Открытый урок по русскому языку "Три склонения имён существительных. Первое склонение"

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4

Ключевые слова: УМК «Школа России», склонение имен существительных


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (260 кБ)


Предмет: Русский язык.

Класс 4.

УМК «Школа России».

Используемое оборудование, полученное в рамках Комплекса мер по модернизации Иркутской области:

  • интерактивная доска Smart-Board 480;
  • проектор Vivitek D791ST для демонстрации слайдов;
  • персональный компьютер;
  • документ-камера Gaoke GK-9000A;
  • принтер;

Цель: формирование умений распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков.

Задачи:

  • Образовательные: обучение определению склонения имен существительных, опираясь на содержание таблицы и схемы; уточнение понятия “склонение имен существительных”; определение места типов склонения имен существительных в грамматических категориях части, повторение словарных слов.
  • Развивающие: развитие внимания и памяти при работе с опорными схемами, таблицами, при работе с текстами упражнений; развитие орфографической зоркости, коррекция функций анализа и синтеза в процессе мыслительной деятельности.
  • Воспитательные: привитие любви к родному языку, интереса к предмету, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, фантазию, целеустремленность.

Тип урока: освоение нового материала.

Форма урока: проблемный урок.

Оборудование: учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык. 4 класс», толковый словарь, компьютер, интерактивная доска, презентация, интернет-ресурсы.

Ход урока

I. Актуализация знаний

Презентация

Слайд 3

- Зачем нужна грамматика?
Чтоб грамотно писать.
Чтоб грубые ошибки
В письме не допускать,

Чтоб с детства знали дети
И каждый ученик,
Что лучше всех на свете
Его родной язык!

- Мы должны любить свой родной язык и уважать всех кто разговаривает и понимает его. Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с новыми правилами родного языка, а помогут вам ваши знания.

II. Минутка чистописания (на доске)

– Запишите буквосочетания.

– Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Разберите его по членам предложения. Над словами обозначьте части речи.

Деревья в голых осенних садах озябли и дрожали от холода.

III. Работа над словами с непроверяемым написанием

Слайд 4

- Зима приносит нам много развлечений. Об одном из них вы узнаете, отгадав загадку.

По снегу покатите -
Я подрасту.
На костре согрейте -
Я пропаду.

- Да, это снежок. Вы любите играть в снежки?

- Тогда поиграем, но снежки у нас будут необычные, не из снега, а из букв.

- Перед вами словарные слова, в которых пропущены буквы, а ниже «снежки» с этими буквами.

- С помощью снежков вспомним словарные слова. Восстановите слова. Запишите: словарный диктант.

- Записывать будем в строчку, через запятую, вставляя пропущенные буквы, ставя ударение.

- Первым бросает снежок…

д… кабрь

за…. ц

ин… й

к… ртина

сев… р

ф… враль

к… л… ндарь

пр … красный

мес … ц

…нварь

ул… ца

п… год

- Вот мы с вами и в «снежки» поиграли и словарные слова повторили. Думаю, что хорошо справились с этим заданием.

IV. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Трамвай едет по улице Мира и по площади Садовой. (записано на доске)

- К какой части речи относятся выделенные слова? (Имена существительные)

- Определите род и падеж в выделенных именах существительных. по улице и по площади? (В дательном падеже, ж.р.)

- Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом, имеют один и тот же род?

- Как вы думаете, о каких признаках им. сущ. будем говорить на уроке? (Склонение)– Прочитайте тему урока.– Сегодня на уроке будем учиться склонять.

V. Объяснение нового материала

Наблюдение над языковым материалом.

Слайды 5,6,7,8

(Читают стихотворение)

– Склонение – изменение существительных по падежам и числам. Тип склонения имени существительного определяется по начальной форме – именительный падеж, единственное число. Существительные распределяются по трем типам склонения.

К 1-му склонению относятся имена существительные женского, мужского и общего рода с окончаниями , : лиса, сестра, тетя.

Таблица № 1

Существительные 1-го склонения, оканчивающиеся на -ия (армия, симфония), в дательном и предложном падеже единственного числа имеют окончание , как существительные 3-го склонения: к армии, об арии.

Следует помнить: это правило не распространяется на существительные оканчивающиеся на -ья (Марья, лгунья – к Марье, о Марье, к лгунье, о лгунье).

