Цель: сформировать понятие об омонимах.
Задачи:
- Обучающие: познакомить с понятием «омонимы».
- Развивающие: выработать умение находить омонимы в толковом словаре, отличать омонимы от многозначных слов.
- Воспитательные: воспитывать любовь и уважение, чуткость к родному языку.
- Коррекционные: развивать навык связной речи, расширять словарный запас.
Планируемые результаты:
- Предметные: развивать умение находить омонимы в тексте; научить отличать омонимы и многозначные слова; формировать умение использовать омонимы в речи; совершенствовать орфографические навыки и умения.
- Метапредметные:
- Регулятивные: определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем; оценивать результаты учебной деятельности.
- Коммуникативные: формулировать собственное высказывание, обосновывать свое мнение, анализировать приводимые примеры по теме.
- Познавательные: работать с омонимами в тексте; отличать омонимы от многозначных слов, правильно употреблять омонимы в речи.
- Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в учебном процессе.
Ход урока
1. Организационный момент
Проверка готовности к занятию, создание благоприятного настроя на работу.
2. Актуализация знаний
Нет таких звуков, красок, образов и мыслей -
сложных и простых, - для которых не нашлось бы
в нашем языке точного выражения.
К.Г.Паустовский
1. Как вы понимаете это высказывание?
2. Как оно характеризует наш язык?
3. Согласны ли вы с данным высказыванием?
3. Проверка изученного материала
Чтобы знания были впрок, следует повторить прошлый урок.
Лексика - это …
- Лексическое значение слова можно узнать в …
- Слова, имеющие несколько лексических значений, называются …
- Слова, имеющие одно лексическое значение, называются …
4. Создание проблемной ситуации
Составить предложения со словом ключ.
Из-под земли бьет прохладный ключ. ------------- Я открою дверь ключом.
- Два предмета названы одним словом
- Слова одной части речи
- Слова не имеют ничего общего в значении
- Слова похожи по звучанию и написанию
- Что вы заметили?
- Какой возникает вопрос?
- Можно ли назвать эти слова многозначными?
5. Постановка цели
Попробуем сформулировать цель урока (выяснить, как называются слова, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное лексическое значение)
Разгадаем ребус, чтобы узнать тему урока.
(омонимы)
Итак, тема нашего урока - «Омонимы».
6. Открытие нового знания
Познакомимся с новым понятием «омонимы», обратимся к информации в учебнике на стр. 160.
Омонимы - слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.
7. Физминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Мальчики потопали,
Девочки похлопали.
Вместе дружно повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем,
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
8. Закрепление полученных знаний
Стр. 160 упр. 356.
Почему в данных предложениях мысль выражена неясно? Выразите ее точнее. В побудительное предложение включите обращение и «вежливое» слово пожалуста.
Образец.
На столе лежит наряд. (Документ или одежда?)
На столе лежит наряд на уголь. На столе лежит праздничный наряд.
1. Принесите лук. (Растение или оружие?) 2. Кран не работает. (Водопроводный или строительный?)
Лексическое значение слова можно выяснить в толковом словаре. Позвольте, я расскажу вам сказку, где живут слова.
В большом доме - Толковом словаре - под одной крышей собралось много слов. У каждого своя квартира - словарная статья. И размещает слова Составитель словаря.
Однажды произошел такой случай.
Постучалось как-то в Словарь какое-то слово.
- Кто вы? - спрашивает Составитель.
- Я имя существительное НАРЯД, я обозначаю одежду, костюм. Поместите меня в словарь!
- С удовольствием, - ответил Составитель и отвел этому слову отдельную квартиру - словарную статью.
Только закончил хлопоты, слышит опять: «Тук-тук!»
- Кто вы?
- Я имя существительное НАРЯД.
- Как?! - удивился Составитель. - Ведь я только что отвел слово НАРЯД на его законное место.
- Извините, - возразило слово НАРЯД, - мы встречаемся с вами впервые. Вот моя характеристика: я имя существительное, обозначаю документ, распоряжение на выполнение какой-нибудь работы («наряд на погрузку»).
- Все ясно, - ответил Составитель. - Вышло недоразумение. Вы действительно иное слово НАРЯД, однофамилец первого. Вас нужно поместить в другую словарную статью.
- Так и порешили.
- Как найти омонимы словаре? Посмотрим, какая есть помета для этого в словарной статье.
- Работа со словарем. Посмотрим слово кисть.
- Упражнение 1. Замените в словосочетании слова так, чтобы главные слова стали омонимами.
Дверная ручка, кисть винограда, длинная коса.
9. Домашнее задание
Стр. 160 упр. 355 (переписать, подчеркнуть омонимы, выполнить синтаксический разбор предложения)
10. Рефлексия
Подведем итоги урока.
Оцените свою работу на уроке с помощью одной фразы:
- На уроке я научился …
- На уроке я понял …
- На уроке я испытал трудности …
- На уроке не получилось …