не употребляется.
УЧИТЕЛЬ: Подберите к этому слову однокоренные слова различных частей речи.
ДЕТИ: Ненависть, ненавидеть, ненавистный, ненавидя, ненавистно, ненавидящий.
УЧИТЕЛЬ: Назовите части речи в этих словах.
ДЕТИ: Существительное, глагол, прилагательное, деепричастие, наречие, причастие.
УЧИТЕЛЬ: При каком условии любая часть речи всегда пишется с НЕ слитно?
ДЕТИ: Если слово без НЕ не употребляется.
VI. Работа по группам
УЧИТЕЛЬ: Сейчас мы поработаем с группами частей речи. У вас на столах карточки с текстом.
ЗАДАНИЕ: подготовьте чтение текста (чтение текста)
- 1 группа: выписывает из текста только существительные и прилагательные и распределяет их в 2 столбика: слитно–раздельно;
- 2 группа: выписывает из текста наречия и распределяет их в 2 столбика: слитно–раздельно;
- 3 группа: выписывает из текста глаголы и деепричастия и распределяет их в 2столбика: слитно–раздельно;
- 4 группа: выписывает из текста причастия и распределяет их в 2столбика: слитно–раздельно.
УЧИТЕЛЬ: Для успешного выполнения работы воспользуйтесь правилами в учебниках, которые лежат у вас на партах.
ПРОВЕРКА:
УЧИТЕЛЬ: Начнём проверку с 1 группы.
- Назовите выписанные слова и объясните их написание. У вас были две части речи (существительные и прилагательные).
УЧИТЕЛЬ: В каких случаях вы написали их с НЕ слитно? Какие случаи раздельного написания вам встретились? (внесём в макет схемы)
УЧИТЕЛЬ: Теперь послушаем 2группу.
- В каких случаях с наречиями на о-, е- вы написали НЕ слитно? Какие случаи раздельного написания вам встретились? (внесём в макет схемы)
УЧИТЕЛЬ: Предоставляем слово 3 группе.
- Что вы можете сказать о написании НЕ с глаголами и деепричастиями? Когда может встретиться слитное написание? (внесём в макет схемы)
УЧИТЕЛЬ: Теперь следующая группа - 4 группа.
- Какие причастия вы написали с НЕ слитно? Почему? Какие причастия вы написали раздельно? Почему? (внесём в макет схемы)
VII. Творческое задание
Составить четверостишие.
VIII. Реализация проекта
УЧИТЕЛЬ: А теперь посмотрим, какая опорная схема у нас получилась и постараемся сделать небольшой справочник себе (как подготовка к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ)
IX. Алгоритм применения схемы
- Проговорим алгоритм работы по нашей опорной схеме?
УЧИТЕЛЬ: Что мы делаем в первую очередь?
ДЕТИ: Определяем часть речи.
УЧИТЕЛЬ: Каким будет следующее действие?
ДЕТИ: Применение схемы.
ЗАДАНИЕ: запишите предложения и объясните написание НЕ.
- Дышал (не) настный ветер.
- Мы бредём по тем дорожкам, где (не) кошена трава.
- (Не)слыша ответа, он сделал несколько шагов к двери.
- Большов - вовсе (не)сильная натура.
- С утра я чувствовал себя (не)хорошо.
- Дружба крепка (не)лестью, а правдой и честью.
- (Не) суйся в воду, (не)зная броду.
X. Итог урока
УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы с вами не только повторили написание НЕ с различными частями речи, но и обобщили этот материал с помощью опорной схемы и справочника.
На уроке работали отлично______________
Хорошо работали ______________________
XI. Домашнее задание
Придумать словарный диктант на тему «Правописание не с разными частями речи»
- Всем спасибо за урок. Урок окончен.