Ко 2-му склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием (сом, ком, мяч, дом, планетарий), все существительные с окончаниями , . (Подмастерье, стол – мужской род; поле, гнездо, – средний род.)

Таблица № 2

Имена существительные 2-го склонения, оканчивающиеся на -ий, -ие (радий, планетарий, решение, сознание), в предложном падеже единственного числа имеют окончание , как существительные 3-го склонения (о планетарии, о решении, о здании).

Следует помнить, это правило не распространяется на существительные оканчивающиеся на -ей, -ай, -ьё. (Воробей, рай, житьё – о воробье, о рае, о житье.)

К 3-му склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием (степь, рожь, глушь).

Таблица № 3

В случае, когда существительное не имеет формы единственного числа, оно не относится ни к одному из типов склонения.

Не имеют склонения неизменяемые существительные (пальто, ситро, метро, такси, кенгуру, ООН, ГАИ). Их число и падеж можно определить в словосочетаниях и предложениях по вопросу. (Она пришла (в чём?) в пальто – ед.ч. П.п.)

Физминутка

VI. Составление алгоритма

– Прочитайте вывод 89 на стр. Что значит склонять имена существительные? (Изменять по падежам.)

- Давайте составим алгоритм. Слайд 9

Работа по учебнику (упражнение 153).

– Проведите исследование. Просклоняйте каждую группу имен существительных и сделайте вывод: одинаковые ли падежные окончания имеют эти имена существительные при склонении?

VII. Первичное закрепление знаний

1. Работа в парах (проверка)

– Прочитайте. Спишите.

– В чем сходство и различие данных имен существительных?

– Укажите род имен существительных, выделите их окончания.

– Обратите внимание, что вы записали имена существительные 1-го,2-го,3-го склонения. (Списывают слова с интерактивной доски, введенные при помощи проектора)

2. Работа по учебнику (упражнение 155)

– Прочитайте. Докажите, что данные имена существительные относятся к 1-му склонению.

Вывод.

- Какие окончания относятся к 1-му склонению.

– Спишите. Обозначьте род имен существительных, выделите окончания.

VIII. Закрепление и обобщение приобретенных знаний и умений

1. Работа в группах. «Найдите “лишнее” слово» (карточки)

– Определите, по какому принципу собраны слова в группу, и найдите «лишнее» слово.

Таблица № 4

– Почему у остальных существительных сложнее определить склонение?

– Как поступить, чтобы определить склонение существительных в косвенных падежах?

2. Игра «Крестики-нолики» (работа в парах)

– Определите, какие существительные, к какому склонению относятся, сделайте краткие выводы. Крестиком отметьте, к какому типу склонения относится каждое имя существительное.

Таблица 5

IX. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Сколько склонений существительных в русском языке?

– Какие существительные относятся к 1-му склонению?

– Какие существительные относятся ко 2-му склонению?

– Какие существительные относятся к 3-му склонению?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

– Если вы считаете, что хорошо усвоили эту тему, можете четко повторить правило, не допустили ошибок в самостоятельной работе – прикрепите фигурку человечка на верхнюю ступеньку. Если вам еще нужно время, чтобы выучить правило, но ошибок на это правило вы уже не допускаете – на вторую ступеньку. Если вам еще нужно время, чтобы выучить правило, хорошенько потренироваться в его применении – на третью ступеньку. Если вам нужно еще раз послушать объяснение, так как вы не понимаете, как действовать, – на четвертую ступеньку.

X. Домашнее задание

– Выполнить упражнение 156 стр. 90 в учебнике.

Список используемой литературы

  1. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Учебник «Русский язык», 4 класс. – М.: «Просвещение», 2023год.
  2. Кучеренко С.В. Методические рекомендации к урокам. – Волгоград: Издательство «Волгоград», 2007.
  3. Смирнова И.Г. Русский язык. 3-4 класс: тренинговые упражнения/ И.Г.Смирнова, Т.В.Бондарева. - Волгоград: «Учитель», 2009.
  4. Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ: Пособие для учителя начальной школы. – М.: «Просвещение», 1992.
  5. Ушакова О.Д. Диктанты на правописание окончаний существительных и прилагательных: 4-5-й классы. – М.: Издательский дом «Литера», 2008.
  6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2006.
  7. Шоган В.В. Технология личностно ориентированного урока. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2003.

Техническая карта урока