Организационный этап
Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся, ведь от улыбки станет всем теплей, как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы сегодня с вами активно поработаем. Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка, память.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Ребята, я вчера случайно увидела работу одного учащегося, в которой я нашла много ошибок. Я надеюсь, что среди вас нет таких учеников, которые допускают такое множество ошибок. Давайте найдём и исправим ошибки в тексте.
(Мы с мамой решили отдохнуть летом в деревни у дедушке. От станцие до деревни надо пройти рощей. Сдесь пахнет грибами. Хорошо побродить по рощи! От ветки к ветки протенулась серебристая паутинка. На открытой полянки в густой зелени прячутся головки спелой земляники. По тропинки идём до опушке, выходим из леса и идём прямо к деревни.)
Выявление причин затруднений и постановка цели урока
Какую орфограмму, на ваш взгляд, мальчик плохо изучил на уроке? А вы хорошо знаете данную орфограмму? Оцените себя. (Учащиеся оценивают свои знания, умения карточками).
Ребята, какая же тема нашего урока? (Учащиеся сформулировали тему). Записываем тему: правописание падежных окончаний имён существительных.
Какую же цель мы можем поставить перед собой на уроке? (отработать навык выбора орфограммы в окончаниях имён существительных; обобщить и закрепить знания о склонении). Я должна вам помочь в обобщении и систематизации знаний по данному материалу.
Чтобы достичь цели, какие задачи нам надо решить? (выяснить, когда в окончаниях существительных пишется Е, а когда И; потренироваться в написании слов с данной орфограммой).
Назовите ключевые слова урока: склонение, падеж, окончание.
Составим алгоритм рассуждения, который будет необходим нам для того, чтобы правильно написать гласную в падежных окончаниях существительных. (определяю склонение, падеж существительного, вспоминаю, какое окончание пишется у существительных этого склонения в данном падеже).
Словарная работа
Кто быстрее составит слово? Какое слово получится, если вставить, где нужно, пропущенные буквы и выписать их подряд?
РОСКОШНАЯ ВИЛ_А, ИЗВ_НИТЬ, ПАРАЛ_ЕЛЬ, РАЗ_УБЕЖДАТЬ, РАСТ_РАНИЕ, РАССЕ_ННЫЙ. (ЛИЛИЯ)
Полученное слово запишите в Р. Д. П. падежах. Каким правилом вы пользовались, чтобы правильно написать окончание существительного.
Обобщение и систематизация знаний
Помоги найти словам свой домик. В одном домике живут слова с буквой Е в окончании, в другом - слова с буквой И в окончании. Объясните свой выбор.
(Побывать в цирк.., свернуть с алле.., оценка по истори.., математик.., вернуться из экспедиции.., писал в тетрад.., тетрадк.., посвятить Даш.., служить в армии.., шли к площад…, лежал в госпитал…)
Поработаем над составлением словосочетаний. Свяжите слова в словосочетания с помощью предлога, выделите окончания, объясните их написание графически.
- встречались станция
- объявление экскурсия
- наросты растение
- изменения расписание
- отдыхать санаторий
- позаботиться гербарий
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга. Сравните с записью на слайде.
- Что нужно помнить о правописании существительных на -ие, -ий. -ия?
Физкультминутка
Отдых наш - физкультминутка,
Занимай свои места.
Раз присели, два - привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой - встанькой словно стали.
Самостоятельная работа с текстом с взаимопроверкой. Учащимся предлагается самостоятельно выбрать уровень сложности задания. В зависимости от уровня сложности выставляется максимальная оценка. (Низкий - удовлетворительно, средний - хорошо, высокий - отлично; при условии верного выполнения.)
Низкий уровень (Все буквы вставлены, объяснить правописание падежных окончаний)
Это лето мы с товарищем провели у моей бабушки в деревне. Деревня расположилась далеко от станции. По утрам мы бегали к речке купаться. Если на небе нет туч, мы ложимся на песок и с наслаждением греемся на солнце. После купания залезаем в густые заросли малины. Они растут у самой кромки воды. Осенью мы расскажем ребятам о нашем беззаботном отдыхе.
Средний уровень (Вставить пропущенные окончания существительных, объяснить правописание падежных окончаний)
Это лето мы с товарищем провели у моей бабушк.. в деревн... Деревня расположилась далеко от станци... По утрам мы бегали к речк.. купаться. Если на небе нет туч, мы ложимся на песок и с наслаждением греемся на солнц... После купания залезаем в густые заросли малины. Они растут у самой кромк.. воды. Осенью мы расскажем ребятам о нашем беззаботном отдых...
Высокий уровень (Вставить пропущенные существительные по определённому склонению и падежу, объяснить правописание падежных окончаний)
(1)Это лето мы с товарищем провели у моей (1 скл.,Р.п) в (1 скл.,П.п) (2) Деревня расположилась далеко от (сущ на -ия, Р.п) (3) По утрам мы бегали к (1 скл., Д.п) купаться. (4) Если на небе нет туч, мы ложимся на песок и с наслаждением греемся на (2 скл., П.п) (5) После купания залезаем в густые заросли малины. (6) Они растут у самой (1скл., Р.п) воды. (7) Осенью мы расскажем ребятам о нашем беззаботном (2 скл. П.п)
Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке.
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- теперь я могу…
- урок дал мне для жизни…
Домашнее задание
- Составить тест по теме «Правописание падежных окончаний существительных».