Урок в 11-м классе
Технология системно-деятельностный подхода.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Оборудование: презентация, раздаточный материал.
Цели:
Деятельностная:
- обобщить знания об изобразительно-выразительных средствах русского языка.
- изучить основные требования к выполнению задания 22 и внесенные изменения, определить уровень сложности задания согласно Демоверсии ЕГЭ 2025 года.
- определить круг изобразительно-выразительных средств, необходимых для выполнения этого задания в новом формате.
Содержательная:
- совершенствовать умение находить изобразительно-выразительные средства языка в тексте и определять их вид.
- развивать умения различать фонетические, лексические, синтаксические и другие средства выразительности, определять их роль в тексте.
- отработать умение устанавливать соответствия между терминами и примерами из художественной литературы.
- совершенствование коммуникативной компетенции учащихся.
Ход урока
Мотивационный этап
(слайд 2) «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название ещё драгоценнее самой вещи» (Н.В.Гоголь)
- О какой драгоценности нашего языка говорил Гоголь? (богатство речи, достоинства русского языка, блеск, обилие красок, звуков, образов. Богатство языка - это богатство выразительных и образных оборотов, метких и крылатых слов)
- Каким термином мы можем назвать все «драгоценности» русского языка? (изобразительно-выразительные средства)
Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
Запись темы урока.
- Какова роль СХВ?
(Средства выразительности языка - это путь к выразительной, образной речи. Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности)
- Вспомните, как мы выполняли задание по определению СВ в 10 классе, и зачем возвращаемся к этой теме сегодня?
(СВ было посвящено задание 26, в котором требовались знания СВ, их основных групп, умение определять вид средства по подсказкам. Сейчас необходимо повторить термины; скорректировать умение находить СВ в тексте, различать их; отработать алгоритм выполнения задания в ЕГЭ)
Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
В ЕГЭ 2024 СВ было посвящено задание 26, в 2025 году - задание 22.
- Предлагаю сравнить задание 26 прошлого года и задание 22 этого года. Какие изменения претерпело это задание? (слайд 3)
(Новое задание построено по принципу задания №8 на установление соответствий между примерами и терминами. Нет подсказок по распределению терминов на группы. Нет возможности воспользоваться текстом рецензии для сочинения. Определить СВ в тексте труднее, так нет однозначности в определении термина. В примерах из литературы авторы используют СВ комплексно. Задание стало труднее)
- Докажите свои мысли примерами из новой демоверсии. (пример Д подходит как к 4 - парцелляция и к 5 - гипербола)
Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
- Проанализируйте кодификатор и скажите, какие термины могут встретиться при выполнении этого задания? (распечатка Кодификатора)
(Для выполнения этого задания необходимо знать 23 термина
- Изобразительно-выразительные средства фонетики. (В том числе аллитерация и ассонанс.)
- Изобразительно-выразительные средства лексики: эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, литота, сравнение.
- Изобразительно-выразительные средства синтаксиса. Синтаксический параллелизм, парцелляция, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, анафора, эпифора, антитеза; риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение; многосоюзие, бессоюзие. («Кодификатор КИМ ЕГЭ 2025 г.» )
- Подсказки: для аллитерации, ассонанса и метонимии нужные буквы (слова) будут выделены, остальные термины - по необходимости во избежание разночтения, если таковое встретится. Повтора терминов не предусмотрено.
Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит «открытие» нового знания.
- Рассмотрим несколько примеров определения терминов.
На карточках даны предложения. Найдите те, где есть сравнение. (Приложение 1)
- Был спрятан человек и щёлкал соловьём.
- Как стих без мысли в песне модной, дорога зимняя гладка.
- Жизнь стала вроде драмы.
- Разливы рек ее, подобные морям.
- Лентой бархатной чернеет
Груда вспаханной земли.
- Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей.
(все ответы) Какие примеры вызвали затруднения? (1,5,4)
(слайд 4) Сравнение - уподобление одной ситуации другой, одного явления другому. Сравнение может быть выражено: 1) сравнительным оборотом с союзами как, точно, словно, будто, как будто; 2) сравнительной конструкцией со словами похожий, подобный, вроде; 3) существительным в творительным падеже; 4) сравнительной степенью прилагательного или наречия; 5) СПП с придаточным сравнения.
На карточках даны предложения. Найдите те, где есть метонимия. (Приложение 2)
- Есть у России лишь одна дорога...
- Швед, русский - колет, рубит, режет. синекдоха
- Зал долго аплодировал артистам.
- Всё хорошо, голова прошла.
