Мир вокруг нас… Давайте остановимся, оглянемся и посмотрим вокруг. Сегодня ни для кого не секрет, что обучающиеся недостаточно хорошо могут (а иногда и совсем не могут) изложить своё мнение, впечатление об увиденной им картине, иллюстрации. Тексты учащихся часто бедны лексикой, разнообразием синтаксических конструкций, использованием средств выразительности. В работах допускаются речевые и грамматические ошибки и недочёты.
Чтобы помочь ребёнку увидеть окружающий мир, его богатство, на уроках русского языка (не только уроки развития речи) учитель использует сочинение-описание природы, или его элементы (по картинам художников, фотографиям, личным наблюдениям).
Таким образом, учитель решает важный и необходимый вопрос: коммуникативный культура учащегося. В 5-7 классах обучающиеся знакомятся с такой разновидностью работы, как сочинение-описание.
Основным материалом для этого вида деятельности являются наблюдения и ощущения.
Приведём пример. Урок развития речи: Сочинение - описание картины И.С.Остроухова «Золотая осень».
Какие наблюдения и ощущения от картины были отмечены обучающимися?
Наблюдения: на картине изображено - по жанру пейзаж - на переднем плане - на заднем плане - общий колорит выдержан - на золотом фоне - различные оттенки желтого и коричневого цветов - плавно - ниспадают - земля усеяна опавшим листьями - поблескивает маленький участок голубого неба.
Ощущения: своим произведением художник хотел выразить - эмоциональный настрой картины - чувства автора передаются с помощью - кисть мастера - пробуждает воспоминания - вызывает в душе похожие чувства.
«На картине изображён осенний лес. По жанру такая картина называется пейзаж. На переднем плане изображены клён и берёза в золотом уборе… Вся земля усеяна опавшими желтыми и бурыми листьями… Общий колорит картины выдержан в различных оттенках желтого и коричневого цветов. В левом верхнем углу поблёскивает маленький участок голубого неба… Своим произведением художник хотел выразить восхищение красотой золотой осени…» (выдержки изсочинения по картине И.С.Остроухова «Золотая осень» ученика 5 класса).
А вот фрагмент урока развития речи по теме «Подготовка к сочинению-описанию по картине А.А.Пластова «Летом».
Предлагаю ученикам обратиться к картине художника, и начинается коллективная работа с репродукцией в учебнике.
Провожу обсуждение увиденного ребятами через вопросы:
- Что вы ощущаете
- Видите
- Слышите
- Чувствуете
- Какое настроение создаётся
Очень важно, чтобы учащиеся не оставались равнодушными. И они начинают высказываться:
Тепло летнего утра, дуновение ветерка, запах трав и грибов, шорох листвы берёзы, чувство покоя, легкая и приятная усталость.
Были проведены следующие нетрадиционные типы уроков:
- Урок фантазирования
- Урок-мастерская
- Урок-путешествие
- Актуальное интервью и др.
Большую роль в совершенствовании речи учащихся играет словарная работа, организованная по тематическому принципу. Чтобы учащиеся правильно и уместно использовали эти слова в своих работах, они должны не только правильно писать эти слова, но и знать их значение, сферу их применения. Опыт этот накапливается постепенно в процессе работы по развитию связной речи учащихся во всех классах.
Поэтому при отборе материала необходимо:
- брать такой, в котором есть повторяемость заданий,
- обращать внимание учащихся на особенности употребления того или иного слова в разных текстах.
Анализ употребления слов - важный этап работы на уроках развития речи учащихся, способствует обогащению словарного запаса слов.
Необходимо сказать и о значении цвета в картине. Художник с помощью цвета создаёт образ, передаёт своё отношение к изображаемым предметам, вызывает определенное настроение. Так, жёлтый, розовый, красный цвета называются в живописи тёплыми цветами. Они наполнены теплом и помогают автору передать жизнерадостное настроение. Синий, фиолетовый - холодные цвета, они связаны с ощущением холода и передают грустные эмоции.
Чтобы развить способность обучающихся выражать свои чувства через свето-цветовую картину мира, на уроках развития речи можно обратиться к приёму «цветного слуха» - использование букв русского алфавита в качестве скрытых, символических обозначений цвета. Каждая буква, попадающая в какую-либо группу, характеризуется своими цветовыми ассоциациями. Обратимся к «жёлтой группе», где Ё - оранжевый, Е - охряный (жёлто-коричневый), Д - палевый (соломенный, светло-жёлтый), Н - светло-палевый, Ю - латунный (оттенок нежно-оливкового и тёмно-грушевого).
Поразмышляем о цветописи в стихотворении «Листопад» В.Нирович.
Листопад, листопад,
Листья жёлтые летят.
Жёлтый клён, жёлтый бук,
Жёлтый в небе солнца круг.
Жёлтый двор, жёлтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень - не весна.
Чаще всего у учащихся осень ассоциируется с желтым цветом. Дополнительные «осенние» оттенки: золотой, красный. Анализируя цветопись в стихотворении «Листопад», дети узнают лексические значения палевый, охряный, латунный и другие.
Таким образом, на уроках идет лексико-орфографическая работа.
Итогом деятельности учащихся становится потребность написать о своих наблюдениях и впечатлениях. Кто-то из ребят пишет стихи или прозу. Так появился альманах с работами учеников «Ах, зимушка - зима…»
«Снег на деревья,
Солнце и лёд,
Белые бабочки -
Снежный полёт…»