- Белеет парус одинокой. синекдоха
- То было утро наших лет. метафора
(ответы 1,2,3,4,5) Метонимия (в ЕГЭ в это понятие будет включена синекдоха)
(Слайд 5) Метонимия - употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними
Тарелку съел; У него бойкое перо;
Синекдоха - это часть вместо целого. И слышно было до рассвета, как ликовал француз.
На карточках даны предложения. Найдите те, где есть риторические вопросы, обращения, восклицания. (Приложение 3)
- Любить... Но кого же? (рит.вопрос)
- Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство! (рит.восклицание)
- Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душой. (рит.обращение)
- Встаньте в круг! (просто восклицание, нет восклиц. частиц и междометий)
- Который час? - Двенадцать. (просто вопрос, есть ответ)
- А ты, мама, сыграй со мной в шахматы.(простое обращение)
(Слайд 6) Риторические вопросы, обращения, восклицания
Р.вопросы - это вопросы, не требующие ответа (либо ясен сам по себе, либо вопрос обращен к условному собеседнику).
Р.восклицания - восклицательные предложения, которые в тексте выполняют роль усиления эмоциональности и выразительности речи, наличие восклицательных частиц и междометий.
Р.обращения - риторическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-либо или чему-либо для усиления выразительности речи.
Первичное закрепление нового знания
1.Установите соответствие между определением и термином (Приложение 4)
1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по восходящей и нисходящей значимости. |
А. Аллитерация |
2.Повторение слова или словосочетания в начале строки. |
Б. Метонимия |
3. Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки |
В. Градация |
4. Вид тропа, способ переноса значения по смежности явлений. |
Г. Анафора |
5. Повторение согласных звуков для создания художественного образа |
Д. Метафора |
6. Образное определение |
Е. Гипербола |
7. Замена количественных отношений, использование единственного числа вместо множественного, части вместо целого и наоборот |
Ж. Парцелляция |
8. Художественное преувеличение |
З. Синекдоха |
9. Употребление слов и выражений в переносном смысле на основании сходства, аналогии (скрытое сравнение) |
И. Эпитет |
Самостоятельная работа и проверка по эталону
Задание 22. Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. (Задания по сборнику Р.А.Дощинского, 50 вариантов)
Предложения |
Изобразительно-выразительные средства |
A) Там - солнца луч и в зной оливы сень,
Б) Грешил, не зная покаянья?
B) Придумайте России сто названий,
Д) Вспомни осень прежнюю -
|
1) анафора
Ответ: 35942 |
A) Есть у России лишь одна дорога…
Б) ...И от горькой обиды крапива
B) Всё дальше и дальше уходит война,
Г) - Упрямый ты. Скоро в столицу
Д) Там - солнца луч и в зной оливы сень,
|
1) вопросно-ответная форма изложения
Ответ: 82345 |
А) Есть у России лишь одна дорога...
Б) Там - солнца луч и в зной оливы сень,
В) Шуба нова, на подоле дыра.
Г) ...И от... обиды крапива
Д) Он пел...
|
1) сравнение
Ответ: 95361 |
А) Есть у России лишь одна дорога -
Б) Колокольчик в небесной рубашке...
В) …Наклонившись, ромашка молчала.
Д) Он мок в болотах, замерзал в канавах,
|
1) анафора
Ответ: 39526 |
А) Он мок в болотах, замерзал в канавах,
Б) Как весело... скользить... по зеркалу стоячих, ровных рек.
В) Тайну верности знает ромашка,
Г) Лиза проплакала без остановки всю ночь напролёт.
|
1) эпифора
Ответ: 83452 |
А) Как будто моя, а не вражья вина,
Б) ...Всех вас я знаю в лицо,
В) Злой ветер рвал полы плаща.
Г) Избы словно в снега полегли,
Д) Зеленеют земли перелеском,
|
1) лексический повтор
Ответ: 52819 |
Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций
- Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока? Что получилось? Что не получилось? Над чем ещё предстоит работать? Какую практическую помощь вы получили сегодня на уроке для подготовки к экзамену? Удовлетворены своей работой на уроке?
ДЗ: выполнить задание 22 на платформе Учи.ру по ссылке.
Литература
- Демо-версия ЕГЭ 2025 г, «Кодификатор» https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory
- Типовые варианты экзаменационных вариантов. 50 вариантов. Под редакцией Р.А.Дощинского. Задание 22 https://3.shkolkovo.online/catalog/7866?SubjectId=2
- Практически материал для задания 22 с сайта «Решу ЕГЭ. Русский язык» https://rus-ege.sdamgia.ru/